Просмотр содержимого документа
«Игра и игровая терапия, как средство реабилитации детей с нарушением речи»
Игра и игровая терапия, как средство реабилитации детей с нарушением речи
Игра и игровая терапия, как средство реабилитации детей с нарушением речи
Все мы знаем, что в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности. Предметом моего особого внимания стал анализ условий для успешного и ненавязчивого подхода к дошкольникам при формировании речевой деятельности, которая представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью языковых средств. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришёл к выводу:
“Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи”.
В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках дошкольных учреждений.
Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики рас- тущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии, так как речедвигательный аппарат развивается и совершенствуется с возрастом. Речедвигательный аппарат (полости носа и рта, зубы, губы, язык, гортань, лёгкие) – это исполнительные органы речетворческой системы организма. Вначале речедвигательные мышцы не послушны ребёнку, он с трудом произносит звуки родного языка. Подрастая, он говорит чище и свободнее, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых
Идут команды на речевые мышцы, у ребёнка развивается свободное владение мускулатурой
речевого аппарата.
Ребёнок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться:
а) артикулировать все для данного языка фонемы; б) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определённой позиции; в) модулировать просодемы, создающие интонацию.
Из опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным для ребёнка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной их, прежде всего то, что ребёнок не может научиться правильно “работать” языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненебных согласных [р], [л], [м], [ж], иногда задненебных: [г], [к], [х].
Запоздалая или затрудненная речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков – все эти дефекты встречаются у детей довольно часто. Иногда они вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребёнка.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволно- ваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой меха- низм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка – его речь сильно затрудняется, причем происходит это совершенно непроизвольно.
Все эти обстоятельства можно изменить, причем, чем быстрее, тем лучше. В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней. Иногда при сложных диагнозах речи необходимо вмешательство врача, который способен научить ребёнка правильно дышать и произносить звуки. Но больше всего внимание следует обратить на психологические условия, создающие у ребёнка трудности в произношении. Одним словом, развитие речи следует рассматривать как составную часть общего развития личности.
Дети не могут сами обратиться со своими психологическими проблемами к врачу. Да и после того, как проблема определена, врач не может адресоваться непосредственно к ребёнку, предлагая какие-то методы для её решения – малыш просто не поймет его. Лечить значит особыми путями добиваться перемены его желаний, мыслей, мотивов.
Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы.
Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша, то вначале было не слово, а игра. Ребёнок не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни.
Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка.
Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве. В играх дети делают всё как бы втроём: их подсознание, их разум, их фантазия “работают” синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, языки реактивность – словом, всё то, что составляет богатство человеческой личности.
Занятия с детьми по развитию речи должны стать праздником. А праздник для ребёнка, когда игра сменяется игрой, когда никто не думает о том что есть такое слово “надо”, а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник- это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать и чувствовать соприкосновение слова в игре.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебрально-органическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживите игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть ребята фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей.
4. Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что- то получилось у него впервые.
5. Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком, с тем чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи, показывайте образцы организованной речи.
Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивиду- альном общении). При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться со взрослым и доверять ему, что не мало важно для работы с детьми с нарушением речи.
Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать свое поведение, понять самому свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного образа “Я” ребёнка.
В основе данной деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет пра- во быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Развитие речевой активности происходит в том слу- чае, если ребёнок творчески приспосабливается к изменениям окружающего мира. Для детей с проблемами в развитии речи раскрытие творческих возможностей особенно важно, так как их способности к адаптации и общению ограничены.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в дошкольном возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе котоой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность предписанная самой природой развития чело-века.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что “играть” в отличие от “работать” и “заниматься”,
вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме, его вовсе не заботит внешнее впечат- ление от производимых действий. Он играет взахлёб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не освоенному. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Зная эту особенность игры, в случаях дидактических затруднений, можно ввести в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное- поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автонономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Ребёнок в игре оказыва
ется в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особенное педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:
игра – фактор развития ребёнка;
игра – способ приобщения к миру культуры;
игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;
игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка;
игра – изящная форма социально- психологического тренинга;
игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем, ставших перед ним в реальной повседневности;
игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты переживаний радости жизни;
игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Выбирая игры для игровой терапии, обращаю внимание на те, которые по содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические.
Больше всего дети с нарушением речи страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от “настройки” его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание – усилие ума и всех егорецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать внимание у детей с нарушением речи столь же важно как учить звуки. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом.
Среди других средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры – упражнения.
Сколько чего?
Ведущий просит ребят осмотреть групповую комнату или игровую площадку на прогулке и назвать как можно больше предметов начинающихся на букву “к” или “т”, можно не целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее – деревянные, потом металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов.
Игры со словами и слова очень важны, ведь владение словом – инструментом общения, мышления – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Добавь словечко.
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму.
Все скороговорки не переговорить.
Игра-соревнование, в которой участники повторяют ту или иную скороговорку. Кто ошибся, к примеру, три раза, выбывает из игры.
Игры, развивающие память не маловажны для детей, т. к. память – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим.
Все дети замечательные актёры, лицедеи с сотнями масок. Ребята любят изображать артистов, танцоров или подражать им. Дошкольникам помогает хорошее воображение – психологический процесс, который свойственен лишь людям. С помощью воображения они выстраива- ют образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т. е. представляют результаты деятельности, творчества ещё до их начала.
Воображение тесно связано с развитием речи. В воображении ребёнка почти всегда присутствует магическое “как будто бы”, детская мечта и фантазия связаны с их мышлением.
Считать, что есть творчески ограниченные дети – это глубокое заблуждение. Все дети изна- чально талантливы. Их просто необходимо раскачать, развивать их природные задатки. Эту задачу помогут решить так называемые “артистические” игры.
Изобрази без предмета.
Предложить детям, проявив воображение, проделать следующее (напоминаю, без предмета):
вдеть нитку в иголку;
пришить пуговицу;
подбросить и поймать мяч;
заточить карандаш;
брать поочерёдно в руки холодный, тёплый, горячий предметы и т. д.
Расскажи жестами.
Двум (трём) группам даются небольшие сюжетные рассказы (сказки), необходимо прочесть их жестами, мимикой. Соперникам надо быстро догадаться, о чём идёт речь, перевести жесты на язык слов.
Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области “заведует” движениями кистей рук, и находится он рядом с участком “заведующим” движениями органов речи.
Учёные обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Поэтому не последнее место в своей практике отвожу пальчиковым играм, куда входит работа с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками и т. п. Для поддержания интереса ввожу описание в стихотворной форме. Данного вида задания разнообразны по форме и содержанию, что помогает детям при подготовке к школе.
Выкладывание буквиз различных материалов – серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу. Данного вида игру разбиваю на несколько этапов. Сначала выкладываю или рисую на бумаге букву-образец. Затем предлагаю ребёнку скопировать её из предложенного материала. Следующий этап когда дошкольник с моей помощью выкладывает слова, учится их читать. Для таких игр использую мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.
Комплекс игр с бумагой помогает моим воспитанникам узнать, как обычная бумага превращается в объёмные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Бумага (особенно цветная) становится основой полезных и интересных игр. Например, вырезание различных фигур учит ребёнка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии.
Детям с нарушением мелкой моторики предлагаю регулярно заниматься с крупой: сорти-ровать её, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Практика показала, что все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровляющее действие.
А вот развивать творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей мне помогают игры-занятия по рисованию. Доказано на практике, что чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова. Я предлагаю детям рисовать как на бумаге, так и на картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте, даю задания штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовы-вать вторую половинку изображения.
В играх со счетными палочками нашими помощниками становятся обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игру провожу на улицу). Нехитрые задания помогают детям развивать внимание, воображение, закреплять названия геометрических фигур.
В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками на-зывались мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребёнок развивает терпение ивыдержку, приобретает необходимую ловкость пальцев.
Большой популярностью у детей моей группы пользуется игра с мукой и тестом. Это занятие направлено на высвобождение творческой энергии. Художественных задач перед детьми не ставлю, главное – доставить им удовольствие от работы: они самостоятельно высыпают муку из пакетиков в ванночки, закапывают в ней руки, прячут сокровища (ракушки, монетки, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль, воду – месят тесто, лепят из солёного теста всё что им захочется.
Драматизацию в своей практике использую как один из методов игровой терапии. Данная форма работы очень близка детям, т. к. им предоставляется возможность самостоятельно выбрать роль. Особенно подходящими для драматизации являются сказки, которые любят слушать дети. Среди детей моей группы есть такие воспитанники, играющие за всех персонажей, изображая сказку, а не просто пересказывают её. Такие игры я всячески поощряю и при возможности участвую в них.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весё-лым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отли-чен чисто детскими вехами, а ниточка, которая заставит их звенеть, – это увлекательные досу-ги, в том числе игровая терапия. Практически все игры просты и основаны на импровизации – бесценной импровизации детей
Игровая терапия представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где в игре приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.