Игры с правилами как средство произвольности поведения детей
Игры с правилами как средство произвольности поведения детей
Игры с правилами как средство произвольности поведения детей
К.Г. Мерзлякова
Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска.
В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в следующем: педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова). Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте - произвольность. Произвольность по Ожегову С.И - способность владеть и управлять своим поведением. Урунтаева Г.А говорит о том, что произвольность поведения - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.
Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу.
По мнению Смирновой Е.О, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игры детей бывают разными. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной деятельностью дошкольника, существуют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные .
Менджерицкая, Д.В. говорит о том, что игры с правиламине предполагают какой-либо определенной роли . Они имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.
В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение.
Так, в работе З.М. Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминание.
Мы попробовали провести эксперимент вместе с ребятами старшего дошкольного возраста и предлагаем вашему вниманию видеофрагменты, на которых представлено 3 варианта организации работы с новой дидактической игрой.
1 вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру - «Уроки этикета», целенаправленно при этом не объясняет правила игры, дети должны самостоятельно поиграть в предложенную им игру, без помощи взрослого. В игре участвуют 4 человека. По ходу игры, воспитатель предлагает свою помощь, задает наводящие вопросы. Не зная правил игры, дети справляются с заданием и выполняют все правильно.
2 вариант: Дети сами обнаружили игру «Уроки этикета». На видео присутствуют 5 других ребят, которые были выбраны воспитателем. Далее воспитатель объясняет правила и все варианты игры «Уроки этикета». Дети выполняют все правила игры и легко с ними справляются.
3 вариант: Воспитатель предлагает тем же ребятам придумать свои правила к данной игре. Каждый из ребят придумывает свои, новые правила к игре и объясняет их.
Таким образом, в дошкольном возрасте опосредствование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Игровая роль, с одной стороны делает произвольное поведение ребенка более мотивированным и осмысленным, а с другой - облегчает осознание собственных действий.
Перед педагогами находятся карточки с названием разных игр: «уроки этикета», «кто что ест», «цвета радуги», «учим время» и задание к играм: «Придумать правила к данным играм», после чего проходит обсуждение всех вариантов правил, придуманных педагогами.
Таким образом, проанализировав значение игры в психолого – педагогических исследованиях можно сделать следующие выводы:
1. Игровая и продуктивная деятельность наиболее характерна для детей старшего дошкольного возраста.
2. Возможности для овладения своим поведением резко повышаются в игре. Произвольное поведение становится более мотивированным с принятием игровой роли. Игровая роль облегчает осознание собственных действий.
3. Осознание своего, а не ролевого поведения наиболее успешно осуществляется в играх дошкольника с правилом. Является следующим шагом в развитии произвольности. Мотивом действий ребенка и средством осознания собственных действий является правило.
4. Взрослый одновременно является организатором и участником игры. Этим обуславливается развивающий эффект игр с правилом.
5. В конкретных видеофрагментах произвольность поведения проявляется в следующем: дети между собой договариваются, не перебивают друг друга, выбирают ведущего. Отвечают по очереди на вопросы педагога, не выкрикивая с места, внимательно слушают друг друга. Пытаются придумать различные варианты для предложенной им игры.
Литература:
1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с. (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 174, [2] с. - (Дошкольник. Давайте поиграем!).
3. Монина, Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от 5-7 лет. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 256 с.
4. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / Авторы-составители: Н.В. Федяева Г.А. Белодед. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО ДЕТСТВО-ПРЕСС».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры с правилами как средство произвольности поведения детей »
Игры с правилами как средство произвольности поведения детей
К.Г. Мерзлякова
Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска.
В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в следующем: педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова). Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте - произвольность. Произвольность по Ожегову С.И - способность владеть и управлять своим поведением. Урунтаева Г.А говорит о том, что произвольность поведения - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.
Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу.
По мнению Смирновой Е.О, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игры детей бывают разными. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной деятельностью дошкольника, существуют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные .
Менджерицкая, Д.В. говорит о том, что игры с правиламине предполагают какой-либо определенной роли . Они имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.
В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение.
Так, в работе З.М. Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминание.
Мы попробовали провести эксперимент вместе с ребятами старшего дошкольного возраста и предлагаем вашему вниманию видеофрагменты, на которых представлено 3 варианта организации работы с новой дидактической игрой.
1 вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру - «Уроки этикета», целенаправленно при этом не объясняет правила игры, дети должны самостоятельно поиграть в предложенную им игру, без помощи взрослого. В игре участвуют 4 человека. По ходу игры, воспитатель предлагает свою помощь, задает наводящие вопросы. Не зная правил игры, дети справляются с заданием и выполняют все правильно.
2 вариант: Дети сами обнаружили игру «Уроки этикета». На видео присутствуют 5 других ребят, которые были выбраны воспитателем. Далее воспитатель объясняет правила и все варианты игры «Уроки этикета». Дети выполняют все правила игры и легко с ними справляются.
3 вариант: Воспитатель предлагает тем же ребятам придумать свои правила к данной игре. Каждый из ребят придумывает свои, новые правила к игре и объясняет их.
Таким образом, в дошкольном возрасте опосредствование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Игровая роль, с одной стороны делает произвольное поведение ребенка более мотивированным и осмысленным, а с другой - облегчает осознание собственных действий.
Перед педагогами находятся карточки с названием разных игр: «уроки этикета», «кто что ест», «цвета радуги», «учим время» и задание к играм: «Придумать правила к данным играм», после чего проходит обсуждение всех вариантов правил, придуманных педагогами.
Таким образом, проанализировав значение игры в психолого – педагогических исследованиях можно сделать следующие выводы:
1. Игровая и продуктивная деятельность наиболее характерна для детей старшего дошкольного возраста.
2. Возможности для овладения своим поведением резко повышаются в игре. Произвольное поведение становится более мотивированным с принятием игровой роли. Игровая роль облегчает осознание собственных действий.
3. Осознание своего, а не ролевого поведения наиболее успешно осуществляется в играх дошкольника с правилом. Является следующим шагом в развитии произвольности. Мотивом действий ребенка и средством осознания собственных действий является правило.
4. Взрослый одновременно является организатором и участником игры. Этим обуславливается развивающий эффект игр с правилом.
5. В конкретных видеофрагментах произвольность поведения проявляется в следующем: дети между собой договариваются, не перебивают друг друга, выбирают ведущего. Отвечают по очереди на вопросы педагога, не выкрикивая с места, внимательно слушают друг друга. Пытаются придумать различные варианты для предложенной им игры.
Литература:
1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с. (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 174, [2] с. - (Дошкольник. Давайте поиграем!).
3. Монина, Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от 5-7 лет. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 256 с.
4. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / Авторы-составители: Н.В. Федяева Г.А. Белодед. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО ДЕТСТВО-ПРЕСС».