kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры с правилами как средство произвольности поведения детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с правилами как средство произвольности поведения детей

К.Г. Мерзлякова

Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска.

В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в следующем: педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова). Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно раз­вивается в дошкольном возрасте - произвольность. Произвольность по Ожегову С.И - способность владеть и управлять своим поведением. Урунтаева Г.А говорит о том, что произвольность поведения - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.

Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу.

По мнению Смирновой Е.О, ведущей деятельностью дошколь­ника является игра. Игры детей бывают разными. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной деятель­ностью дошкольника, существуют режиссерские игры, иг­ры-драматизации, игры с правилами - подвижные и на­стольные .

Менджерицкая, Д.В. говорит о том, что игры с правилами не предполагают какой-либо опреде­ленной роли . Они имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

В ряде исследований было показано, что знание прави­ла и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение.

Так, в работе З.М. Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в ус­ловиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминание.

Мы попробовали провести эксперимент вместе с ребятами старшего дошкольного возраста и предлагаем вашему вниманию видеофрагменты, на которых представлено 3 варианта организации работы с новой дидактической игрой.

1 вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру - «Уроки этикета», целенаправленно при этом не объясняет правила игры, дети должны самостоятельно поиграть в предложенную им игру, без помощи взрослого. В игре участвуют 4 человека. По ходу игры, воспитатель предлагает свою помощь, задает наводящие вопросы. Не зная правил игры, дети справляются с заданием и выполняют все правильно.

2 вариант: Дети сами обнаружили игру «Уроки этикета». На видео присутствуют 5 других ребят, которые были выбраны воспитателем. Далее воспитатель объясняет правила и все варианты игры «Уроки этикета». Дети выполняют все правила игры и легко с ними справляются.

3 вариант: Воспитатель предлагает тем же ребятам придумать свои правила к данной игре. Каждый из ребят придумывает свои, новые правила к игре и объясняет их.

Таким образом, в дошкольном возрасте опосредствование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Игровая роль, с одной стороны делает произвольное поведение ребенка более мотивированным и осмысленным, а с другой - облегчает осознание собственных действий.

Перед педагогами находятся карточки с названием разных игр: «уроки этикета», «кто что ест», «цвета радуги», «учим время» и задание к играм: «Придумать правила к данным играм», после чего проходит обсуждение всех вариантов правил, придуманных педагогами.

Таким образом, проанализировав значение игры в психолого – педагогических исследованиях можно сделать следующие выводы:

1. Игровая и продуктивная деятельность наиболее характерна для детей старшего дошкольного возраста.

2. Возможности для овладения своим поведением резко повышаются в игре. Произвольное поведение становится более мотивированным с принятием игровой роли. Игровая роль облегчает осознание собственных действий.

3. Осознание своего, а не ролевого поведения наиболее успешно осуществляется в играх дошкольника с правилом. Является следующим шагом в развитии произвольности. Мотивом действий ребенка и средством осознания собственных действий является правило.

4. Взрослый одновременно является организатором и участником игры. Этим обуславливается развивающий эффект игр с правилом.

5. В конкретных видеофрагментах произвольность поведения проявляется в следующем: дети между собой договариваются, не перебивают друг друга, выбирают ведущего. Отвечают по очереди на вопросы педагога, не выкрикивая с места, внимательно слушают друг друга. Пытаются придумать различные варианты для предложенной им игры.

 

Литература:

1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с. (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 174, [2] с. - (Дошкольник. Давайте поиграем!).

3. Монина, Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от 5-7 лет. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 256 с.

4. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / Авторы-составители: Н.В. Федяева Г.А. Белодед. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО ДЕТСТВО-ПРЕСС».

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры с правилами как средство произвольности поведения детей »

Игры с правилами как средство произвольности поведения детей

К.Г. Мерзлякова

Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска.

В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в следующем: педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова). Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно раз­вивается в дошкольном возрасте - произвольность. Произвольность по Ожегову С.И - способность владеть и управлять своим поведением. Урунтаева Г.А говорит о том, что произвольность поведения - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.

Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу.

По мнению Смирновой Е.О, ведущей деятельностью дошколь­ника является игра. Игры детей бывают разными. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной деятель­ностью дошкольника, существуют режиссерские игры, иг­ры-драматизации, игры с правилами - подвижные и на­стольные .

Менджерицкая, Д.В. говорит о том, что игры с правилами не предполагают какой-либо опреде­ленной роли . Они имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

В ряде исследований было показано, что знание прави­ла и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение.

Так, в работе З.М. Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в ус­ловиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминание.

Мы попробовали провести эксперимент вместе с ребятами старшего дошкольного возраста и предлагаем вашему вниманию видеофрагменты, на которых представлено 3 варианта организации работы с новой дидактической игрой.

1 вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру - «Уроки этикета», целенаправленно при этом не объясняет правила игры, дети должны самостоятельно поиграть в предложенную им игру, без помощи взрослого. В игре участвуют 4 человека. По ходу игры, воспитатель предлагает свою помощь, задает наводящие вопросы. Не зная правил игры, дети справляются с заданием и выполняют все правильно.

2 вариант: Дети сами обнаружили игру «Уроки этикета». На видео присутствуют 5 других ребят, которые были выбраны воспитателем. Далее воспитатель объясняет правила и все варианты игры «Уроки этикета». Дети выполняют все правила игры и легко с ними справляются.

3 вариант: Воспитатель предлагает тем же ребятам придумать свои правила к данной игре. Каждый из ребят придумывает свои, новые правила к игре и объясняет их.

Таким образом, в дошкольном возрасте опосредствование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Игровая роль, с одной стороны делает произвольное поведение ребенка более мотивированным и осмысленным, а с другой - облегчает осознание собственных действий.

Перед педагогами находятся карточки с названием разных игр: «уроки этикета», «кто что ест», «цвета радуги», «учим время» и задание к играм: «Придумать правила к данным играм», после чего проходит обсуждение всех вариантов правил, придуманных педагогами.

Таким образом, проанализировав значение игры в психолого – педагогических исследованиях можно сделать следующие выводы:

1. Игровая и продуктивная деятельность наиболее характерна для детей старшего дошкольного возраста.

2. Возможности для овладения своим поведением резко повышаются в игре. Произвольное поведение становится более мотивированным с принятием игровой роли. Игровая роль облегчает осознание собственных действий.

3. Осознание своего, а не ролевого поведения наиболее успешно осуществляется в играх дошкольника с правилом. Является следующим шагом в развитии произвольности. Мотивом действий ребенка и средством осознания собственных действий является правило.

4. Взрослый одновременно является организатором и участником игры. Этим обуславливается развивающий эффект игр с правилом.

5. В конкретных видеофрагментах произвольность поведения проявляется в следующем: дети между собой договариваются, не перебивают друг друга, выбирают ведущего. Отвечают по очереди на вопросы педагога, не выкрикивая с места, внимательно слушают друг друга. Пытаются придумать различные варианты для предложенной им игры.

Литература:

1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с. (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 174, [2] с. - (Дошкольник. Давайте поиграем!).

3. Монина, Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от 5-7 лет. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 256 с.

4. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / Авторы-составители: Н.В. Федяева Г.А. Белодед. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО ДЕТСТВО-ПРЕСС».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры с правилами как средство произвольности поведения детей

Автор: Мерзлякова Камила Гюладдин-кызы

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_tiema_rol_didaktichieskoi_ighry_v_siem_ie_i_diet"
    ["file_id"] => string(6) "368217"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481444866"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства