kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как средство педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди различных способов развития эмоционально-волевой сферы игры занимают существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных

проявлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу детей »








ДОКЛАД

«Игра как средство педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу детей»










Подготовила: Лукина И.А.


Игра как средство педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу детей


Среди различных способов развития эмоционально-волевой сферы игры занимают существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных

проявлений.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Способность или умение правильно распознавать эмоции отгадывают эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является важнейшей основой нравственного воспитания. Для развития эмоциональности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников:

1. Игра « Продолжи фразу»

Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции.

2. Игра «Назови себя»

Цель: Учить себя представлять коллективу сверстников.

Ход: Ребёнку предлагают представить себя, назвать своё имя, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы называли его в группе.

3. Игра « Позови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу Ход: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию),

ласково назвав его по имени.

4. Игра «Моя любимая игрушка»

Цель: Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход: Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о

ней. Остальные отгадывают.

5. Игра «Скульптор»

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход: Один ребёнок-скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту, остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

6. Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается.

Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

7. Игра «Пирамида любви»

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его выражаем: я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите (рассказы детей). А сейчас давайте построим «Пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида «Высокая?», потому что мы любимы и любим сами.

8. Игра «Волшебники»

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание заботу.

Ход: Детям предлагают вообразить

что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше-ловкости и т. п.

9. Игра «Какого цвета счастье?»

Цель: Закреплять умение выражать определённое настроение через цвет, показывать мимикой эмоциональное состояние.

  • Психологи отмечают, что ребёнок научается понимать других и только потом научается понимать себя. Поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка должно начинаться не со знакомства с собственными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого- дать детям ещё один ключ к пониманию эмоций других людей. Для отработки навыка понимания эмоций дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображённые другими эмоции и чувства. («Тренируем эмоции», «Лото настроений », «Продолжи фразу»)

  • Одним из способов взаимодействия с ребёнком становится работа по формированию эмпатии. Эмпатия (от греч.- сопереживание) – способность человека представить себя на месте другого человека, понять его состояние, переживания.

  • Ещё одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребёнок получает возможность поставить себя на место другого, оценить своё поведение со стороны. Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребёнок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников. Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.). Ввести дома правило «часа тишины» и «часа можно» как ритуал. Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет научиться регулировать своё состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения. Подвижные игры создают у детей общее радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В играх ребёнок попадает в такие ситуации, когда ему самому приходится решать, как действовать быстро, проявлять сообразительность и умения преодолеть препятствия. Это является стимулом для развития способности подчинять свои действия и желания интересам коллектива, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идёт развитие важных нравственных категорий: товарищества, дружбы, взаимопонимания.

Технология организации и проведения подвижных игр.

При организации и проведении подвижных игр существует несколько технологических особенностей. Все игры имеют общую гибкую структуру наполненную разным содержанием с учётом возрастных особенностей детей. Подвижная игра состоит из нескольких частей:

- Вводная – целесообразно игру начинать с приветствия, что позволяет детям настроиться на совместную работу, создать доброжелательную атмосферу.

-Рабочая (основная) – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка игровой деятельности.

-Заключительная – цель этой части игры: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление изученных эмоций. Заканчивать игру необходимо анализом и прощанием (Что доставило удовольствие, радость? Что тебя огорчило? За кого ты переживаешь?).

Для реализации технологии предъявляются следующие требования:

  1. Педагог выступает в педагогическом процессе в качестве равноправного партнёра, заменяя «я» на «мы», работает в безоценочном пространстве, показывая детям собственную заинтересованность.

  2. Важным фактором является владение искусством задавать вопросы, которые способны повышать активность ребёнка

  3. При проведении подвижных игр педагог создаёт условия для реализации потребностей ребёнка, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребёнка.

  4. Игры, используемые на занятиях развивают не только в детях, но и во взрослых способность перехода от эгоцентризма к децентрации.

При построении пространственно-предметной среды учитываются принципы: эмоциогенности, ориентированной на психологическую комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка; активности, самостоятельности, позволяющий удовлетворить потребности ребёнка в активных действиях, в преобразовании, творческом выражении и самореализации.

В конце можно сделать вывод о том, что включение игр целенаправленного воздействия в образовательный процесс ДОУ, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.


Литература:

1. Эмоциональное воспитание дошкольников. К. Изард.

2. Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы. Методическая разработка педагогов-психологов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра как средство педагогического воздействия на эмоционально-волевую сферу детей

Автор: Лукина Ирина Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства