Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует
этому мешать, но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать.
Игра – это "ведущий" вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
В любом возрасте игра для ребенка – способ принять участие во взрослой жизни. В игре ребенок может быть и папой, и мамой, и строителем, и водителем, и инженером. Игра по-своему выражает потребность ребенка в деятельности. Играют дети всегда с радостью и с удовольствием, поэтому в каждое занятие я стараюсь привнести игровой момент, дать детям необходимую свободу, возможность проявить инициативу.
Для детей воспитатель – это маг, чародей, который за руку вводит их в мир открытий, в мир отношений, мир чудес, мир любви. В мир, где одно лишь слово воспитателя превращает обыкновенные серые камни в звезды, упавшие с небес, листики деревьев – в лесных фей, бумажный круг – в руль от машины. И дети верят ему. В мир – где все становится просто и понятно: почему утром просыпается солнышко, а вечером оно укладывается спать, почему идет дождь и зачем мыть руки перед едой.
Я- воспитатель,а значит я- партнер. Партнер по играм, по занятиям, по пению и рисованию. Партнер, знающий больше и умеющий лучше, партнер, который стремится передать все свои знания ребенку.
Чтобы детям было интересно, чтобы они увидели во мне партнера, я должна перестроиться и научиться вместе с детьми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения той или иной игры. Только при соблюдении этих условий возникает равноправный союз.
Что значит играть вместе с детьми? Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что нередко взрослые осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре с детьми я меняю ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо; правильно — неправильно и т. п. Совместная игра с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не учебным занятием, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство учителя, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение, как партнера, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, — гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности.
Для того чтобы привлечь детей в игру, играть вместе с ними, я должна сама научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом необходимо отчетливо понимать, что мой замысел — лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре партнеры сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с проектом. От его искусства вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие в игре зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений.
Тактика игрового взаимодействия с ребенком изменяется по мере взросления детей.
Тактика моего игрового взаимодействия как партнера с детьми при
руководстве любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить
её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре
общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку
общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои
действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети
перенимают друг у друга имеющиеся знания. В результате игры становятся
разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к
увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных
взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.
Важно также отметить, что, как бы ни была я хороша в роли партнера
по игре, я не должна целиком «заполнять» жизнь детей. В любом возрасте
дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для
самостоятельной игры.
То есть на протяжении всего дошкольного детства организация игры в
детском саду должна иметь двухуровневый характер:
1) формирование игровых умений в совместной деятельности с
детьми, где я вступаю в игровое взаимодействие как партнер;
2) создание условий для самостоятельной детской игры,
посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и
времени для игры. С возрастом детей изменяется характер игрового
взаимодействия и увеличивается доля самостоятельной игры.
Главным критерием оценки моей работы как партнера в отношении игры,
критерием эффективности его взаимодействия с детьми является
продвижение детей в игровых умениях, возможности занять себя, вступать в
различные формы игровоговзаимодействия.
Вывод:
Иногда задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с
детьми я равноправна: я также учусь у них, как из обычного сделать нечто
исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать
мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Среди моих воспитанников есть послушные и не очень, непоседы и шалуны,
забияки и тихони, отзывчивые и наоборот. Но у меня не возникало желания
выделять «любимчиков» и «нелюбимчиков», потому, что дети очень
чувствительны, восприимчивы и улавливают отношение к ним. Потому я
стараюсь быть не над ними, а встать рядом и помогать в той или иной игре.
Напоследок хочется закончить свое выступление детским стихотворением
«что такое воспитатель?»
Вместе с нами сказкорассказатель,
Манной каши поедатель
И в игрушки поигратель.
Что такое воспитатель?
В месте с нами рисователь, вырезатель,
с пластилина вылеплятель.
Что такое воспитатель?
Он ласкатель, обниматель
И немножко поругатель.
Мамы с папой заменатель.
Вот такой ВОСПИТАТЕЛЬ!
Автор:
Воспитатель группы № 5 «Солнышки» Аничкова Елена Евгеньевна