kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Графические навыки: от сложностей к мастерству, к новым горизонтам!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных сторон, обучения ребенка в школе, является развитие координации движений пальцев рук и мелкой моторики. В связи с этим необходимо как можно раньше выявлять признаки трудностей, возникающих у ребёнка при выполнении заданий, связанных с графикой. Раннее выявление проблем поможет разработать эффективную систему мер для их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Графические навыки: от сложностей к мастерству, к новым горизонтам!»

Деева Марина Михайловна

тьютор по сопровождению

обучающихся с инвалидностью

и ОВЗ МАОУ СОШ № 146

г. Екатеринбурга


Графические навыки: от сложностей к мастерству, к новым горизонтам!

Одной из важных сторон, обучения ребенка в школе, является развитие координации движений пальцев рук и мелкой моторики. Проблема обучения детей графической деятельности широко обсуждается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер).

Графические навыки – это способность воспроизводить образы и символы, основанная на координации, зрительном восприятии, пространственном мышлении, памяти, внимании и воображении. Эти навыки критически важны для успешного обучения в школе, особенно в письме и рисовании.

 В связи с этим необходимо как можно раньше выявлять признаки трудностей, возникающих у ребёнка при выполнении заданий, связанных с графикой. Раннее выявление проблем поможет разработать эффективную систему мер для их решения.

Подготовка к школе и предотвращение будущих трудностей в обучении делают задачу развития графических навыков у дошкольников особенно актуальной. Тревожным фактом является то, что, по данным специалистов, многие современные дети, поступающие в начальную школу, страдают дисграфией, которая характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками при письме.

Несформированность графических навыков в дошкольном возрасте, часто приводящая к моторной дисграфии (нарушению письма, вызванному недостаточным развитием двигательных навыков), не исчезает сама по себе при поступлении в школу, а, наоборот, может стать причиной возникновения новых трудностей в обучении.

Чтобы обеспечить успешное обучение в школе и избежать проблем с письмом, успеваемостью и адаптацией, необходим комплекс мер, начинающийся с ранней диагностики развития графических навыков. Для меня важно внимательно наблюдать за детьми, отмечать случаи, когда ребёнок систематически демонстрирует более низкие результаты, чем его сверстники, при выполнении графических заданий, соответствующих его возрасту. При выявлении признаков отставания тщательно изучаю возможные причины, обсуждаю проблему с родителями, разрабатываю индивидуальный план поддержки и, при необходимости, рекомендую посещение специализированных занятий для коррекции выявленных трудностей.

Одной из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста, является недостаточное развитие крупной и мелкой моторики. Для своевременного выявления этой проблемы, которая может негативно сказаться на дальнейшем обучении и развитии ребенка, провожу совместно с педагогом – психологом диагностику, основанную на сравнении его двигательных навыков и достижений со средневозрастными нормами. Используя комплексный подход, основанный на систематическом сравнении и анализе результатов деятельности воспитанников, а также внимательно наблюдая за их поведением и двигательными навыками в различных образовательных ситуациях, можно своевременно выявлять тех, кто нуждается в целенаправленной педагогической поддержке, направленной в том числе на развитие моторики.

При наблюдении за двигательным развитием ребенка необходимо учитывать ряд важных аспектов. Прежде всего, следует оценить способность повторять позы и движения, демонстрируемые педагогом. Затем важно проанализировать навыки мелкой моторики, обращая внимание на точность, аккуратность, координацию движений рук, способность захватывать мелкие предметы и пользоваться инструментами. Следует отмечать частоту случаев потери равновесия и неуклюжести в движениях. Важной составляющей является оценка навыков игры с мячом — умения ловить и попадать в цель. Необходимо оценить развитие чувства ритма и наличие диспропорций между развитием крупной и мелкой моторики. Кроме того, следует анализировать позу ребёнка за столом, выявляя признаки неправильной посадки, а также оценивать правильность захвата карандаша.

Моторная неловкость является одним из ключевых факторов, затрудняющих освоение графических навыков у детей. Особенно часто это наблюдается у левшей, амбидекстров (людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками) и у тех, кто еще не определил ведущую руку. Эта проблема привлекала внимание многих ученых, в том числе Пауля Брока, Карла Вейгерта, Лорин Робертс (Дорин Кимура (Робертс), Стэнли Корена и Мариан Аннетт. Их исследования позволили установить, что амбидекстрия характеризуется рядом нейробиологических и когнитивных особенностей. В частности, было выявлено, что у амбидекстров наблюдается менее выраженная латерализация мозга, проявляющаяся в более симметричной активации полушарий при выполнении двусторонних двигательных задач. Предполагается, что этиопатогенез данного состояния связан с генетическими факторами, конкретные гены которых пока не идентифицированы. Когнитивный профиль амбидекстров остается предметом дискуссий: существуют данные о возможной связи с повышенным риском развития определенных нейрокогнитивных расстройств, таких как дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что, однако, требует дальнейшей проверки. В то же время есть указания на потенциальную связь амбидекстрии с повышенным творческим потенциалом. Распространенность этого явления в популяции относительно невелика и, по разным оценкам, составляет 1-4%. Важно отметить, что, согласно исследованиям О.Б. Иншаковой, до 30% детей к моменту поступления в первый класс еще не имеют ведущей руки, что подчеркивает актуальность проблемы моторной неловкости и ее влияния на формирование графических навыков.

Нарушения формирования графических навыков могут быть связаны с моторной неловкостью ребёнка, амбидекстрией или отсутствием сформированной ведущей стороны тела (доминантности). В соответствии с современными представлениями детской нейропсихологии, вариативность использования правой и левой руки в дошкольном возрасте, особенно до пяти лет, рассматривается как вариант нормы и не должна служить поводом для преждевременной тревоги. Однако сохранение колебаний в выборе ведущей руки после достижения пятилетнего возраста является основанием для повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а также может свидетельствовать о необходимости проведения дополнительного обследования и, при необходимости, оказания специализированной помощи. Отсутствие своевременного вмешательства может привести к трудностям в автоматизации графических навыков, а также в процессе освоения письма. Оценка уровня развития крупной и мелкой моторики, в том числе, может быть осуществлена на основе анализа графических работ ребенка.

Нарушения графических навыков выявляются путём оценки взаимосвязанных характеристик графической деятельности. Нестабильность линий, проявляющаяся в дрожании и прерывистости, свидетельствует о недостаточной координации. Неадекватная регуляция нажима, выражающаяся в избыточном или недостаточном давлении на пишущий инструмент, указывает на нарушения проприоцептивной чувствительности и контроля силы. Неравномерность тона при закрашивании отражает недостатки в плавности и равномерности движений. Нарушения пространственной ориентации, определяемые по трудностям с размещением рисунка в заданных границах, указывают на проблемы с пространственным восприятием. Трудности с проведением прямых линий в заданную точку свидетельствуют о снижении точности воспроизведения, а невозможность воспроизведения плавных кривых — о нарушениях плавности движений. Диспропорции в масштабе рисунка относительно образца отражают нарушения зрительно-моторной координации и восприятия пропорций.



Как помочь ребенку, имеющим моторную неловкость, проблемы

в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании?

Подготовка руки к письму — это комплексный процесс, выходящий за рамки простого обучения рисованию. Для эффективного формирования графических навыков, особенно у детей с моторной неловкостью, необходим целостный подход, включающий развитие общей координации, чувства ритма и мелкой моторики. Иными словами, изолированные упражнения на письмо и рисование без учёта этих базовых элементов не принесут желаемого результата.

При работе с детьми, испытывающими трудности в этой области, рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • Коррекция позы и захвата: обеспечение эргономичной посадки и правильного захвата пишущего инструмента, возможно, с использованием специальных насадок. Важно формировать у ребенка осознанное отношение к этим аспектам.

  • Постепенное усложнение: начните с крупных изображений формата А3, постепенно переходя к формату А4.

  • Сенсомоторная интеграция: использовать различные сенсорные модальности при проработке контуров (тактильное обведение, цветные мелки, выкладывание контура предметами).

  • Подготовка к письму: выполнять упражнения с «дорожками» для подготовки к работе в строке.

  • Развитие плавности движений: поэтапное формирование плавных линий, начиная с больших форматов и переходя к меньшим.

  • Стимуляция межполушарного взаимодействия: выполнение упражнений с использованием обеих рук одновременно, с открытыми и закрытыми глазами.

  • Активизация тактильного восприятия: использование нетрадиционных техник рисования, стимулирующих тактильные ощущения (рисование различными материалами, такими как песок, крупа, гель, пластилин и т. д.).

Наряду с моторной неловкостью важным фактором, оказывающим негативное влияние на формирование графических навыков у дошкольников, является дефицит концентрации внимания и планирования собственной деятельности.

При наблюдении за детьми с признаками дефицита внимания в условиях спонтанной активности выявляется ряд характерных особенностей. К ним относятся тенденция к частой смене видов деятельности, склонность к выполнению однообразных и малопродуктивных действий (например, манипулирование предметами, стереотипное конструирование), недостаточная развитость сюжетно-ролевой игры, повышенная восприимчивость к эмоциональному фону группы, а также предпочтение двигательной активности с элементарными правилами (например, игры в догонялки) более сложным формам взаимодействия. Кроме того, отмечаются трудности в соблюдении очередности и прогнозировании последствий собственных действий. В условиях структурированной образовательной среды у таких детей наблюдаются трудности с поддержанием устойчивого внимания, повышенная утомляемость, снижение мотивации к выполнению заданий, импульсивность в ответах и действиях, а также дефицит критической оценки результатов собственной деятельности.

Следует отметить, что в той или иной степени подобные проявления характерны для всех детей дошкольного возраста. Согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, произвольный контроль деятельности формируется постепенно и достигает зрелости только к семи годам, когда от ребенка можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. Учитывая это, необходимо помнить, что внимание дошкольников регулируется, прежде всего, их эмоциональными предпочтениями, интересами и связью с личным опытом и игровой деятельностью. Следовательно, оценка трудностей с концентрацией внимания и планированием деятельности у детей этого возраста требует тщательного анализа с целью дифференциации истинных нарушений от ситуаций, когда поведение ребёнка не соответствует завышенным требованиям взрослых.

В настоящее время наблюдается тенденция, когда широкое использование методик раннего развития способствует формированию у родителей и педагогов завышенных ожиданий относительно когнитивных и поведенческих возможностей детей в возрасте 3–4 лет, что выражается в предъявлении к ним требований, соответствующих более старшему возрасту (6–7 лет).

В рамках возрастной психологии способность дошкольника концентрировать внимание на деятельности, представляющей для него интерес, и относительно кратковременное удержание внимания на неинтересных занятиях рассматриваются как закономерное проявление возрастных особенностей. В то же время неспособность концентрировать внимание даже на тех видах деятельности или играх, которые вызывают у ребенка положительный эмоциональный отклик, может свидетельствовать о наличии отклонений в его развитии. Важно отметить, что продолжительность концентрации внимания обратно пропорциональна возрасту ребенка, что особенно актуально в контексте формирования графических навыков. Графическая деятельность требует не только повышенной концентрации внимания, но и тонкой координации движений руки и глаза, поддержания определённой позы, а также планирования траектории движения пишущего инструмента и общей композиции, что предъявляет повышенные требования к произвольной регуляции деятельности ребёнка.

Выполнение графических заданий, особенно заданных взрослым, требует от дошкольника значительных усилий. Неспособность ребенка даже к кратковременному волевому напряжению, доступному его сверстникам, должна служить сигналом для педагога о необходимости дальнейшего наблюдения и, возможно, консультации со специалистом.

Для эффективного формирования графических навыков у детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания и планированием деятельности, необходимо разработать и реализовать комплексную программу специализированных занятий. Данная программа должна включать специализированные игры и задания, направленные на развитие навыков концентрации внимания и формирование оперативной памяти, необходимой для планирования последовательности действий. В качестве примеров можно привести:

Подвижные игры с чёткими правилами (например, игры на развитие внимания, такие как «Съедобное-несъедобное»), настольные игры, задания, требующие выполнения последовательности инструкций (например, поручения, включающие запоминание и выполнение ряда действий), конструирование по образцу.

В процессе обучения графическим навыкам целесообразно использовать ряд методических приёмов, направленных на последовательное формирование необходимых умений. К ним относятся: алгоритмический подход к рисованию, предусматривающий использование схем для поэтапного изображения различных объектов (людей, деревьев, животных и т.п.); работа с лабиринтами, способствующая развитию пространственного мышления и координации движений; проведение графических диктантов, направленных на тренировку внимания и умения следовать инструкциям; создание орнаментов, включая раскрашивание и рисование по образцу, с целью развития чувства ритма и композиции; а также обучение поэтапному копированию изображений, способствующее формированию навыков анализа и воспроизведения формы.

Выполнение графических заданий далеко не всегда вызывает у детей интерес, особенно в тех случаях, когда ребёнок испытывает затруднения и осознаёт свою некомпетентность в данной деятельности.


Для многих дошкольников рисование является важным инструментом самовыражения, творческой реализации, фантазийного преобразования и осмысления окружающей действительности. Взрослый, сопровождающий ребёнка в этом процессе, должен уважать его инициативу, уникальное видение и индивидуальные методы работы.

В дошкольном возрасте, который характеризуется доминированием игровой деятельности, развитым воображением и разнообразными творческими проявлениями, закладываются основы для дальнейшего формирования личности. Ограничение или утрата возможности реализации указанных функций в процессе школьного обучения может привести к сужению творческого потенциала ребенка. В связи с этим специализированные занятия, направленные на формирование графических навыков, не следует рассматривать как равноценную замену традиционному рисованию и другим видам творческой деятельности, поскольку последние играют важную роль в развитии воображения, самовыражения и креативности.

Задача педагога в рамках занятий по развитию графических навыков заключается в том, чтобы обеспечить детям инструменты, позволяющие в полной мере реализовать их творческие замыслы. При этом следует избегать заданий, ограничивающих творческую свободу, таких как предписанное раскрашивание, рисование конкретных геометрических фигур или продолжение заданного узора, поскольку подобные упражнения зачастую лишены смысла для ребёнка, что приводит к формальному и небрежному выполнению. Для эффективного усвоения графических навыков необходимо создать игровой контекст, который придаст деятельности очевидную значимость и ценность в восприятии ребёнка.

Таким образом, в процессе обучения актуализируется жизненный опыт дошкольников и стимулируется их эмоциональная вовлеченность. Однако практический опыт показывает, что не следует ожидать того что дети, будут с одинаковой готовностью следовать инструкции педагога.

Воспитанники, характеризующиеся более высоким уровнем социальной адаптации и зрелости, как правило, успешно интегрируются в групповые занятия. В то же время другим детям может потребоваться индивидуальный подход. Чтобы повысить интерес к рисованию, достаточно предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать цветовую палитру или способ выполнения задания.

Оценивая работы дошкольников, педагог должен учитывать их старания и может проявить снисходительность к незначительным погрешностям или неточностям в следовании инструкциям. Кроме того, важно помнить, что некоторые воспитанники стремятся дополнить свои работы элементами, не предусмотренными заданием; для них это способ адаптироваться к необходимости придерживаться установленных правил и требований.

В процессе подготовки к школе выполнение заданий, ориентированных на процесс, а не на результат, способствует формированию необходимых навыков. В возрасте шести-семи лет у детей часто наблюдается стремление имитировать школьную деятельность, что обусловлено желанием соответствовать социальному статусу и поведенческим моделям старших школьников. В этот период, при условии достаточной сложности деятельности, ребенок с готовностью участвует в выполнении заданий, имитирующих учебный процесс, что благоприятно сказывается на формировании навыка точного выполнения заданий в соответствии с заданным образцом или четкой инструкцией.

Одним из ключевых факторов, влияющих на успешность обучения, является самооценка ребёнка. Для формирования устойчивой мотивации к рисованию или выполнению графических заданий необходимо создать условия, позволяющие дошкольнику почувствовать свою компетентность и успешность в этой деятельности. Достижение этой цели предполагает тщательный подбор заданий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и требующих умеренных усилий, без чрезмерной лёгкости или сложности. В случаях, когда работа с карандашом представляет для ребёнка значительные трудности, необходимо адаптировать темп и объём заданий к его индивидуальным возможностям, снижая интенсивность прилагаемых усилий, по крайней мере, на начальном этапе обучения.

Наряду с подбором соответствующих заданий педагогу следует уделять пристальное внимание эмоциональной поддержке воспитанников и стимулированию их познавательной активности. На начальном этапе обучения приоритет отдаётся не достижению конкретного результата, а демонстрации усердия и прилагаемых усилий. Позитивное подкрепление, заключающееся в акцентировании внимания даже на незначительных успехах, способствует формированию у дошкольника уверенности в собственных силах и стимулирует его дальнейшее развитие. В то же время негативная оценка результатов деятельности, даже в единичном случае, может оказать разрушительное воздействие на мотивацию ребёнка к рисованию и письму, лишив его внутренней инициативы и стремления к самовыражению.

В заключение необходимо вернуться к ключевой проблеме формирования графических навыков в дошкольном возрасте: каковы этиологические факторы, обусловливающие трудности, с которыми сталкивается ребёнок при выполнении графических заданий по сравнению со сверстниками? Важно установить, обусловлены ли эти затруднения особенностями развития или недостаточной мотивацией, например, предпочтением других видов деятельности или заниженной самооценкой. В случае затруднений с определением причины рекомендуется использовать игровые методы графической диагностики. Тематику предлагаемых заданий следует адаптировать к индивидуальным интересам и игровым предпочтениям дошкольника, предоставляя ему возможность выполнять задания, основанные на его любимых темах. В ситуациях, когда выраженная фантазия затрудняет точное следование инструкциям, целесообразно использовать метод чередования: выполнение трёх заданий в соответствии с инструкциями с последующим предоставлением времени для свободного творческого самовыражения.

Достижение дошкольником успешных результатов в графических заданиях, соответствующих возрасту, свидетельствует о достаточном развитии графических навыков, что требует акцента на поддержании мотивации и развитии продуктивного взаимодействия с педагогом. При возникновении затруднений в игровой деятельности с графическими заданиями, соответствующими возрасту, или недостаточно точном их выполнении следует рассмотреть вопрос об оказании дополнительной педагогической поддержки. Формирование графических навыков у дошкольников предполагает комплексный подход, охватывающий организацию и содержание занятий. Однако реализация индивидуального подхода к каждому ребёнку в условиях группового обучения, особенно в отношении подбора заданий и контроля за позой и качеством выполнения, является сложной педагогической задачей.

Для достижения поставленных целей оптимальной формой организации образовательного процесса является подгрупповая работа. Формирование подгрупп, объединяющих воспитанников со схожими трудностями и близким уровнем развития графических навыков, создает условия для эффективного мониторинга качества деятельности каждого ребенка, своевременного оказания необходимой помощи и коррекции позы и захвата карандаша (в подгруппах по 3-4 человека). Благодаря высокой интенсивности и результативности таких занятий их продолжительность может быть относительно небольшой: 5–10 минут для младшей и средней групп, 10–15 минут для старшей группы и 15–20 минут для подготовительной группы. При этом для всестороннего развития графических навыков рекомендуется сочетать графические задания с элементами сюжетно-ролевых игр, театрализации, музыкальным сопровождением и познавательными задачами.

Чтобы заинтересовать детей и повысить их концентрацию на занятиях, следует использовать задания, учитывающие их интересы и отражающие распорядок дня. Сами задания необходимо адаптировать в соответствии с образовательными целями и уровнем сформированности графических навыков. Особое внимание при этом следует уделять планированию занятий в подготовительной группе, так как именно развитие графических навыков играет ключевую роль в успешной подготовке к школе. Занятия в этой возрастной группе, как правило, отличаются разнообразием видов деятельности и требуют повышенной концентрации внимания, а также определенной предварительной подготовки. К этому этапу дошкольники уже обладают достаточной организованностью, внимательностью, понимают принцип символьного кодирования букв и способны быстро переключаться между различными видами деятельности.

Структура заданий должна быть гибкой, предусматривающей возможность адаптации к индивидуальным особенностям восприятия материала детьми как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения. В случае возникновения затруднений в усвоении материала целесообразно разделить занятие на несколько последовательных этапов.

Развитие графических навыков является ключевым элементом подготовки детей к школе, однако в процессе обучения могут возникать трудности. Чаще всего они обусловлены моторной незрелостью, дисбалансом в развитии моторики, недостаточной концентрацией внимания или трудностями в планировании деятельности. В подобных случаях ребенку необходима дополнительная помощь и коррекционная работа. Наряду с этим важным фактором, определяющим успешность обучения, является мотивация ребенка к графической деятельности. Уважительное отношение взрослых к инициативе и творчеству дошкольника, а также поощрение его усилий способствуют укреплению этой мотивации и повышению эффективности обучения.















Список литературы:

  1. Акимова Евгения Павловна (2017). Психофизиологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к письму. Символ науки, (6), 106-108.

  2. Акимова Евгения Павловна (2018). Проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Символ науки, (1-2), 131-133.

  3. Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., & Храмцов П.И. (2024). ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Российский педиатрический журнал, 27 (S3), 72-72.

  4. Безбородова Мария Александровна, & Безбородова Людмила Александровна (2016). Формирование графического навыка письма в начальной школе. Наука и школа, (3), 111-115.

  5. Власова О.И., & Панасенко К.Е. (2024). РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Символ науки, (1 -1), 157-160.

  6. Дьякова, Т. А. (2011). Формирование графического навыка в послебукварный период как основы для орфографического действия. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, (2), 144-149.

  7. Салахбеков А.П., Умаев А.У., & Гамзаева М.В. (2018). Особенности формирования чертёжно-графических навыков на уроках технологии. Мир науки, культуры, образования, (2 (69)), 157-159.

  8. Тельнюк Ирина Владимировна, Мирошникова Ольга Сергеевна, Степичева Людмила Александровна, Сорокина Ольга Юрьевна, Авдащенкова Татьяна Сергеевна, & Ковалева Марина Михайловна (2020). ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Коррекционно-педагогическое образование, (2 (22)), 37-48.

  9. Хайбуллаева Фериде Рустемовна (2016). Специфика работы по развитию графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития. Современные инновации, (12 (14)), 89-90.

  10. Шафранская А.И. (2015). К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА. Вестник магистратуры, (4-2 (43)), 19-21.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Графические навыки: от сложностей к мастерству, к новым горизонтам!

Автор: Деева Марина Михайловна

Дата: 20.03.2025

Номер свидетельства: 666969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства