Просмотр содержимого документа
«Годовой отчет по экологическому воспитанию в средней группе (по педагогическому наследию В.А. Сухомлинского)»
Годовой отчет по экологическому воспитанию
в средней группе «Пчелка» за 2015-2016 учебный год
(по педагогическому наследию В.А.Сухомлинского)
Воспитатель: Павленко С.А.
Группу «Пчелка» ДОУ №10 «Сокол» посещают 20 детей: 11 мальчиков и 9 девочек.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Арутюнян Л.С, г. Донецк.
Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- объекты природы;
- предметный мир.
Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Мир природы - богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства, природа влияет и на ум. Она делает широким, светлым то окошко, через которое ребенок смотрит на мир.
В. Сухомлинский.
Большое внимание в своей работе я уделяю экологическому воспитанию детей. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту: разнообразие красок неба, листьев, воды…
Идеи В. А. Сухомлинского давно привлекают меня своей глубиной. Я открыла множество возможностей, которые помогают достичь высоких результатов в работе с дошкольниками. Благодаря педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, я ознакомилась с оригинальной методикой воспитания культуры чувств, с созданием эмоциональных ситуаций во время путешествий в мир красоты и добра, развития художественно - эстетического творчества.
Благодаря экспериментальной работе я получила возможность проводить самостоятельные поиски, исследовать творчество В. Сухомлинского, использовать в своей работе его идеи.
Природа - колыбель детской мысли, и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел школу детского мышления. Своеобразные занятия по природе В. Сухомлинский называет уроками мышления. Прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». На основе этих занятий я разработала сетку, пересмотрела задачи, которые должны решаться. В частности, ввела опыты, которые помогают изучать природу. Построила ход занятий так, чтобы дети могли самостоятельно делать открытия.
В творчестве В. А. Сухомлинского красной нитью проходят две главные идеи, взаимосвязаны и взаимозависимы между собой:
- первая - воспевание красоты родной природы в разные времена года, воспитание любви к каждой травинки, каждого комочки земли;
- воспевание красоты человеческих отношений - любви к Родине, к родителям, уважения к старшим, дружбы, взаимопомощи.
Одним из наиболее эффективных средств, с помощью которых можно сформировать у детей действенное чувство доброты, бесспорно, является природа. Своей необычностью, разнообразием природа эмоционально влияет на ребенка.
Природа является источником добра. Ее красота облагораживает и обогащает духовный мир человека.
Я заметила, что старшие дошкольники имеют представление о том, как надо относиться к природе. Однако в большинстве малышей недостаточно развито правильное, самостоятельное, инициативное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит одинокого котенка, но и не накормит его; НЕ будет ломать веточку дерева, но и не подлечит ее.
Воспитание действенного отношения к окружающей среде, умение прийти на помощь животному или растению, развитие навыков ухода за ним - эти задачи могут и должны решаться в детском саду и дома.
Главная проблема - это воспитание у детей не положительно - созерцательного, а положительно - действенного отношения к природе.
С целью решения проблемы формирования доброты у старших дошкольников, я сделала подборку по темам: «Вопросы на установление причинно - следственных связей в природе (рыбы, птицы, насекомые, звери, неживая природа).
На уроках мышления использую метод эмпатии, приемы ТРИЗ, особое внимание уделяю сказкам и рассказам В. Сухомлинского, которые обучают глубже и внимательнее присматриваться к окружающей среде, воспринимать ее сердцем «Дуб под окном», «Капля росы», «Только живой и красивый», «Ночь и белая рубашка» и другие. В играх - эмпатиях дети представляют себя, например, волком и рассказывают о мыслях и желаниях волка летом и зимой; превращаются в любимое время года и рассказывают, где оно живет, что любит, с кем дружит, в какие игры играет. Вместе с детьми мы составляем свои рассказы, сказки; на занятиях под нежную музыку дети танцуют, передавая в движениях воображаемый образ. Даже застенчивые, неуверенные в себе, импульсивные - меняются, становятся более открытыми, положительные эмоции их вдохновляют, окрыляют.
Свои занятия с детьми я стараюсь строить на основе сказочного сюжета, иногда придумываю сказки сама. Очень часто при построении занятий я пользуюсь сюжетами сказок В. А. Сухомлинского из сборника «Цветок солнца». Это действительно сокровище, источник, из которого можно черпать мудрые, чистые, как целебная живая вода, - образы, мысли, чувства. Каждый маленький рассказ Василия Александровича - это яркий образ из жизни природы.
В работе мне очень помогает и то, что наш садик находится в живописной местности, каждый день я имею возможность знакомить детей с персонажами, которые сошли со страниц «Цветка солнца». Это и мощный старый дуб - великан, и мечтательный клен, который всю зиму слышит крик старого ворона, приветливо приветствуют детей ежедневно утром шелестом березы, красными ягодками встречает рябина, медовым запахом липа ...
Малыши с радостными лицами спешат в детский сад, где их ждут светлые, просторные групповые комнаты, интересные занятия, вкусные завтраки и обеды. И все, что нас окружает, дает нам природа. Из фруктов и овощей сваренные вкусные блюда, чистой водой моют руки и лицо, их окружают красивые комнатные растения. И всю эту красоту дает нам наша матушка - Земля. Богата наша земля лесами, реками, полями и живут и работают на ней трудолюбивые люди.
В. Сухомлинский говорил, что радость труда своеобразная. Землю солнце красит, а человека - труд.
Своими произведениями «Моя мама пахнет хлебом», «Бабушкин борщ», «Черные руки» В. Сухомлинский учит детей любить труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, воспитывают уважение к ним, к земле.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).
В средней группе труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно работают в уголке живой природы: поливают растения, протирают листья, кормят рыбок, сеют овес, ячмень в ящиках, сеют и сажают крупные семена огородных и цветочных культур; поливают и собирают урожай; помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. Работу свою дети выполняют не только индивидуально, но и подгруппами по 3-6 человек.
Дети старшей группы самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, умеют определять потребность в поливе, срезают сухие листочки, разрыхляют землю. Весной мы вместе с детьми на огороде готовим землю для грядок, высеваем семена, высаживаем рассаду, поливаем, пропалываем, собираем урожай.
В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.
В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.
Каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.
Но у меня есть еще одна цель - вызвать у детей желание работать, потому что труд - источник изобилия. Здесь использую пословицы «Пчела мала и та работает».
Приучаю детей любить и беречь цветы на цветнике. Рассказываю, что вырванные цветы, поставленные в букет, приносят радость и красоту два - три дня. А цветы, которые цветут в поле, на лугу, в цветнике, радуют глаза долгое время.
Во время всех наблюдений, бесед на прогулке, на занятиях у детей возникает множество «почему» и «как?», «Зачем?». Не успеваешь ответить - и новый поток вопросов. Недаром утверждал К. Д. Ушинский: «Хотите научить ребенка логически мыслить - ведите на природу». В своей практике с детьми старшей группы использую проблемные вопросы, логические задачи, побуждающие детей к углубленному познанию мира.
Любят дети играть в подвижные народные игры, которые пришли к нам из глубокой древности. Это «Мак», «А мы просо сеяли», «Огурчики» и др. Каждая игра имеет большой познавательный и поучительный смысл. Она является доступной формой в усвоении детьми знаний о природе, бережного отношения к ней.
В старшей группе познакомила детей с Красной книгой. Дети знают растения, животных, занесенных в нее. Все на грани гибели и просят помощи у людей. Дети слушают, и я верю, что такие занятия принесут много полезного им и природе.
Я поддерживаю тесный контакт с родителями. Предлагаю устроить дома уголок природы не из искусственных цветов, а с живых, зеленых; если есть возможность - приобрести рыбку или птичку, кота или собаку. Дети обмениваются знаниями, приучаются заботиться о своих любимцах, помогать им. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями. После выходных дней обращаю внимание детей на то, что в вазонах с растениями земля стала сухой, а листочки завяли, покрутились. Надо разрыхлить землю и хорошо подлить растения. Через некоторое время дети увидели, что растения совсем изменились. А я говорю, что это цветы так благодарят за заботу и помощь.
Одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Мой цветущий детский сад». Основной целью является воспитание у детей гуманно – ценностного отношения к природе. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.
Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.
Считаю свою работу за этот учебный год насыщенной, интересной, трудоемкой.
Планирую на следующий год:
Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях детского сада.
Продолжать работать над экологическим проектом «Огород наш, огород, все на нем всегда растет!».
Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
Продолжать совместную работу с родителями.
Вскоре пойдут в широкий мир мои выпускники, но я все - таки верю, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети должны сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться мохнатой пчелке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.
Пусть наполняются детские маленькие сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа. И все же верится: придут времена, когда люди станут другом и защитником природы.