знакомство учащихся с народным праздником Масленица;
воспитание любви к своей Родине;
развитие смекалки, выносливости;
Ход занятия
Ведущий.
Мы сегодня зиму провожаем,
Весну красную встречаем.
Дети, какой заканчивается месяц?
Дети. Февраль!
Ведущий. Февраль зиму выдувай! А какой начинается первый месяц весны?
Дети. Март!
Ведущий. Правильно!
Первый месяц весенний,
Стали дни длиннее,
Солнце ярче светит
И взрослым и детям!
Погостила Зима у нас
До свиданья, в добрый час!
В конце февраля или начале марта на Руси издавна отмечалась Масленица – праздник окончания зимы и встреча весны.
Праздновалась Масленица целую неделю. Каждый день этой недели был особенный.
Сегодняшнее занятие будет посвящено празднику «Масленица». Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы. Мы познакомимся с народными обычаями и традициями. Узнаем, что делали люди во время этого праздника, как встречали масленицу.
Перед наступлением праздника, вечером молодёжь выходила на ледяные горки, поливала их водой, приговаривала: Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Это означало, что с наступлением праздника все веселились, катались с гор, на лошадях, пели песни, танцевали.
Масленицу праздновали целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название. Древние Русичи знали, что традиционно нужно делать в каждый день масленицы.
Начнём мы ребята с понедельника.
Это первый день. И он называется.? «встреча». Люди целый год с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечали его.
В этот день из соломы делали чучело.
(дети рассматривают чучело) Пойдем-те поглядим на наше чучело. Надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Чтобы усилить радость встречи, масленице выкрикивались заклички: «Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГККП ясли- сад №16 "Б?бек"»
Тема: «Масленица»
Цель проекта:
знакомство учащихся с народным праздником Масленица;
воспитание любви к своей Родине;
развитие смекалки, выносливости;
Ход занятия
Ведущий.
Мы сегодня зиму провожаем,
Весну красную встречаем.
Дети, какой заканчивается месяц?
Дети. Февраль!
Ведущий. Февраль зиму выдувай! А какой начинается первый месяц весны?
Дети. Март!
Ведущий. Правильно!
Первый месяц весенний,
Стали дни длиннее,
Солнце ярче светит
И взрослым и детям!
Погостила Зима у нас
До свиданья, в добрый час!
В конце февраля или начале марта на Руси издавна отмечалась Масленица – праздник окончания зимы и встреча весны.
Праздновалась Масленица целую неделю. Каждый день этой недели был особенный.
Сегодняшнее занятие будет посвящено празднику «Масленица». Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы. Мы познакомимся с народными обычаями и традициями. Узнаем, что делали люди во время этого праздника, как встречали масленицу.
Перед наступлением праздника, вечером молодёжь выходила на ледяные горки, поливала их водой, приговаривала: Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Это означало, что с наступлением праздника все веселились, катались с гор, на лошадях, пели песни, танцевали.
Масленицу праздновали целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название. Древние Русичи знали, что традиционно нужно делать в каждый день масленицы.
Начнём мы ребята с понедельника.
Это первый день. И он называется...? «встреча». Люди целый год с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечали его.
В этот день из соломы делали чучело.
(дети рассматривают чучело) Пойдем-те поглядим на наше чучело. Надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Чтобы усилить радость встречи, масленице выкрикивались заклички: «Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая». Давайте встретим нашу масленицу закличкой.
Следующий день вторник. Он имеет своё название. Вторник – «заигрыш».
С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи. Давайте сейчас тоже с вами потанцуем вокруг масленицы.
(хоровод вокруг масленицы под русскую народную песню)
За вторником идёт среда. Традиционное блюдо на масленицу были блины.
Праздник масленица связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года.
Дети давайте расскажем частушки
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
«Среда – лакомка» открывала угощения во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего чаю. Пойдем- те подойдем к нашему домику и посмотрим какие угощения были на масленицу.
(дети рассматривают предметы русского быта и угощения на столах в «русской избе»)
Лакомку меняет следующий день.
Четверг – разгул. Широкий четверг. Середина всех игр и веселья.
За четвергом идёт пятница. Пятница – тещины вечера.
У всех есть бабушки. В этот день ходили в гости к бабушке, отведывали вкусные её блиночки.
Дети давайте поиграем в игру кто быстро сядет на стул.
После пятницы, наступает суббота.
Суббота – золовкины посиделки.В этот день нужно навещать всех родственников вашего папы.
И, наконец, воскресенье, которое носит название - проводы масленицы, прощеное воскресенье.
Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновеньем», просили прошения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие отношения.
А вечером наше чучело - ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. Изготавливали чучело в старину всем селом — как правило, из соломы (причем каждый двор должен был внести свою лепту — пучок соломы или тряпье). Чучело наряжали в женскую одежду, повязывали платок. К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!", "Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла!
В это день пели песни, посвященные проводам масленицы.
Давайте спаем песню «Красная весна»
Вот и проводили мы с вами масленицу.
Вопросы детям. Ребята, а вам понравился праздник масленица? А какое у нас блюдо считается символом праздника?
И теперь давайте съедим блины и попьем чая все вместе.