kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Город Павлодар ГККП Ясли-сад №25 санаторного типа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учить сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«город Павлодар ГККП Ясли-сад №25 санаторного типа »

Батабаева Зауреш Хабдоллаевна

ГККП «Ясли- сад №25 санаторного типа с ранними и затихающими формами туберкулеза» г Павлодар Воспитатель


Оброзовательные технологии в детском саду.


Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учить сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных

само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых

осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учит­ся

планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить

уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях.

Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю

индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет пробле­мы

индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Подготовительный этап

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную програм­му, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. На­пример, в курсе школьной биологии выделяются следующие идеи: орга­низм - биологическая система; экологические системы; система и эволю­ция органического мира. Затем необходимо структурировать учебное со­держание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формирует­ся комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень « усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использова­ние в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формиру­ются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидак­тическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достиже­ние КДЦ. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каж­дая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной про­граммы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построе­ния модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов. Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые теоретические основы и основные принципы построения мо­дульных программ. Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные - для формирования и развития спо­собов деятельности и смешанные. В школе чаще всего используются сме­шанные модули. Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочета­ния комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Реше­ние совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного моду­ля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анали­за и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со сторо­ны

школьников.

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием являет­ся

представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик

эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы бесе­довал с

учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, под­бадривал,

ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три. УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в кото­ром дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вме­сте с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выход­ной контроль.

Список литературы

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
город Павлодар ГККП Ясли-сад №25 санаторного типа

Автор: Батабаева Зауреш Хабдоллаевна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства