Функции службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ.
Функции службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ.
Диагностическая функция службы обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. В зависимости от полученных результатов определяется характер психофизического развития – его нормативность, наличие опережения либо задержки как в целом, так и по отдельным линиям. При этом учитывается степень имеющихся отличий, сочетание различных вариантов развития (норма, задержка, опережение) по отдельным линиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функции службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ.»
Функции службы ранней психолого-педагогической помощи ДОУ.
Диагностическая функция службы обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. В зависимости от полученных результатов определяется характер психофизического развития – его нормативность, наличие опережения либо задержки как в целом, так и по отдельным линиям. При этом учитывается степень имеющихся отличий, сочетание различных вариантов развития (норма, задержка, опережение) по отдельным линиям.
Анализ получаемых данных, а также результатов специальной психолого-педагогической диагностики позволяет выявить и осуществить психолого-педагогическую квалификацию ведущих, ядерных (Л.С. Выготский) нарушений развития ребенка, их соотношения со вторичными нарушениями. В процессе диагностики определяются социальные и биологические факторы, значимые для здоровья и развития ребенка.
Реализуется диагностическая функция в ходе индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка, углубленной психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии, проводимой также в индивидуальной форме, в ходе педагогических наблюдений за ребенком в естественной и специально организованной деятельности, при проведении эпикризной и рубежной диагностики (См. раздел «Диагностическое обеспечение ранней психолого-педагогической помощи»).
Субъектами диагностической деятельности являются специалисты, педагоги Службы и родители ребенка. Роль родителей особенно значима при проведении наблюдений за ребенком в разнообразных естественных ситуациях.
При этом заранее должны быть определены как задачи наблюдения, так и его конкретный предмет (способы деятельности, формы и характер взаимодействия с окружающими, интересы и др.)
Результаты таких наблюдений наиболее точно помогают определить динамику развития ребенка, а, следовательно, и эффективность ранней психолого-педагогической помощи, оказываемой ребенку.
Диагностическая функция обеспечивает возможность прогнозирования дальнейшего развития ребенка, появления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития. Учет характера испытываемых ребенком и его семьей трудностей позволяет определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия его воспитания и развития, содержание и объем необходимой семье психолого-педагогической помощи.
Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям Службы, определяя содержательную основу их реализации.
Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.
Содержание развивающей работы определяется в соответствии с возрастными особенностями ребенка и его индивидуальными особенностями. Ведущей задачей развивающей работы является максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам, овладение им умениями и навыками, характерными для данного возраста.
Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий педагога и развивающего взаимодействия родителей с ребенком. Индивидуальные занятия с ребенком педагог службы проводит в присутствии родителей. Такие занятия выполняет обучающую функцию, помогая родителям ребенка освоить развивающие способы взаимодействия с ним.
Наряду с индивидуальными, задачи стимуляции развития решаются на групповых занятиях, проводимых педагогами в группах раннего возраста или кратковременного пребывания.
Субъектом развивающей деятельности являются педагоги Службы и родители ребенка, совместно создающие необходимую ребенку развивающую среду.
Развивающая функция реализуется как в отношении детей с близким к нормативному или нормативным развитием, так и в отношении детей, имеющих значительные отклонения от возрастных показателей (дисгармоничное или задержанное развитие).
Коррекционная функция предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Задачи, содержание и средства коррекционной работы определяются структурой первичного и вторичного нарушений, степенью их выраженности и причинами, обусловившими появление этих нарушений.
Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых (родителей) с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий специалистов и педагогов Службы. Такие занятия могут быть индивидуальными или подгрупповыми и решать наряду с коррекционными задачи, задачи обучения родителей проведению коррекционной работы в домашних условиях, организации дома соответствующей коррекционно-развивающей среды.
Субъектами коррекционной деятельности являются специалисты и педагоги Службы и родители ребенка раннего возраста.
Эффективность коррекционной и развивающей функций напрямую зависит от взаимодействия сотрудников службы и родителей детей. Это условие является определяющим в работе с детьми любого возраста, но особенно важным оно является в отношении с детьми раннего возраста. Это объясняется той ролью, которую играют родителями в развитии ребенка младенческого и раннего возраста, глубокой биологической и психологической зависимостью малыша от родных и прежде всего – матери (см. раздел «Особенности развития детей младенческого и раннего возраста»).
Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Решение этих задач обеспечивается разнонаправленностью консультативной помощи. Ее адресатами являются как родители детей раннего возраста, так и педагоги, медики, сотрудники других институтов детства, связанных с проблемами здоровья и развития детей.
Содержание консультативной помощи может включать информацию закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком, информацию об услугах оказываемых детям раннего возраста специалистами службы, а также других, внешних учреждений и служб.
Консультативная помощь может ориентировать педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, материально-технических условиях ее реализации.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям и педагогам. Консультации могут быть разными. В этом случае они носят в основном информационный и рекомендательный характер. Могут быть регулярные консультации, проводимые с определенной периодичностью. Тогда, кроме информационных, они решают еще и обучающие, организационные задачи (в случае) разработки и периодической корректировки индивидуальной программы коррекционно-развивающей, психолого-педагогической помощи ребенку.
Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты Службы.
Пропедевтическая функция службы обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка вторичного характера, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка. Базовым условием реализации функции является знание особенностей развития ребенка, его реальных и потенциальных возможностей и основанный на этом знании прогноз дальнейшего развития малыша. Возможность предвидеть появление у ребенка в дальнейшем тех или иных трудностей во взаимоотношениях с окружающими, эмоционально-личностном либо когнитивном развитии позволяет таким образом организовать среду развития ребенка, чтобы предотвратить их возникновение.
Обеспечивается пропедевтика возможных нарушений через целенаправленную стимуляцию развития тех функций, видов деятельности, характеристик эмоционально-волевой и личностной сферы, которые могут оказаться нарушенными вследствие имеющегося у ребенка ведущего, первичного нарушения.
Средствами пропедевтики могут выступать специально организованная предметно-пространственная среда, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия, проводимые специалистами службы во время развернутых, обучающих консультаций, либо в группах раннего возраста или кратковременного пребывания. В целом, пропедевтическая функция службы тесно связана и взаимозависима со всеми основными функциями: диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной. И ее субъектами являются участники реализации этих функций – педагоги, специалисты службы и родители детей раннего возраста.
Эффективность реализации пропедевтической функции, как и всех других функций, в значительной степени обусловлено координацией деятельности всех основных субъектов ранней психолого-педагогической помощи - педагогов, специалистов службы, родителей, а также специалистов внешних по отношению к ДОУ организацией и служб разной ведомственной подчиненности, участвующих в решении проблем, связанных с развитием и здоровьем детей раннего возраста. И в этом проявляется еще одна функция службы - координационная функция.
Прежде всего, эта функция предполагает координацию деятельности педагогов и специалистов службы, участвующих в разработке реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку и составляющих единую полидисциплинарную команду. От слаженной деятельности членов такой команды (чаще всего помощь ребенку и его семье оказывает не один, а несколько специалистов разного профиля деятельности) зависит ее результативность. Каждый из сотрудников службы должен не только четко представлять особенности развития ребенка, задачи коррекционно-развивающей работы с ним и его семьей, но и свое место в решении этих задач, согласовывать содержание и методы своей деятельности с деятельностью других.
Не менее важная координации деятельности и кооперация сотрудников службы и родителей ребенка раннего возраста.
В процессе такого взаимодействия совместно определяются содержание психолого-педагогической помощи, ее продолжительность и формы осуществления. Согласуются задачи родителей и сотрудников службы в совместной работе по преодолению возникающих у ребенка затруднений.
На основе совместно разработанной стратегии определяется характер взаимодействия родителей и специалистов с ребенком, предполагающее целенаправленное решение развивающих задач. Обеспечивается единство требований к ребенку со стороны педагогов и родителей, а также проведение родителями систематических развивающих и коррекционных занятий с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов службы.
Координация осуществляется также на уровне деятельности службы ранней психолого-педагогической помощи и других служб ДОУ, прежде всего ПМП консилиума, психологической, коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной службами. Взаимодействие на этом уровне обеспечивает, с одной стороны, непрерывность и преемственность психолого-педагогической помощи на разных возрастных этапах развития ребенка (ранний возраст – дошкольный возраст), а также вариативность организационных форм помощи (консультативная, группы раннего возраста, кратковременного пребывания, домашнее визитирование) и расширение спектра услуг, оказываемых детям раннего возраста и их родителям (помимо развивающих и коррекционных занятий, обеспечение необходимыми развивающими играми, игрушками и методической литературой из лекотеки, посещение адаптационных групп перед поступлением в ДОУ, осуществление оздоровительных мероприятий на базе лечебно-оздоровительного комплекса ДОУ и др.)
Наконец, еще одной важной линией реализации данной функции является координация деятельности Службы ДОУ со службами и специалистами других учреждений, принимающих участие в работе по сохранению и укреплению здоровья ребенка, его развитию.
Практическая реализация названных функций осуществляется по нескольким направлениям, выделение которых достаточно условно, т.к. они тесно взаимосвязаны между собой и решение многих задач ранней психолого-педагогической помощи требует деятельности сразу по нескольким направлениям. Тем не менее, к числу ведущих направлений деятельности службы можно отнести: