kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В условиях решения этой  важной задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы, и даже на более раннем этапе: в детских садах, развивающих центрах. Другими словами, функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней. В этом ее отличие от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий полноценное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования.»


Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования.


В современном мире простой всеобщей грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были адаптированы к современной жизни.

В условиях решения этой важной задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы, и даже на более раннем этапе: в детских садах, развивающих центрах. Другими словами, функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней. В этом ее отличие от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий полноценное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Отправляя ребенка в первый класс, большинство родителей уверены, что их ребенок будет только отличником или в крайнем случае « твердым хорошистом». И на самом деле более 90% детей, поступающих в первый класс, имеют очень высокую учебную мотивацию и очень хотят идти в школу. Однако с каждым годом учителя отмечают значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. От 20% до 60% учащихся начальной школы имеют трудности формирования навыков чтения, пересказа и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу. Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления. Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании.

С момента рождения у ребенка идет освоение окружающего мира. Сама природа позаботилась об этом. Через свои ощущения мозг ребенка получает знания и помогает ему адаптироваться в сложнейшем мире взрослых. Но чтобы этот процесс был более эффективным, дошкольника необходимо обучить приемам учебной деятельности, поэтому детям нужен индивидуальный подход, усиленное внимание, помощь воспитателей, учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Современному образованию предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В «Энциклопедии образовательных технологий» Германа Константиновича Селевко, профессора Международной Академии наук педагогического образования, их описано свыше 500.

На протяжении педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста изучила и апробировала различные современные инновационные технологии. Я бы хотела остановиться на технологии развития критического мышления. Данная технология как раз учит мыслить, учит сопоставлять свое мнение с другими, дает возможность проявить свои творческие способности, поощряет взаимодействие.

Технология развития критического мышления проста и в то же время эффективна. «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Именно эта стратегия является оптимальной для решения комплекса задач развития ребенка в самом раннем возрасте. Развивая у детей стремление самостоятельно добывать знания, умение выбрать нужное из огромного потока, воспитатель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Стратегии критического мышления позволяют разнообразить работу с текстами, правилами, применяя доступные, действенные приемы, делают учение увлекательным и осмысленным, позволяют включить каждого ребенка в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления воспитатель создает условия для становления ребенка частью учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для успешного обучения в школ. Не менее важно и то, что данная технология помогает эффективно оценивать результаты мыслительных умений с охватом личностных результатов, системно - деятельных и предметных результатов, которые обозначены в требованиях к учебным программам для развития функциональной грамотности дошкольников.

Именно самостоятельно полученные дошкольниками знания более прочны и обязательно пригодятся им в жизни.

На практике можно убедиться в правоте слов великих ученых. Так в своих работах выдающийся психолог Л. В. Выготский особо отмечал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Эту же мысль можно проследить в трудах великого педагога и писателя К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич писал, что «следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания... дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения».

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исходя из этого, считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.

В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. Задача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследователи современной педагогики пересматривают формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста. По обновленной программе впервые введен предмет «Естествознание» для изучения в начальных классах. Программа предусматривает знакомства детей с такими темами, как «Свойства магнита», «Тела и вещества неживой природы» (песок, глина, уголь, камень), «Экологические проблемы воздуха», «Зимние явления: иней, гололед, сосульки». У дошкольников минимальные знания, жизненный опыт отсутствует. Как в таких условиях доступно, интересно поведать детям этот материал? Вывод напрашивается сам - на занятиях у пятилетних и шестилетних детей активно приметать исследовательские опытнические приемы. Так изучая свойства магнита, дети «ловили» на магнит разные мелкие предметы и на своем опыте убедились, что магнит притягивает железные предметы. Узнали, чем больше вес магнита, тем он поднимет крупнее предмет. Задача воспитателя учить детей устанавливать причинно-следственные связи, используя такие языковые средства, как «я думаю, я считаю, потому что, поэтому». Пример тому - интегрированное занятие по разделам программы «Основы безопасного поведения», «Основы экологии» на тему: «Вода - основа жизни. Свойства воды». Дети на занятии проделывали опыты с водой: прятали мелкие игрушки в мутной воде, пробовали воду на вкус, доказывая, что вкус воды можно изменить, рассматривали воду в чистом стакане на её прозрачность, кидали в воду де деревянные, железные, пластмассовые предметы и сами делали выводы. Понимая значения воды для всего живого, дети на всю жизнь запомнят - воду надо беречь, нельзя загрязнять водоемы, вода - источник жизни, чистоты. Они своим руками изучают свойства земли, пересаживая луковицы растений, сажая семена. Ухаживая за растениями уголка живой природы, определяют зависимость растений от света, тепла, воды.

На физкультурных занятиях, выполняя то или иное упражнение, дети усваивают школу здорового образа жизни. Воспитанники мои делают полезные для себя выводы: если хочешь быть здоров, закаляйся; будешь спортом заниматься, пойдешь в армию служить, Родину защищать. Интегрируются все области воспитания: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество», которые способствуют формированию функциональной грамотности у детей.

Воспитатели старших и подготовительных групп детских садов знают, что занятия «Обучение грамоте» для большинства ребят сложные. Звукобуквенный анализ слов выполнять трудно, потому что дети не слышат поначалу отдельные звуки, и не все быстро запоминают печатный образ буквы, в этом случае помогают игры с песком или письмена на песке. Игры с песком самые известные и запоминающиеся для любого ребенка, каждый из нас в детстве проводил в песочнице немало времени. Для этого в интернете предлагаются разнообразные игры в большом количестве. Рамочки для песка могут быть большие и маленькие. Использую этот метод для обучения детей письму на вариативных занятиях и на уроках обучения грамоте. Дети с интересом пишут буквы, а затем и слоги, а далее слова. Наблюдения за работой - игрой детей показали: на песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безболезненнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Педагог увидит, когда он действительно устанет, а не просто «увиливает» от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. Метод эффективный. Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных коммуникативных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей использовать эти технологии. Воспитатель-учитель обязательно должен использовать компьютер или интерактивную доску в учебно - воспитательном процессе. Неизбежное проникновение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное обучение и воспитание позволяет повысить эффективность усвоения знаний и максимально расширить их объемы. Что это даст детям? Прежде всего, вызвало у них большой интерес, настолько, что сняло напряжение, стеснительность, неуверенность у самых неактивных детей. Игра на интерактивной доске повысила уровень словесной активности. Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые навыки работы на компьютере или интерактивной доске. Что это дает педагогу? Прежде всего, свободу в выборе дидактического материла. Кроме того, можно использовать интернет ресурсы, которые экономят время воспитателя, дают возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, делиться опытом работы в сетях.

Итак, все вышеизложенные формы и методы работы по формированию функциональной грамотности хороши. Вопрос только в компетентности педагога и его готовности осваивать новые технологии, методы и приемы. Приходя к детям на занятия, всегда пытаюсь найти оптимальные пути решения самых острых и больных вопросов современного образования: ликвидации перегрузок дошкольников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности в получении знаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гурьянова Наталия Григорьевна

Дата: 29.08.2024

Номер свидетельства: 655572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства