kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторных навыков старших дошкольников  средствами физической культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры»

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

Ашека Софья Анатольевна инструктор физкультуры

МКДОУ детский сад № 346

Формирование графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

Нужно ли обучать дошкольников письму? Окончательный ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Этого мнения придерживается и большинство родителей дошкольников.

Однако и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использовать рисование, лепку, другие – штриховку контуров; появились технологии, предполагающие использование модифицированных школьных прописей.

Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука это своего рода внешний мозг». Понимание значимости и сущности своевременной диагностики и педагогической коррекции кистевой моторики как важного элемента в развитии интегративных качеств ребенка, сохранении физического и психического здоровья, ограждения его от дополнительных трудностей обучения в школе, побудило меня заняться – формированием графомоторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры.

В основу разработанной системы формирования графомоторных навыков старших дошкольников лег нетрадиционный взгляд кандидата педагогических наук РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт- Петербурга, Светланы Филиповой. Он основывается на том, что навык письма является двигательным навыком, а следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Светлана Филипова предлагает использовать средства физической культуры для развития качеств, определяющих успешность овладения графикой письма.

При подготовке дошкольников к овладению графомоторными навыками в работе мною использовались традиционные и инновационные средства физической культуры.

  1. Традиционные средства - хорошо известные в педагогической практике игры и упражнения, но изменяется способ их выполнения с целью акцентированного, избирательного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»:

  • Упражнения с мячами (катание, вращение в разных направлениях мяча по полу в исходном положении сидя, стоя на коленях)

Игровая мотивация: « Начинаем колдовать, будет мячик танцевать»,

« В руки мячики возьмем, и катать мы их начнем» и др.

  • Упражнения с мешочками 150 - 200 грамм (вращение, сжимание, перекладывание мешочка, перебрасывание, из одной руки в другую) Игровая мотивация: «Будем стряпать пирожки, будут вкусные они», «Мамины помощники» и др.

  • Имитационные упражнения (разведение рук в разные стороны, выпады ногами, группировка, наклоны)

Игровая мотивация: « Раз, два, три, четыре, пять - можем букву показать» и др.


  1. Инновационные средства - направленные на коррекцию, оздоровление, образование дошкольников:

  • Кинезиологичекая гимнастика.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Целью упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия ( синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Целью использования упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия ( синхронизация работы полушарий головного мозга, активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что способствует развитию

способности ребенка или корректировать проблемы развития в различных областях. Игровая мотивация: «Роботы», «Часы» и др.


  • Эвритмическая гимнастика.

Вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Цель – формирование и коррекция чувства ритма темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации, развитие двигательных качеств, координации движения рук и ног, расширение эмоционального опыта, формирование интегративных качеств. Целью использования упражнений является формирование и коррекция чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации, развитие двигательных и моторных навыков, координации движения рук, расширение эмоционального опыта. Игровая мотивация: «Музыкальные приключения», «Идем в гости» и др.

  • Упражнения с палочками 20 -25 см (катание палочки ладонями, вращение в разных направлениях, перебирание пальцами)

Игровая мотивация: «Маленькие художники», «Сластены».

Упражнения с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики ( постукивание, поглаживание пальцами рук, сжимание и разжимание кисти и прочее). Игровая мотивация: «Веселый паровозик», «Необычное путешествие» и др.


  • Упражнения с массажными мячами (катание, сжимание, надавливание, поглаживание, вращение мяча в руках). Игровая мотивация: «Начинаем мы играть, мы умеем колдовать», « Добрые волшебники» и др.







ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.

2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М, : Просвещени, 1995.

3. Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994. № 6, стр.10

4. Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М, : Просвещени, 1994.

5. Галанов А.С. « Игры, которые лечат». / Галанов А.С. М. Сфера, 2001

6. Подольская Е.И. « Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы упражнений». / Подольская Е.И. Волгоград, 2009.

7. Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей» / , А.Э. Симантовский. – Ярославль: Академия развития, 1996.

8.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996

9. Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры»./ Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина – Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7

10. ЩебекоВ.Н,. Ермак Н.Н « Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М, : Просвещени, 2000.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ашека Софья Анатольевна

Дата: 26.10.2016

Номер свидетельства: 352347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства