Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха у детей с ОНР посредством театрализованных игр»
Формирование фонематического слуха у детей с ОНР посредством театрализованных игр
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Основную массу логопедических групп, составляют дети с общим недоразвитием речи. У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.
В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями речевого развития, но и специфическими отклонениями других высших психических функций (наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи). Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К ним относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость.
Поэтому традиционные дидактические игры, упражнения с предметными картинками по развитию фонематических процессов, оказались сложны и малоинтересны для детей данной категории. Игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Театрализованная игра с одной стороны помогает корригировать различные аспекты речевой деятельности, а с другой – оказывает ненавязчивое воспитательное воздействие. Она может помочь ребенку в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства и замкнутости. Традиционная работа по формированию фонематических процессов однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают детей в эту кропотливую монотонную работу, помогают преодолеть трудности при коррекции речевых нарушений.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в которые внесены элементы театрализованной деятельности.
«Домашний оркестр»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.
Оборудование: ширма, предметы: ложки, металлическая и деревянная (оформленные в виде куколок, солнышко (бумажная тарелка), пузырек (стеклянная баночка с ротиком, глазками и волосиками), шуршик (мешочек набитый шуршащим материалом), колобок (круглая, железная баночка из-под леденцов).
Ход: Ребята, к нам в гости пришли разные предметы. Посмотрите, узнаете ли вы их? Они очень любят играть друг с другом, а когда они играют, то издают разные звуки. Говорит ложка тарелке: «Привет, тарелка, давай с тобой играть?» «Давай» – ответила тарелка. Взрослый показывает, какие звуки издают предметы. Затем предметы «играют» за ширмой, а дети угадывают, кто с кем играет.
Оборудование: куклы, с туловищем от бутылок из-под детского йогурта «Растишка». Внутрь насыпать разные виды круп: манку, гречку, горох и т.д.
Ход: Я приглашаю вас, ребята, в гости к куклам. Посмотрите на них, потрогайте. Найди такую – же, по звуку, который издает каждый из них. Или найди куклу, которая танцевала, пока ты сидел с закрытыми глазами. В конце вместе с детьми придумать сказку. Либо организовать пересказ уже знакомой.
«Мамы и детки»
Цель: Дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.
Оборудование: Большие и маленькие музыкальные инструменты, колокольчики, ширма.
Ход: Это семья колокольчиков. Но, несмотря на то, что это все колокольчики они звучат по-разному. Послушайте как поет папа (большой колокольчик)… мама ( средний колокольчик)…ребенок (маленький колокольчик), а теперь они будут петь в домике, а ты угадай кто из них поет свою песенку. Аналогично с другими музыкальными инструментами.
«Путаница»
Цель: научить различать и запоминать последовательность звучания разных музыкальных игрушек.
Оборудование: картинки «Смешариков» с музыкальными инструментами, такие же инструменты за ширмой. У детей маски или игрушки «Смешариков», ширма.
Ход: Посмотри на картину, у каждого «Смешарика» свой инструмент. Послушайте, кто за кем играет, и встаньте в той же последовательности.
Игра-драматизация сказки «Три медведя»
Цель: дифференцировать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру.
Оборудование: герои сказки, декорации.
Ход: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
– Кто спал в моей постели? – Кто сидел на моем стуле? – Кто ел из моей чашки? – Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Для различения слов близких по звуковому составу можно использовать теневой театр.
Теневой театр
Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.
Оборудование: экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними.
Ход: Называть и показывать объекты, затем выделить лишний.
Теневой театр можно использовать при проведении игр по дифференциации фонем. На экране появляются несколько силуэтов. Ребенка просят определить первый звук в словах. Угадай, чья это тень и назови звуки по порядку. Какой звук ты слышишь в середине слов.
Пальчиковый театр
Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.
Оборудование: предметные картинки с липучками, перчатка.
Ход: Перчатка надета на руку ребенка. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов – картинок, близких по звучанию, нужное. Взрослый приклеивает картинку на один из пальчиков. Затем из получившихся слов, придумывается и разыгрывается сказка. (Слова для подстановки: ком, гном, дом, сом) Я тебе задачу дам, все расставить по местам: Что скатали мы зимой?... Что построим мы с тобой?...На крючок в реке попал?...Может все, хоть ростом мал? …
Вариант сказки. Однажды жил веселый гном. Он построил дом. Летом он любил ходить на рыбалку и однажды ему попался сом. А зимой из снега он слепил ком.
Повторение слоговых рядов для детей всегда скучное и неинтересное занятие. Что бы вызвать интерес к данному виду работы хотелось бы порекомендовать смастерить костюм инопланетянина.
«Инопланетянин»
Цель: дифференциация слогов.
Оборудование: шапочка инопланетянина.
Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина играет взрослый, затем ребенок.
«Что просит мышка»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Предложенная форма работы с детьми, позволит максимально разнообразить учебную деятельность, заинтересует детей и позволит педагогу решить поставленные задачи по формированию фонематического слуха.