kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование интереса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, с числом, как одним из основных понятий математики, через занимательные игры и упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать интерес к математике  и развивать математические способности через дидактические и  занимательные игры и упражнения.

  • Развивать логическое мышление у детей с нарушением речи, через дидактические и занимательные  игры и упражнения.
  • Способствовать закреплению знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого и второго десятков, а также использовать наиболее рациональные приёмы вычислений.
  • Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения на основе обучения решению задач, с использованием наглядного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, с числом, как одним из основных понятий математики, через занимательные игры и упражнения »

Формирование интереса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, с числом, как одним из основных понятий математики, через занимательные игры и упражнения


Дорошенко Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 83»

города Бийска Алтайского края

Более 25 лет я работаю с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваюсь с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучаю их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание.

Так как дети с общим недоразвитием речи заметно отстают от сверстников в готовности к обучению счёту и счётным операциям, я выбрала тему:

«Формирование интереса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, с числом, как одним из основных понятий математики, через занимательные игры и упражнения».

Я поставила перед собой цель:

Формировать интерес к математике и развивать математические способности через дидактические и занимательные игры и упражнения.

И наметила задачи:

  • Развивать логическое мышление у детей с нарушением речи, через дидактические и занимательные игры и упражнения.

  • Способствовать закреплению знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого и второго десятков, а также использовать наиболее рациональные приёмы вычислений.

  • Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения на основе обучения решению задач, с использованием наглядного материала.

Для того, чтобы более дифференцированно подойти к данной проблеме, изучила работы современных педагогов Б.П.Никитина, В.В. Волиной, М.Н. Перовой, Е.В. Карповой, Л.Г Питерсона, Н.П. Холиной, А.А. Катаевой, З.А. Михайловой.

Разработала перспективный план занятий по данной теме для всех возрастных групп (средняя, старшая, подготовительная группы). Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения, в структуру занятий включаю дидактические игры, как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, пословицы, задачи в стихах, шарады, перфокарты, словесные игры. Я в течение нескольких лет апробировала их в детском саду. В результате у детей сформировалось положительное отношение к математике, возросла мыслительная активность, снизилась утомляемость. Дети овладели практическими действиями, научились планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Дидактические игры и упражнения математического содержания улучшили понимание и закрепление математического материала. Опыт показал, что использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дети научились догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

Для успешного проведения коррекционное – воспитательной работы с детьми, для более успешного вовлечения ребёнка в серьёзную учебную деятельность, я создала систему игр на формирования интереса к математике и внесла их в коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи.










Игры на знакомство с цифрами направлены на закрепление цифр и на соотношение цифр с количеством предметов.

Игры на счёт направлены на закрепление количественного счета ( в прямой и обратной последовательности числового ряда).

Игры на состав числа направлены на усвоение состава чисел первого десятка.

Игры на решение примеров направлены на закрепление, увеличивать и уменьшать числа в пределах 10.

Решаем задачи. Направлены на составление и решение простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Наиболее успешно связную речь на занятиях по математике я развивала при составлении и решении задач. Важно не только выделять рассказ, уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся в быту), а аргументировано доказать, как решалась задача.

Для составления задач использовала наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (запись с помощью цифр); например. 4+1=, а дети должны по этому примеру составить каждый свою задачу с опорой на предметную картинку, подобранную с учётом произносительных возможностей каждого ребёнка.

Связь логопедии с математикой широко осуществляется мной не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Так, например, в процессе счета, счетных операциях, решении задач помогли детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один кот, одна кошка, одно окно и т.д.), числе (один стул, три стула, пять стульев).

Планируя коррекционную работу, я придерживались следующих правил:

1.Программное содержание по математики брали из типовой программы, увязывая с основной лексической темой и автоматизируемым звуком;

2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание на этих занятиях уделяли речевому развитию: фонетике, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже);

3. Подбор речевого материала осуществлялся с учётом произносительных возможностей каждого ребёнка и личностно – ориентированного подхода.

Таким образом, математика предоставляет возможности для коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а также для развития связной речи.

Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их самостоятельную речь, что столь необходимо детям до школьного и младшего школьного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.

В отличие от общеобразовательных групп, я поощряла, когда ребенок, решая задачи, использует пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития.

В начале и в конце подготовительной группы провела диагностику.

На основании проведенных циклограмм уровень знаний детей повысился:

правильные ответы с 18,18% на 89,99%

с помощью взрослого с 32,74% на 10,08

не справился, было 49,08% на 0%

В результате мои воспитанники при поступлении в школу научились:

  • Считать до 20 (количественный и порядковый счет).

  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 20, начиная с любого числа.

  • Соотносить цифру и количество предметов.

  • Состав числа первого десятка.

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

  • Пользоваться цифрами и арифметическими знаками.

  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего за ним ряда.

Поддерживаю взаимосвязь со школой. Наблюдаю за своими воспитанниками в первые месяцы обучения, выявляю, как дети адаптируются в новом коллективе, как усваивают программу 1 класса, какие встречаются трудности.

При беседах с родителями и учителями выяснила, что у детей хорошая подготовка к обучению в школе и успешно осваивают программу.

Благодаря тесному контакту с учителем-логопедом, из последнего выпуска 2015 года, 99% выпускников пошли в школу с чистой речью, а 1% - рекомендованы занятия со школьным логопедом.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Поэтому передо мной стоит задача постоянно совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в своей группе и улучшения подготовки детей к школьному обучению.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошенко Татьяна Николаевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства