Формирования у дошкольников культуры безопасности.
Формирования у дошкольников культуры безопасности.
Никто из нас не застрахован от того, что мы можем оказаться в центре опасного события, особенно ребенок. Разрешить это противоречие можно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирования у дошкольников культуры безопасности.»
Игра как способ формирования культуры безопасности.
Грошева Е.Н., воспитатель муниципального бюджетного
центра развития ребенка –
детского сада № 31 города Орла
Работая в детском саду, с каждым годом замечаешь, что большинство детей стало несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, или наоборот дети подходят, не боясь к посторонним людям, готовые рассказать им свой адрес, убегают от родителей, включают все электроприборы. Не случайно, что именно сейчас, в век информационных технологий, многие коллективы ДОУ стали искать новые возможности для успешной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребѐнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них [3].
Пока ребенок маленький, он открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности [5]. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
Разработка предупредительных мер;
Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Все твердят тебе - опасно!
Даже кошке стало ясно:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
- опасности дома;
- опасности на дороге и улице;
- опасности на природе;
- опасности в общении с незнакомыми людьми.
Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает раздел по основам безопасного поведения. Цель программы С.А. Козловой «Я - человек» - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям [6].
В 1997 году была опубликована Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая: игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами; обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи); использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов;экскурсии; беседы; игры на макете; игровые ситуации – загадки [1].
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые подстерегают ребенка? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду. Из каждой игры дети должны вынести определенные знания и умения, которые запомнятся им, будут применяться в нужный момент и, конечно, помогут сохранить жизнь и здоровье.
Игры дают возможность:
– познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
– сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
– познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различные виды игр такие как, словесно-наглядные, настольно — печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, обыгрывание произведений детских авторов, так как художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста в большом количествеприменялись наглядные методы, что обусловлено особенностями восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала [7]. Были отобраны литературные произведения разных жанров с разным содержанием: стихи о различных режимных моментах, книги из серии «Лучшие стихи и сказки малышам», куда вошли произведения Натальи Мигуновой «Правила поведения для малышей», Марии Манаковой «Правила безопасности для малышей» и Ольги Корнеевой «Быть послушным хорошо». К. Чуковский «Путаница» и другие.
В группе проводился проект «Игрушки». В ходе проекта происходило знакомство детей с творчеством А. Барто. В рамках проекта были проведена игра-ситуация: «У каждой игрушки своё место». Целью которой является: знакомство детей со стихотворением «Грузовик»; правилами поведения в группе (необходимость ставит игрушки на места).
Игровая ситуация: «У каждой игрушки своё место». Ход. Игра — знакомство:
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок
Полосатый и пушистый.
К нам сегодня гость пришёл.
До сих пор мне непонятно:
Как же он нас всех нашёл?
В гости к детям пришёл котёнок здоровается и знакомится с ними. Котёнок: Здравствуйте, ребята. Меня зовут котёнок Вася. Котёнок: Как у вас много игрушек. Котёнок: «Я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины?». «Как можно играть с машинками?». «Покатайте меня на машине, я уже не боюсь». «Куда вы убираете машины, когда закончили играть?». Котёнок: Ой, а я не хочу собирать игрушки на места, я устал. Всё равно ничего не случиться? Воспитатель и дети рассказывают, что будет, если не убирать игрушки — можно спотыкнуться и упасть. В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице», закрепляются правила оказания элементарной медпомощи, дети знакомятся с опасными ситуациями дома, в детском саду, приводящими к падениям, ушибам. Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.
В зимний период в группе проводился проект «Безопасная ёлка». В ходе проекта дети знакомились с ёлкой и ёлочными игрушками и их свойствами: стеклянные — бьются, это опасно.
Проводилась работа с родителями: проведено собрание о безопасном проведении новогодних праздников, изготовление «безопасной игрушки» для ёлочки. Была изготовлена игра «Что такое хорошо и что такое плохо», по мотивам известных детских сказок. В течении года совместно с детьми постоянно повторяются правила безопасного поведения как дома, так и в детском саду, знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей. На конец года детьми усвоены элементарные правила поведения в детском саду, закреплено понятие — опасные предметы и что к ним относится.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игрыдраматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, К. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
4. Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности [Текст] :дис. ... канд. пед. наук : 3.00.08 / Т. Ю. Давыдова. – Тула, 1999. – 208 с.
5.Ковальковская, Н. Как должна быть организована жизнь ребенка [Текст] / Н. Ковальковская // В помощь просвещенцу. – 1923. – Вып.З. – С. 29-30. 24
6.Козлова, С. А. Я – человек [Электронный ресурс] : программа приобщения ребенка к социал. миру / С. А. Козлова. – URL : http://ds25.ucoz.ru/load/2-1-0-5
7.Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. — сост. О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 207 с.)
8.Тимофеева, Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности [Текст] / Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 4. – С. 74-84.