kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование вокально-певческих навыков в процессе обучения пению детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Подбираются такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе должен быть индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вокально-певческих навыков в процессе обучения пению детей старшего дошкольного возраста»

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Одной из первоочередных задач при знакомстве с детьми на музыкальном занятии является выяснение действительных возможностей и данных. От этого зависит организация музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего следует отметить необходимость наличия доброжелательности, непринужденной обстановки во время занятий.

При первом знакомстве мы использовали форму беседы, что позволило ребенку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, что в дальнейшем также способствовало созданию атмосферы доверия на музыкальных занятиях.

Прежде, чем перейти к музыкальным занятиям, необходимо провести диагностику уровня вокальных данных детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, вначале мы провели диагностику певческих навыков каждого ребенка. Диагностику детей старшего дошкольного возраста я проводила в форме выполнения творческих заданий, а именно:

- исполнение ребенком ранее известного вокального произведения, это может быть любая песня или попевка - что позволяло мне определить уровень вокальных данных и функциональное состояние голосообразующей системы ребенка;

- выполнение вокальных упражнений (предложенных мною), позволяющих выявить потенциальные голосовые возможности ребенка и определить перспективу развития голоса.

Для наиболее точной оценки вокальных данных ребенка, в процессе исполнения вокального произведения, я не вмешивалась в процесс звукообразования, звуковедения, даже если это совершенно расходилось с моими представлениями.

На основе анализа методической литературы, я выделила следующие критерии, по которым оценивала начальный уровень вокальной подготовки детей старшего дошкольного возраста:

-звукообразование;

-чистота интонации;

-артикуляция;

-певческое дыхание;

-певучесть и плавность звука;

-диапазон;

-динамические возможности;

-техническая выносливость.

На основе критериев, я определила уровни диагностики вокальных данных детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.

Средний уровень: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.

Высокий уровень: устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.

Традиционно принято считать, что диапазон старшего дошкольника условно ограничен от «ре» первой октавы до «ля» первой октавы. Но, как показывает практика, физиология детей очень индивидуальна, примарный тон у разных детей варьируется в пределах кварты, от чего напрямую зависит и диапазон и тесситура ребенка. Поэтому, я намеренно не обозначала границы певческого диапазона детей, указанного в уровнях диагностики вокальных данных.

Подведя итоги диагностики певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, оказалось, что из 16 детей:

- 9 детей обладают средним уровнем вокальных данных: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено;

- 7 детей показали низкий уровень вокальных данных: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.

Проанализировав, проведенную диагностику певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, были определены следующие задачи:

  1. Научить детей выразительному пению - петь свободно, легким подвижным звуком (с «движением вперед»), петь плавным напевным звуком (ощущение полной свободы голосового аппарата).

  2. Научить детей петь чисто, без фальши (чистая интонация).

  3. Научить правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный короткий вдох), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.

  4. Добиться четкой артикуляции посредством упражнений и вокальных произведений.

  5. Максимально расширить диапазон посредством упражнений.

  6. Научиться петь в ансамбле.

Исходя из результатов проведенной диагностики, была разработана структура музыкальных занятий, в процессе которых осуществлялись намеченные задачи и реализовывались условия, повышающие эффективность процесса формирования певческих навыков. Активно использовались методы и приемы, влияющие на результативность процесса формирования навыков пения.

Характеристика певческих навыков

Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Подбираются такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе должен быть индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

  Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Подобрать интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

- сидеть (стоять) ровно;

- не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать;

- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

- дыхание

- звукообразование

- дикция

- чистота интонирования

- ансамбль

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики

А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системы Д.Е. Огороднова («Понюхать цветок»). В дальнейшем задача усложняется - дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. Длина певческого выдоха не столько связана с количеством воздуха в легких, а больше зависит от работы гортани и формы рупора» в этом хорошо раскрыта тема в полном масштабе в работе технологии развития голоса у детей дошкольного возраста в программе по адаптированной системе (В. В. Емельянова).

 Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система - певческие упражнения и постепенные напоминания. Используется показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагается после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показывается правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняется упражнение. Для развития дыхания можно пропеть на выдохе гласные звуки, открытые слоги , фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. 


Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется к отверстию рта. Сочетание гласных о, а с согласными губными б, п, в, ф или переднеязычными д, т, л, з приближает звук у губам.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через 1-2 занятия диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова»

М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.


  Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Обучая детей певческой дикции, объясняется им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому сначала определяется содержание песни, расшифровываются непонятные слова, находится кульминация.

  Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки и ритмодекламации.


Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом. В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.

Артикуляционная гимнастика помогает:

- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

- развить мимику, артикуляционную моторику;

- развить выразительную дикцию.

За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе

В.В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические. Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.


Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений - выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1«Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.


Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный.


Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации - это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

У музыки и речи одна первооснова - интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического, сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п. ) шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Также в своей работе я использую и речевые зарядки.


Речевая зарядка

Цель речевой зарядки - подготовить голоса детей к речи и пению.

В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении - воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевые зарядки дают еще и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей. Например:


Работа над интонированием

Эта работа начинается с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации - не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом используется транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала предлагается детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, используется моделирование (показ движения рукой). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, а также упражнение «рисуем голосом».


Рисование голосом

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.


Ансамбль- целостность, слитность звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Ансамбль у детей достигается постепенно. 

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя - даёт приём пения «по цепочке». Потомк пению «по цепочке» добавляется и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель - научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон. Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть припев песни и дать знак вступления. Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

К дирижированию детским хором прибегают в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.


Песенное творчество

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

 Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель - расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

2.3 Этапы работы над песней

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

На данном этапе используются наглядно-слуховой и словесный методы. Различные методические приёмы, применяемые в образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

- пояснение непонятных слов;

- чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

- разгадывание загадок, ребусов;

- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

Новое произведение всегда показывается целиком, исполняются все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее используется образное слово, проводится беседа о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращается внимание на настроение, переданное в музыке, детей побуждаю к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях. Эта беседа об эмоционально - образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни, звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, им объясняется, что и петь ее надо напевно, протяжно.

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа - создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

Помимо наглядно-слухового и словесного методов при разучивании новой песни используется практический метод. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы дети успевали пропеть. Если в песне есть запев и припев, то начинаю с припева, так как детям его легче запомнить. Традиционно песню учат частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни, моделируя наглядно при помощи пособия «Музыкальная цепочка». На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические обороты, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки я даю в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Для того чтобы дети быстро запомнили песню, я помогаю им указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором?, «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?») Играю с детьми в «Подсказку»: поётся песня с остановками и ожидается, когда дети подскажут слово, которое я «забыла». Или предлагается отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращается внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях нужно больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

Перед первым пропеванием дети должны услышать выбранную для разучивания часть не менее трех раз, при этом перед каждым прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например «Спойте про себя», «Покажите движение мелодии рукой», и т.д. Этот прием вносит в разучивание песни элемент самостоятельности и детского творчества. Именно на II этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации, ансамбля.

Для формирования навыка звукообразования применяется образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. В старших группах используются упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными («динь – дон», «тук-тук»), так же прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое - колокольчика).

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Активно применяю дирижерский жест, который помогает детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей, рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом. Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, им разъясняется и показывается, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращается внимание на певческую установку.

Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, специальные приемы и упражнения на изменение скорости речи. Использую выразительное чтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение. Предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать не только свой голос, но и голоса других детей. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии я использую моделирование (показ движения рукой) или прошу пропеть ту или иную фразу вместе со мной, подстраивая свой голос под мой.

При разучивании используются такие приемы:
- настройка на первом звуке;
- пение мелодии без инструмента;
- исполнение мелодии на фортепиано и других инструментах;
- разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе;

- пение соло, дуэтом, трио и по подгруппам.

Одна из причин неверной интонации - не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, то он сможет начать петь правильно и вместе с другими детьми в более высоком звучании. Так же использую обратный прием - «раскрытие звуков верхнего регистра» детского голоса (си I, до II, ре II).

3 этап – выразительноеисполнение песни.

Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, четкостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики лица, артистичностью. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни, способствуют закреплению их в памяти детей. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.





На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
- от задач и содержания отдельных занятий;
- от репертуара;
- от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
- от уровня музыкального и певческого развития детей.



Перспективы:

  • Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;

  • Проводить работу в тесном контакте с другими преподавателями;

  • Совершенствовать программно - методическое обеспечение и предметно-развивающую среду;

  • Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей.




БИБЛИОГРАФИЯ


1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» - М., Просвещение, 1989.

2. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» - М., 1988.

3. Войнова А.Д.  «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников» - М., 1960.

4. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж» - Санкт-Петербург, 1997.-192с.

5. Кабалевский Д.Б. «Про «трёх китов» и многое другое» - Пермское кн. издательство, 1971.

6. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

7.Менабени А.Г.«Методика обучения сольному пению» - М., Просвещение,- 1987.- 94с

8.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, Академия развития, 1997.

9. Метлов Н.А. «Музыка детям»-М., - Просвещение,1985, -144с

10. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» - Киев,: Музична Украина., 1989.- 164с

11. Орлова Т.М, Бекина С.И. «Учите детей петь» - М., Просвещение, 1988.

12. РадыноваО.П, Катинене А.И, Палавандишвтли М.А.«Музыкальное воспитание дошкольников» - М., Просвещение, 1994.

13. Тарасова К. ст. «К постановке детского голоса» журнал «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

14. Тютюнникова Т.Э.ст. «Чтобы научиться петь, надо петь» журнал «Музыкальная палитра» №5, 2004.

15. Шацкая В.Н. «Детский голос: экспериментальные исследования» - М., 1970

16. Шереметьев В. ст.«Хоровое пение в детском саду» журнал «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

17. М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» М.,2007 г.

18. О.П. Радынова, А.И. Катинене «Музыкальное воспитание дошкольни ков» М., 1994 г.

19. Э.П. Костина «Теория и практика креативной технологии» 2008 г.

1171 « Детский голос: экспериментальные исследования» М.,1970гнин « Д

1111111117.

» М.,2007г.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александровская Анна Алекандровна

Дата: 08.11.2022

Номер свидетельства: 616929


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства