kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи детей дошкольного возраста»


Консультация для педагогов:


Формирование связной речи у детей дошкольного

возраста


Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама . Чем богаче и правильнее речь ребенка ,тем легче ему высказывать свои мысли ,тем шире его возможности познать действительность ,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми ,свое поведение ,а следовательно , и личность в целом .

Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание . Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми , где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого , а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия . Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность , обогащает игры , способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной , музыкальной , литературной деятельности .

Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны . Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас , сможет выразить свое отношение к миру , к социальным и морально – нравственным отношениям людей .

Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка , мыслительные способности , умственное начало .Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия , продуктивную и игровую деятельность .Занятие – организованное обучение , поэтому на них дети получают более сложные знания и умения .На занятиях воспитатели учат детей рассуждать , рассказывать , правильно выражать свои мысли , фантазировать , сочинять , претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое , задавать вопросы об интересующих его темах . Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство , отвечать , рассказывать обо всем , всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию .Для этого воспитатели стремятся , чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса , а не пассивным слушателем .В процессе поиска , экспериментов , решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения . На каждом занятии присутствует новизна , новые методы и приемы для активизации детей .Посредством обучения дети развивают память , логическое мышление , воображение , самостоятельность .

Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие :


речь педагога дошкольного учреждения


формирование представлений об окружающей жизни


развитие любознательности

сенсорное воспитание


игра


Кроме того , важно научить детей внимательно слушать . Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : « Угадай по голосу: кто позвал ? » , « Эхо » , « Телефон » , и др .

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний , их упорядочении , систематизации . Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах , их назначении , некоторых качествах ( цвет , величина , форма ) и свойствах ( бьется , ломается , рвется, льется и др. ) , о материалах , из которых они сделаны . Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях , их взаимосвязях и закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками , типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др.) .

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность , в которой ребенок отражает окружающую действительность , выявляет свои знания , делится ими товарищами .

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :


сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения ;


игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь ;

строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях .


Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка , если воспитатель обогащает ее содержание , правильно организует .

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры , обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача . Многократно участвуя в игре , ребенок прочно усваивает знания , которыми он оперирует ( например, названия и внешний вид растений ; предметов , необходимых для труда ; содержание литературных произведений и т.п.) . Решая умственную задачу в игре , ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,

в классификации предметов или явлений по общим признакам , в выделении


свойств и качеств предметов .В определении их по отдельным признакам . Например , в играх « Что изменилось ?» , « Чего не стало ?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение , а затем восстановить в памяти эту картину и определить , какие изменения произошли . В играх «Найти предмет такой же формы » , «Подбери по цвету » , « Кому что нужно для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам . В

играх « Узнай по описанию » , « Чудесный мешочек » дети определяют предмет по одному их признаков .

Таким образом , дидактические игры способствуют закреплению и уточ

тению знаний по познавательно – речевому развитию .


Есть система психологических и педагогических воздействий , направленных на развитие активности ребенка , повышение его статусного положения в коллективе , формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности .

Существует три блока работы .

Первый блок . Активизация деятельности детей .

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие , переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике , на развитие поведенческой активности , формирование самостоятельности , эмоциональной поддержки участников группы , на преодоление замкнутости . Упражнения , а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки , средства как включения в работу , так и развития .

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций . С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться , зажмуриться , прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния ( внимание , интерес , удивление , радость , удовольствие ). Вот некоторые упражнения .


« Вкусные конфеты » . Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка . У него в руках воображаемый пакет с конфетами . Он по очереди протягивает его детям . Они берут по одной конфете , благодарят , жуют , мимикой выражают удовольствие , улыбаются .


« Зеркало» . Педагог говорит детям : « Вы будете зеркалом , а я буду смотреться в него . Ну –ка , зеркальце , скажи , какое выражение на моем лице ?». ( Я очень рассердилась . Мне грустно , когда на улице плохая погода). « Зеркало» не только называет выражение , но и копирует его.


Внимание также надо уделять пантомимике . Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека , выражать свои эмоции с помощью жестов , движений , походки , позы . Пантомимика повышает интерес детей к занятиям , расширяет их эмоциональный опыт , позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе , проявить творчество .

« День рождения ». Выбирается именинник . Все дети мимикой , жестами ему дарят подарки , а именинник угадывает , что это за подарок .


« Походка и настроение » . Педагог показывает движения и предлагает изобразить их : « Попрыгаем как воробышек ( кузнечик , козлик ); походим, как мишка косолапый и т. д.

Также в работе используются игры , цель которых – развитие двигательной активности . Они помогают пробудить пассивного ребенка , учат всех детей подчиняться определенным правилам , формируют стремление к лидерству , развивают ловкость и быстроту реакции . Используются такие игры как : « Кто самый ловкий ?» , « Ловушки » , « Дракон кусает свой хвост » , « Веретено » и т. д.



Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности .


В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм , цель которых-обогащение словарного запаса , формирование грамматической правильности речи , интонационной выразительности и , главное , развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности .

Используются такие игры как :

« Пара к паре » . Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии . Например , « огурец – овощ , а ромашка… (цветок); телефон – ухо , а телевизор …( глаз ).


« Сочиним историю » или « Сказка по кругу ».

Ведущий начинает рассказывать историю : « Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу .


« Импровизация » . Педагог предлагает детям составить рассказ , добавляя начатый им текст , например : « Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»


Игра с мячом « Скажи наоборот », « Закончи предложение »


«Любопытный ». Дети образуют круг . Водящий ( «любопытный») называет букву , с которой должны начинаться ответы . Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа : « Кто » , « Что делает» , « Когда?» и т. д. Например , объявлен звук р . Возможные ответы рак , рисует , ранним утром .


Третий блок . Активизация речи в разных видах деятельности .


Здесь используются проблемные и игровые ситуации , которые создаются путем использования наглядности , исполнением детьми различных ролей . Известно , что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия , ожидаемые от него в определенной ситуации . Например , игра « Гости » где дети распределяют между собой роли : хозяева дома и гости . Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей , познакомить с родителями и т. д.

Можно использовать драматизации , разыгрывая сказки « Колобок » и т. д.

Для развития умения согласовывать действия , подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры : « Страна клякс » , « Мое настроение » , « Рисуем эмоции пальцами » и т. д.

Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей , а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий . В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Автор: Подгорная Венера Рамилевна

Дата: 17.04.2023

Номер свидетельства: 629773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Формирование связной речи детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovaniie_sviaznoi_riechi_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "439776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1511179288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Семинар - практикум по теме «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста» в рамках «Школы молодого специалиста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_po_teme_formirovanie_i_razvitie_sviaznoi_rechi_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "565999"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1607430247"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsii_dlia_roditelei_rol_semi_v_razvitii_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "622256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672775867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства