kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи детей дошкольного возраста»


Консультация для педагогов:


Формирование связной речи у детей дошкольного

возраста


Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама . Чем богаче и правильнее речь ребенка ,тем легче ему высказывать свои мысли ,тем шире его возможности познать действительность ,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми ,свое поведение ,а следовательно , и личность в целом .

Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание . Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми , где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого , а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия . Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность , обогащает игры , способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной , музыкальной , литературной деятельности .

Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны . Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас , сможет выразить свое отношение к миру , к социальным и морально – нравственным отношениям людей .

Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка , мыслительные способности , умственное начало .Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия , продуктивную и игровую деятельность .Занятие – организованное обучение , поэтому на них дети получают более сложные знания и умения .На занятиях воспитатели учат детей рассуждать , рассказывать , правильно выражать свои мысли , фантазировать , сочинять , претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое , задавать вопросы об интересующих его темах . Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство , отвечать , рассказывать обо всем , всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию .Для этого воспитатели стремятся , чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса , а не пассивным слушателем .В процессе поиска , экспериментов , решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения . На каждом занятии присутствует новизна , новые методы и приемы для активизации детей .Посредством обучения дети развивают память , логическое мышление , воображение , самостоятельность .

Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие :


речь педагога дошкольного учреждения


формирование представлений об окружающей жизни


развитие любознательности

сенсорное воспитание


игра


Кроме того , важно научить детей внимательно слушать . Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : « Угадай по голосу: кто позвал ? » , « Эхо » , « Телефон » , и др .

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний , их упорядочении , систематизации . Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах , их назначении , некоторых качествах ( цвет , величина , форма ) и свойствах ( бьется , ломается , рвется, льется и др. ) , о материалах , из которых они сделаны . Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях , их взаимосвязях и закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками , типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др.) .

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность , в которой ребенок отражает окружающую действительность , выявляет свои знания , делится ими товарищами .

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :


сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения ;


игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь ;

строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях .


Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка , если воспитатель обогащает ее содержание , правильно организует .

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры , обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача . Многократно участвуя в игре , ребенок прочно усваивает знания , которыми он оперирует ( например, названия и внешний вид растений ; предметов , необходимых для труда ; содержание литературных произведений и т.п.) . Решая умственную задачу в игре , ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,

в классификации предметов или явлений по общим признакам , в выделении


свойств и качеств предметов .В определении их по отдельным признакам . Например , в играх « Что изменилось ?» , « Чего не стало ?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение , а затем восстановить в памяти эту картину и определить , какие изменения произошли . В играх «Найти предмет такой же формы » , «Подбери по цвету » , « Кому что нужно для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам . В

играх « Узнай по описанию » , « Чудесный мешочек » дети определяют предмет по одному их признаков .

Таким образом , дидактические игры способствуют закреплению и уточ

тению знаний по познавательно – речевому развитию .


Есть система психологических и педагогических воздействий , направленных на развитие активности ребенка , повышение его статусного положения в коллективе , формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности .

Существует три блока работы .

Первый блок . Активизация деятельности детей .

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие , переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике , на развитие поведенческой активности , формирование самостоятельности , эмоциональной поддержки участников группы , на преодоление замкнутости . Упражнения , а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки , средства как включения в работу , так и развития .

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций . С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться , зажмуриться , прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния ( внимание , интерес , удивление , радость , удовольствие ). Вот некоторые упражнения .


« Вкусные конфеты » . Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка . У него в руках воображаемый пакет с конфетами . Он по очереди протягивает его детям . Они берут по одной конфете , благодарят , жуют , мимикой выражают удовольствие , улыбаются .


« Зеркало» . Педагог говорит детям : « Вы будете зеркалом , а я буду смотреться в него . Ну –ка , зеркальце , скажи , какое выражение на моем лице ?». ( Я очень рассердилась . Мне грустно , когда на улице плохая погода). « Зеркало» не только называет выражение , но и копирует его.


Внимание также надо уделять пантомимике . Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека , выражать свои эмоции с помощью жестов , движений , походки , позы . Пантомимика повышает интерес детей к занятиям , расширяет их эмоциональный опыт , позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе , проявить творчество .

« День рождения ». Выбирается именинник . Все дети мимикой , жестами ему дарят подарки , а именинник угадывает , что это за подарок .


« Походка и настроение » . Педагог показывает движения и предлагает изобразить их : « Попрыгаем как воробышек ( кузнечик , козлик ); походим, как мишка косолапый и т. д.

Также в работе используются игры , цель которых – развитие двигательной активности . Они помогают пробудить пассивного ребенка , учат всех детей подчиняться определенным правилам , формируют стремление к лидерству , развивают ловкость и быстроту реакции . Используются такие игры как : « Кто самый ловкий ?» , « Ловушки » , « Дракон кусает свой хвост » , « Веретено » и т. д.



Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности .


В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм , цель которых-обогащение словарного запаса , формирование грамматической правильности речи , интонационной выразительности и , главное , развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности .

Используются такие игры как :

« Пара к паре » . Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии . Например , « огурец – овощ , а ромашка… (цветок); телефон – ухо , а телевизор …( глаз ).


« Сочиним историю » или « Сказка по кругу ».

Ведущий начинает рассказывать историю : « Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу .


« Импровизация » . Педагог предлагает детям составить рассказ , добавляя начатый им текст , например : « Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»


Игра с мячом « Скажи наоборот », « Закончи предложение »


«Любопытный ». Дети образуют круг . Водящий ( «любопытный») называет букву , с которой должны начинаться ответы . Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа : « Кто » , « Что делает» , « Когда?» и т. д. Например , объявлен звук р . Возможные ответы рак , рисует , ранним утром .


Третий блок . Активизация речи в разных видах деятельности .


Здесь используются проблемные и игровые ситуации , которые создаются путем использования наглядности , исполнением детьми различных ролей . Известно , что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия , ожидаемые от него в определенной ситуации . Например , игра « Гости » где дети распределяют между собой роли : хозяева дома и гости . Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей , познакомить с родителями и т. д.

Можно использовать драматизации , разыгрывая сказки « Колобок » и т. д.

Для развития умения согласовывать действия , подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры : « Страна клякс » , « Мое настроение » , « Рисуем эмоции пальцами » и т. д.

Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей , а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий . В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Автор: Подгорная Венера Рамилевна

Дата: 17.04.2023

Номер свидетельства: 629773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Формирование связной речи детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovaniie_sviaznoi_riechi_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "439776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1511179288"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Семинар - практикум по теме «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста» в рамках «Школы молодого специалиста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_po_teme_formirovanie_i_razvitie_sviaznoi_rechi_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "565999"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1607430247"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsii_dlia_roditelei_rol_semi_v_razvitii_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "622256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672775867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства