Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов:
Формирование связной речи у детей дошкольного
возраста
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама . Чем богаче и правильнее речь ребенка ,тем легче ему высказывать свои мысли ,тем шире его возможности познать действительность ,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми ,свое поведение ,а следовательно , и личность в целом .
Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание . Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми , где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого , а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия . Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность , обогащает игры , способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной , музыкальной , литературной деятельности .
Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны . Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас , сможет выразить свое отношение к миру , к социальным и морально – нравственным отношениям людей .
Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка , мыслительные способности , умственное начало .Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия , продуктивную и игровую деятельность .Занятие – организованное обучение , поэтому на них дети получают более сложные знания и умения .На занятиях воспитатели учат детей рассуждать , рассказывать , правильно выражать свои мысли , фантазировать , сочинять , претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое , задавать вопросы об интересующих его темах . Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство , отвечать , рассказывать обо всем , всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию .Для этого воспитатели стремятся , чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса , а не пассивным слушателем .В процессе поиска , экспериментов , решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения . На каждом занятии присутствует новизна , новые методы и приемы для активизации детей .Посредством обучения дети развивают память , логическое мышление , воображение , самостоятельность .
Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие :
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Кроме того , важно научить детей внимательно слушать . Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : « Угадай по голосу: кто позвал ? » , « Эхо » , « Телефон » , и др .
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний , их упорядочении , систематизации . Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах , их назначении , некоторых качествах ( цвет , величина , форма ) и свойствах ( бьется , ломается , рвется, льется и др. ) , о материалах , из которых они сделаны . Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях , их взаимосвязях и закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками , типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др.) .
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность , в которой ребенок отражает окружающую действительность , выявляет свои знания , делится ими товарищами .
Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :
сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения ;
игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь ;
строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях .
Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка , если воспитатель обогащает ее содержание , правильно организует .
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры , обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача . Многократно участвуя в игре , ребенок прочно усваивает знания , которыми он оперирует ( например, названия и внешний вид растений ; предметов , необходимых для труда ; содержание литературных произведений и т.п.) . Решая умственную задачу в игре , ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,
в классификации предметов или явлений по общим признакам , в выделении
свойств и качеств предметов .В определении их по отдельным признакам . Например , в играх « Что изменилось ?» , « Чего не стало ?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение , а затем восстановить в памяти эту картину и определить , какие изменения произошли . В играх «Найти предмет такой же формы » , «Подбери по цвету » , « Кому что нужно для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам . В
играх « Узнай по описанию » , « Чудесный мешочек » дети определяют предмет по одному их признаков .
Таким образом , дидактические игры способствуют закреплению и уточ
тению знаний по познавательно – речевому развитию .
Есть система психологических и педагогических воздействий , направленных на развитие активности ребенка , повышение его статусного положения в коллективе , формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности .
Существует три блока работы .
Первый блок . Активизация деятельности детей .
Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие , переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике , на развитие поведенческой активности , формирование самостоятельности , эмоциональной поддержки участников группы , на преодоление замкнутости . Упражнения , а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки , средства как включения в работу , так и развития .
Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций . С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться , зажмуриться , прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния ( внимание , интерес , удивление , радость , удовольствие ). Вот некоторые упражнения .
« Вкусные конфеты » . Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка . У него в руках воображаемый пакет с конфетами . Он по очереди протягивает его детям . Они берут по одной конфете , благодарят , жуют , мимикой выражают удовольствие , улыбаются .
« Зеркало» . Педагог говорит детям : « Вы будете зеркалом , а я буду смотреться в него . Ну –ка , зеркальце , скажи , какое выражение на моем лице ?». ( Я очень рассердилась . Мне грустно , когда на улице плохая погода). « Зеркало» не только называет выражение , но и копирует его.
Внимание также надо уделять пантомимике . Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека , выражать свои эмоции с помощью жестов , движений , походки , позы . Пантомимика повышает интерес детей к занятиям , расширяет их эмоциональный опыт , позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе , проявить творчество .
« День рождения ». Выбирается именинник . Все дети мимикой , жестами ему дарят подарки , а именинник угадывает , что это за подарок .
« Походка и настроение » . Педагог показывает движения и предлагает изобразить их : « Попрыгаем как воробышек ( кузнечик , козлик ); походим, как мишка косолапый и т. д.
Также в работе используются игры , цель которых – развитие двигательной активности . Они помогают пробудить пассивного ребенка , учат всех детей подчиняться определенным правилам , формируют стремление к лидерству , развивают ловкость и быстроту реакции . Используются такие игры как : « Кто самый ловкий ?» , « Ловушки » , « Дракон кусает свой хвост » , « Веретено » и т. д.
Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности .
В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм , цель которых-обогащение словарного запаса , формирование грамматической правильности речи , интонационной выразительности и , главное , развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности .
Используются такие игры как :
« Пара к паре » . Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии . Например , « огурец – овощ , а ромашка… (цветок); телефон – ухо , а телевизор …( глаз ).
« Сочиним историю » или « Сказка по кругу ».
Ведущий начинает рассказывать историю : « Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу .
« Импровизация » . Педагог предлагает детям составить рассказ , добавляя начатый им текст , например : « Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»
Игра с мячом « Скажи наоборот », « Закончи предложение »
«Любопытный ». Дети образуют круг . Водящий ( «любопытный») называет букву , с которой должны начинаться ответы . Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа : « Кто » , « Что делает» , « Когда?» и т. д. Например , объявлен звук р . Возможные ответы рак , рисует , ранним утром .
Третий блок . Активизация речи в разных видах деятельности .
Здесь используются проблемные и игровые ситуации , которые создаются путем использования наглядности , исполнением детьми различных ролей . Известно , что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия , ожидаемые от него в определенной ситуации . Например , игра « Гости » где дети распределяют между собой роли : хозяева дома и гости . Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей , познакомить с родителями и т. д.
Можно использовать драматизации , разыгрывая сказки « Колобок » и т. д.
Для развития умения согласовывать действия , подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры : « Страна клякс » , « Мое настроение » , « Рисуем эмоции пальцами » и т. д.
Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей , а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий . В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний .