Просмотр содержимого документа
«Формирование словаря дошкольников с ТНР через развитие тактильно-двигательного восприятия»
Формирование словаря дошкольников с ТНР
через развитие
тактильно-двигательного восприятия
Как писал великий чешский педагог Я.А. Коменский, «…слово и вещь
должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом
месте – вещь, как предмет познания и речи».
Органы внешних чувств – орудие познания – в развитии речи играют важнейшую роль.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. У детей с нарушениями речи, как правило, нет стремления к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевают ощупывающими движениями. Один из основных способов коррекции – специально подобранные игры, в которых приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия.
Коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование словаря через развитие тактильно-двигательного восприятия, способствуют решению
следующих задач:
– развивать способность понимать речь окружающих людей, углублять внимание и интерес к разнообразным предметам, учить обозначать их словами;
– формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа
предметного мира;
– учить приёмам и способам определения существенных свойств и качеств предметов, обозначения их словом, самостоятельному использованию новых слов в речи.
– побуждать детей высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.
Этапы работы:
1. Ознакомление детей с предметами из различных материалов и с различной поверхностью. Обучение специальным обследующим движениям
(поглаживание, разминание, постукивание, сжимание). Формирование
пассивного словаря.
2. Совершенствование навыков тактильно-двигательного восприятия; введение в активный словарь прилагательных, характеризующих качества предметов.
Игры:
1. «Липкие материалы».
Цель: учить ребёнка обследовательским действиям.
Оборудование: тесто, паста, мармелад, глина.
Ход игры: обследование данных материалов, обозначение их свойств.
Лепка различных предметов из теста.
2. «Пройди по дорожке».
Цель: развивать прослеживающую функцию руки.
Оборудование: дорожки из различного вида материалов.
Ход игры: пальцы ребёнка скользят по вогнутым прорезям, оклеенными
различными материалами. Пальцы повторяют очертания дорожек.
3. «Кубики».
Цель: развивать поисковые движения кисти руки, внимание.
Оборудование: кубики, грани которых обклеены различными
материалами.
Ход игры: ребёнок выкладывает дорожку по заданию педагога или по
собственному выбору и называет, какая она (мягкая, шершавая и т.д.).
4. «Мешочки с крупой».
Цель: учить на ощупь подбирать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Оборудование: мешочки, заполненные наполовину различным зерном.
Ход игры: ребёнок на ощупь определяет, что лежит в мешочке.
Описывает тактильные ощущения, подбирает пару мешочков с одним и тем же зерном.
5. «Разложи печенье».
Цель: развивать соотносящие движения кистей рук, согласовывать действия двумя руками сразу, захватывать и удерживать предметы двумя руками сразу.
Оборудование: коробки с крышками разных геометрических форм;
геометрические фигуры, выполненные из разных материалов.
Ход игры: ребёнок заполняет геометрическими фигурами соответствующую баночку, закрывая её крышкой.
6. «Закрой окошечки».
Цель: развивать осязательные ощущения, культуру активного осязания.
Оборудование: плоский домик, каждый этаж и крыша имеют разные
поверхности, квадраты из разных материалов.
Ход игры: ребёнок должен закрыть окошечки ставнями, выполненные из
разных материалов, соответствующие поверхностям разных частей домика.
7. «Пирожки».
Цель: развивать осязание, чувство давления, активизировать движения
большого и указательного пальцев.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ними вклеены горох, фасоль, рис.
Ход игры: ребёнок должен узнать, сдавливая большими
и указательными пальцами поролон, что в «пирожке».
8. «Найди ящичек».
Цель: развивать движения кистей рук, осязательные ощущения.
Оборудование: набор спичечных коробков, оклеенные различными
материалами, выдвижные ящички с дном, соответствующим поверхности самого коробка.
Ход игры: ребёнок должен вставить ящичек в соответствующий по материалу коробок.
9. «Лабиринт».
Цель: развивать осязание, чувство давления, активизировать движения большого и указательного пальцев.
Оборудование: два совмещённых друг с другом кусочка ткани
соединены так, что внутри образован «лабиринт», по которому можно проталкивать мелкие предметы.
Ход игры: ребёнок проходит «лабиринт».
10. «Сухие материалы».
Цель: развивать чувственность пальцев рук.
Оборудование: рис, пшено, горох, манка.
Ход игры: на поднос высыпают крупу. Дети собирают её в кучку, набирают в ладонь, высыпают сквозь пальцы, насыпают в подготовленную ёмкость, рисуют на крупе.
11. «Ловкие руки».
Цель: развитие тонких движений пальцев обеих рук.
Оборудование: разные виды макарон.
Ход игры: по сигналу взрослого дети правой рукой выкладывают по
одной макаронине из тарелочки, затем по одной кладут в тарелочку. Потом
упражнение выполняется левой рукой. Обеими руками одновременно.
12. «Играем со спагетти».
Цель: выявлять свойства спагетти, что можно с ним делать.
Оборудование: спагетти.
Ход игры: показать, что можно делать со спагетти: ломать, резать, делать
различные фигурки, дорожки.
13. «Чудесный мешочек».
Цель: учить определять предметы на ощупь, развивать осязание.
Оборудование: мешочек, различные предметы.
Ход игры: в непрозрачный мешочек кладутся предметы разной формы,
величины, фактуры. Ребёнку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек,
найти нужный предмет.
В результате использования коррекционно-развивающих игр для
формирования словаря через развития тактильно-двигательного восприятия
дошкольники с ТНР:
– освоили различные движения кистей рук;
– усвоили приёмы наложения, приложения, вложения для
дифференцирования объектов по величине;
– овладели алгоритмом осязательного обследования различных
предметов;
– научились выделять признаки и свойства обследуемых предметов
(форму, величину, материал);
– научились сравнивать объекты по их свойствам и признакам,
устанавливать их сходство и различие;
– научились сопровождать обследование объекта словесным
объяснением его признаков, свойств и способов обследования.