kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»

«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.

Знакомство младших дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней. Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы. Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Проводить в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды. Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность. Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух. От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи.

Поэтому я провожу работу с детьми младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством познания природного окружения.

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Все это дети определяли путем обследования, пробуя фрукты и овощи на вкус.

Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается, применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: камни, шишки, желуди. Ёмкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). Диски с звуками животных и природы. Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения.

Особое место в работе уделялось играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Параллельно проводим работу с родителями.   Рекомендуем использовать в условиях семьи дидактические игры на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад. Домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, поэтому каждый ребенок принес фотографию своего животного, они описывали его – это было домашние задание для родителей (тактильном обследовании животных). Дома дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.

Родители и дети наблюдали за живой и неживой природой. Осенью родители и дети так наблюдали за закатом солнца. Утром за инеем на траве. Так же рассматривание домашних животных. С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки). Также родители и дети исследовали различные крупы

Советуем родителям не забывать во время игр, давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным и растениям.

Так же создала дидактическое пособие «В мире животных», я хочу представить вам.

В это пособие в ходят игры « Кто где живет», «Чья спинка», «Чей малыш», «Чья тень», «Поисковичок», «В мире животных», «Половинки», «Рюкзачки»

Данные игры я изготовлены фетра и гобелена, фотобумаги, ламинирующей бумаги, липучки и холдинги которые достаточные прочные, что не мало важно в детском саду. Распечатала, за ламинировала. Необходимые детали приклеила на липучки и холдинги, чтобы удобно было использовать.


  1. Дидактическая игра «Синий трактор».

Цель: развивать умения различать и называть основные цвета. Называть животных. Развивать моторику пальцев рук.

Данная игра развивает усидчивость, образное мышление, внимание, речь и тактильное восприятие.


2) «Чей малыш?»

Цели игры. Актуализировать и закреплять знания об окружающем мире. Формировать умение различать животных, птиц и их детенышей, правильно соотносить их названия.

Варианты игры: Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней изображено. Обратите внимание ребенка, что в овале изображены животные большие - это мамы а в кругу маленькие-детеныши. Затем предложите ребенку линией соединить соответствующие изображения. Обязательно проговорите вместе с ребенком названия детенышей.

3) «Чья тень?»

Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень. Кто правильно нашёл карточку получает цветное изображение. Можно использовать загадки о животных не показывая цветное изображение.

2 й вариант. Раскладываем карточки изображением вверх. Предлагается ребёнку найти тень животного или силуэт и положить на них цветные карточки. Или наоборот. Разложить изображения зверей и найти их тень или силуэт.


4) «В мире животных»

Цель: формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

Ход игры: на картинках распечатаны животные и среда их обитания. Надо назвать животное и найти картинку где обитает животное.

5) «Чья спинка»

Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень.

6) Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» по ознакомлению с природным миром.

Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц.

Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.


7) Игра «Кто что ест?»

Цель :

Закреплять знания о домашних животных и птицах;

Развивать внимание, воображение, мышление;

Способствовать расширению словарного запаса;

Активизировать речь детей.

Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

8) Игра «Отгадайте, что за животное»

Цель:  Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вивтоненко Людмила Васильевна

Дата: 08.08.2024

Номер свидетельства: 654763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_protsessa_poznaniia_prirodnogo_okruzheniia_doshkolnikami_posredstvo"
    ["file_id"] => string(6) "613793"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664123524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства