Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия
Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия
Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»
«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»
Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.
Знакомство младших дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней. Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы. Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Проводить в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды. Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность. Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух. От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи.
Поэтому я провожу работу с детьми младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством познания природного окружения.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Все это дети определяли путем обследования, пробуя фрукты и овощи на вкус.
Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается, применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: камни, шишки, желуди. Ёмкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). Диски с звуками животных и природы. Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения.
Особое место в работе уделялось играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Параллельно проводим работу с родителями. Рекомендуем использовать в условиях семьи дидактические игрына семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад. Домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, поэтому каждый ребенок принес фотографию своего животного, они описывали его – это было домашние задание для родителей (тактильном обследовании животных). Дома дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.
Родители и дети наблюдали за живой и неживой природой. Осенью родители и дети так наблюдали за закатом солнца. Утром за инеем на траве. Так же рассматривание домашних животных. С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки). Также родители и дети исследовали различные крупы
Советуем родителям не забывать во время игр, давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным и растениям.
Так же создала дидактическое пособие «В мире животных», я хочу представить вам.
В это пособие в ходят игры « Кто где живет», «Чья спинка», «Чей малыш», «Чья тень», «Поисковичок», «В мире животных», «Половинки», «Рюкзачки»
Данные игры я изготовлены фетра и гобелена, фотобумаги, ламинирующей бумаги, липучки и холдинги которые достаточные прочные, что не мало важно в детском саду. Распечатала, за ламинировала. Необходимые детали приклеила на липучки и холдинги, чтобы удобно было использовать.
Дидактическая игра «Синий трактор».
Цель: развивать умения различать и называть основные цвета. Называть животных. Развивать моторику пальцев рук.
Данная игра развивает усидчивость, образное мышление, внимание, речь и тактильное восприятие.
2) «Чей малыш?»
Цели игры. Актуализировать и закреплять знания об окружающем мире. Формировать умение различать животных, птиц и их детенышей, правильно соотносить их названия.
Варианты игры: Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней изображено. Обратите внимание ребенка, что в овале изображены животные большие - это мамы а в кругу маленькие-детеныши. Затем предложите ребенку линией соединить соответствующие изображения. Обязательно проговорите вместе с ребенком названия детенышей.
3) «Чья тень?»
Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.
Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень. Кто правильно нашёл карточку получает цветное изображение. Можно использовать загадки о животных не показывая цветное изображение.
2 й вариант. Раскладываем карточки изображением вверх. Предлагается ребёнку найти тень животного или силуэт и положить на них цветные карточки. Или наоборот. Разложить изображения зверей и найти их тень или силуэт.
4) «В мире животных»
Цель: формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.
Ход игры: на картинках распечатаны животные и среда их обитания. Надо назвать животное и найти картинку где обитает животное.
5) «Чья спинка»
Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.
Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень.
6) Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста«Кто где живёт?»по ознакомлению с природным миром.
Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц.
Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.
7) Игра «Кто что ест?»
Цель :
Закреплять знания о домашних животных и птицах;
Развивать внимание, воображение, мышление;
Способствовать расширению словарного запаса;
Активизировать речь детей.
Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.
8) Игра «Отгадайте, что за животное»
Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.