Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации
Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации
Творческий воспитатель как бы живет и работает согласно заповеди, сформированной Шалвой Амонашвили; «Если хочешь воспитать в детях культуру жизнедеятельности, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, а общение с ними строилось на основе творческого союза взаимодействия и культуры сотрудничества».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации»
Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации
В новых условиях развития современного общества принципиально важное значение приобретает проблема коренного улучшения профессиональной деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций, владеющих профессионально-педагогической культурой.
В этой связи особую актуальность в системе деятельности дошкольных образовательных организаций приобретают сегодня основные направления совершенствования, формирования компонентов профессионально-педагогической культуры, как меры и способы реализации их сущностных, личностных сил в профессиональной деятельности.
Словосочетание «педагогическая культура» давно включено в практику работы образовательных организаций, в том числе и дошкольных.
Уточним понятие «культура» в аспекте нашей профессиональной деятельности. Так, профессор Б.В. Межцев определяет: «Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений во всей целостности его жизнедеятельности». В этой связи выделим определение понятию «профессионально-педагогическая культура» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Вслед за профессором Л.П. Буевой «профессионально-педагогическую культуру педагога, специалиста дошкольной образовательной организации мы понимаем, как «определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности».
Доктор педагогических наук Илья Федорович Исаев отмечает, что «носителями педагогической культуры могут быть родители, педагоги, руководители, т.е. люди, занимающиеся воспитательно-образовательной практикой на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Но носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогическую деятельность на профессиональном уровне».
Профессор Л.А. Нейштадт отмечает «педагогическая культура - есть интегральное единство ряда компонентов: духовно – интеллектуального, процессуального, творческого, ценностно-эмоционального».
Ближе всего к педагогу ДОО в развитии компонентов профессионально-педагогической культуры находится непосредственно педагогический коллектив, в котором он работает, где проходит его каждодневное общение с детьми и коллегами.
Ученые-исследователи отмечают, что культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности. Следовательно, в основе понимания нами педагогической культуры в профессии - это активная творческая деятельность человека, педагога, что и обеспечивает его развитие как субъекта деятельности.
Профессор И.Ф. Исаев выделил следующие функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры, которые имеют место быть в коллективе дошкольного учреждения:
Опыт практики свидетельствует, что развить, сформировать обозначенные компоненты профессионально-педагогической культуры у педагога ДОО можно только в деятельности, и это требует реализацию деятельностных, активных форм методической работы и научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОО.
Но вместе с тем, формирования каждого из компонентов педагогической культуры, которые мы обозначаем требует и особых форм методической работы, которые актуализируют потребность педагога в само изменении: это дискуссии на философские и психологические темы.
«Современный дошкольник: какой он?», дискуссионная площадка с тематикой поиска истинности философии высказываний и представления собственной позиции: «Воспитание может всё» (Гельвеций) и «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер), у нас получилась достаточно острая дискуссия, а в качестве резюме прозвучала мысль В.Г. Белинского «Воспитание - великое дело, им решается участь человека»;
- это семинары – интенсивы - «Жизненный и профессиональный кодекс педагога», «Имидж педагога ДОО – основа его профессионально-педагогической культуры»;
- семинары–практикумы - «С мастерством педагоги не родятся, но добытым мастерством гордятся»;
- теоретические семинары, в ходе которых педагоги обсуждают вопросы, связанные с содержанием гуманистического воспитания, принципами дошкольного образования, заложенными в концепции ФГОС ДО;
- это семинары - «погружения» на темы «Нельзя любовь привить к тому, чего не любишь сам», «Искусство воспитания», «Семь ключей профессионального мастерства»;
- деловые игры «педагогические гостиные и студии: «Поговорим о музыке», «Читаем стихи о природе». «Культура поведения-основа воспитания личности», декада психологии «Формула любви». Цель таких организационно - деятельностных мероприятий - обогащение знаний, умений, ценностных ориентаций педагогов в ходе формирования компонентов профессионально-педагогической культуры.
Общеизвестно, что дошкольник, приходя в детский сад, воспитывается не силами каждого отдельного педагога, а в процессе целостного и неделимого для него потока деятельности, обеспеченного педагогическим коллективом в целом.
Мы полагаем, что основная задача педагога ДОО заключается в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в нахождении своего места в культуре (выбора ценностей, среда жизнедеятельности, способов культурной самореализации в ней).
Опыт практики показывает, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня профессионально-педагогической культуры является включенность воспитателя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, проектный поиск.
Именно поэтому в ДОО необходимо организовать движение педагога от авторитарной деятельности к проектно-исследовательской и творческой.
В результате овладения такой деятельностью в сознании педагога происходят изменения, позволяющие ему перестроить собственную культурно-мыслительную и культурно-деятельностную организацию и самоорганизацию своей педагогической деятельности.
Культурный, интересующийся, увлеченный воспитатель - это счастье для ребенка, потому что с ним комфортно, интересно. Он что то придумывает, рисует, изобретает. Творческий воспитатель как бы живет и работает согласно заповеди, сформированной Шалвой Амонашвили; «Если хочешь воспитать в детях культуру жизнедеятельности, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, а общение с ними строилось на основе творческого союза взаимодействия и культуры сотрудничества».
Вместе с тем, как старший воспитатель ДОО, отмечу, что в управляющей системе учреждения, должны быть созданы организационно-педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования и развития всех компонентов профессионально-педагогической культуры педагогов и специалистов ДОО, включающие:
- интеллектуальное единство коллектива, обеспечивающее организацию работы педагогов по овладению, изучению достижений психолого - педагогической науки и современной образовательной практики;
- организационное единство - организация рационального распределения функций управления, делегирования полномочий в коллективе, коллегиальность в принятии решений, построение целостной управляющей системы в ДОО;
- волевое единство - создание команды единомышленников, своеобразный командный союз, на всех этапах работы, отсутствие острых конфликтов на различных уровнях управления;
- психологическое единство (эмоции и мотивация) - создание благоприятного психологического климата, развитие педагогического взаимодействия, сотрудничество, сотворчество, трансляция культурных отношений в коллективе детей и взрослых.
Основные организационно-деятельностные формы развития профессионально-педагогической культуры в процессе методической работы обозначены на слайде, практика показывает, что данные формы активизируют процесс формирования основных компонентов профессионально-педагогической культуры педагогов детского сада (Схема 1).
При формировании позиций профессионально-педагогической культуры специалистов ДОО в качестве общих критериев выступает диагностическая карта (представлено на слайде)
Таким образом, можно сделать вывод, что профессионально-педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности педагога дошкольного образования в разнообразных видах педагогической деятельности и общении, передачу и создание педагогических ценностей и технологий культурно-образовательных практик в ДОО.