kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий воспитатель как бы живет и работает согласно заповеди, сформированной Шалвой Амонашвили; «Если хочешь воспитать в детях культуру жизнедеятельности, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, а общение с ними строилось на основе творческого союза взаимодействия и культуры сотрудничества».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации»

Формирование профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации

В новых условиях развития современного общества принципиально важное значение приобретает проблема коренного улучшения профессиональной деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций, владеющих профессионально-педагогической культурой.

В этой связи особую актуальность в системе деятельности дошкольных образовательных организаций приобретают сегодня основные направления совершенствования, формирования компонентов профессионально-педагогической культуры, как меры и способы реализации их сущностных, личностных сил в профессиональной деятельности.

Словосочетание «педагогическая культура» давно включено в практику работы образовательных организаций, в том числе и дошкольных.

Уточним понятие «культура» в аспекте нашей профессиональной деятельности. Так, профессор Б.В. Межцев определяет: «Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений во всей целостности его жизнедеятельности». В этой связи выделим определение понятию «профессионально-педагогическая культура» на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Вслед за профессором Л.П. Буевой «профессионально-педагогическую культуру педагога, специалиста дошкольной образовательной организации мы понимаем, как «определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности».

Доктор педагогических наук Илья Федорович Исаев отмечает, что «носителями педагогической культуры могут быть родители, педагоги, руководители, т.е. люди, занимающиеся воспитательно-образовательной практикой на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Но носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогическую деятельность на профессиональном уровне».

Профессор Л.А. Нейштадт отмечает «педагогическая культура - есть интегральное единство ряда компонентов: духовно – интеллектуального, процессуального, творческого, ценностно-эмоционального».

Ближе всего к педагогу ДОО в развитии компонентов профессионально-педагогической культуры находится непосредственно педагогический коллектив, в котором он работает, где проходит его каждодневное общение с детьми и коллегами.

Ученые-исследователи отмечают, что культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности. Следовательно, в основе понимания нами педагогической культуры в профессии - это активная творческая деятельность человека, педагога, что и обеспечивает его развитие как субъекта деятельности.

Профессор И.Ф. Исаев выделил следующие функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры, которые имеют место быть в коллективе дошкольного учреждения:

- гносеологический - обуславливает исследовательскую, проектную, интеллектуальную, этнопедагогическую, психологическую культуру педагога;

- гуманистический - определяет цели и содержание нравственной и духовной культуры;

- коммуникативный - культура общения, культура речевая, рефлексивная, культура межнационального общения в педагогическом процессе;

- образовательный - дидактическую, технологическую, методическую и методологическую культуру;

- воспитательный - эстетическую, политическую, физическую, экологическую культуру;

- информационный - диагностическую, инновационную, компьютерную культуру.

Опыт практики свидетельствует, что развить, сформировать обозначенные компоненты профессионально-педагогической культуры у педагога ДОО можно только в деятельности, и это требует реализацию деятельностных, активных форм методической работы и научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОО.

Но вместе с тем, формирования каждого из компонентов педагогической культуры, которые мы обозначаем требует и особых форм методической работы, которые актуализируют потребность педагога в само изменении: это дискуссии на философские и психологические темы.

«Современный дошкольник: какой он?», дискуссионная площадка с тематикой поиска истинности философии высказываний и представления собственной позиции: «Воспитание может всё» (Гельвеций) и «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер), у нас получилась достаточно острая дискуссия, а в качестве резюме прозвучала мысль В.Г. Белинского «Воспитание - великое дело, им решается участь человека»;

- это семинары – интенсивы - «Жизненный и профессиональный кодекс педагога», «Имидж педагога ДОО – основа его профессионально-педагогической культуры»;

- семинары–практикумы - «С мастерством педагоги не родятся, но добытым мастерством гордятся»;

- теоретические семинары, в ходе которых педагоги обсуждают вопросы, связанные с содержанием гуманистического воспитания, принципами дошкольного образования, заложенными в концепции ФГОС ДО;

- это семинары - «погружения» на темы «Нельзя любовь привить к тому, чего не любишь сам», «Искусство воспитания», «Семь ключей профессионального мастерства»;

- деловые игры «педагогические гостиные и студии: «Поговорим о музыке», «Читаем стихи о природе». «Культура поведения-основа воспитания личности», декада психологии «Формула любви». Цель таких организационно - деятельностных мероприятий - обогащение знаний, умений, ценностных ориентаций педагогов в ходе формирования компонентов профессионально-педагогической культуры.

Общеизвестно, что дошкольник, приходя в детский сад, воспитывается не силами каждого отдельного педагога, а в процессе целостного и неделимого для него потока деятельности, обеспеченного педагогическим коллективом в целом.

Мы полагаем, что основная задача педагога ДОО заключается в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в нахождении своего места в культуре (выбора ценностей, среда жизнедеятельности, способов культурной самореализации в ней).

Опыт практики показывает, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня профессионально-педагогической культуры является включенность воспитателя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, проектный поиск.

Именно поэтому в ДОО необходимо организовать движение педагога от авторитарной деятельности к проектно-исследовательской и творческой.

В результате овладения такой деятельностью в сознании педагога происходят изменения, позволяющие ему перестроить собственную культурно-мыслительную и культурно-деятельностную организацию и самоорганизацию своей педагогической деятельности.

Культурный, интересующийся, увлеченный воспитатель - это счастье для ребенка, потому что с ним комфортно, интересно. Он что то придумывает, рисует, изобретает. Творческий воспитатель как бы живет и работает согласно заповеди, сформированной Шалвой Амонашвили; «Если хочешь воспитать в детях культуру жизнедеятельности, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, а общение с ними строилось на основе творческого союза взаимодействия и культуры сотрудничества».

Вместе с тем, как старший воспитатель ДОО, отмечу, что в управляющей системе учреждения, должны быть созданы организационно-педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования и развития всех компонентов профессионально-педагогической культуры педагогов и специалистов ДОО, включающие:

- интеллектуальное единство коллектива, обеспечивающее организацию работы педагогов по овладению, изучению достижений психолого - педагогической науки и современной образовательной практики;

- организационное единство - организация рационального распределения функций управления, делегирования полномочий в коллективе, коллегиальность в принятии решений, построение целостной управляющей системы в ДОО;

- волевое единство - создание команды единомышленников, своеобразный командный союз, на всех этапах работы, отсутствие острых конфликтов на различных уровнях управления;

- психологическое единство (эмоции и мотивация) - создание благоприятного психологического климата, развитие педагогического взаимодействия, сотрудничество, сотворчество, трансляция культурных отношений в коллективе детей и взрослых.

Основные организационно-деятельностные формы развития профессионально-педагогической культуры в процессе методической работы обозначены на слайде, практика показывает, что данные формы активизируют процесс формирования основных компонентов профессионально-педагогической культуры педагогов детского сада (Схема 1).

При формировании позиций профессионально-педагогической культуры специалистов ДОО в качестве общих критериев выступает диагностическая карта (представлено на слайде)

Таким образом, можно сделать вывод, что профессионально-педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности педагога дошкольного образования в разнообразных видах педагогической деятельности и общении, передачу и создание педагогических ценностей и технологий культурно-образовательных практик в ДОО.

Спасибо за внимание!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: КУРБАКОВА ОКСАНА ПЕТРОВНА

Дата: 16.03.2023

Номер свидетельства: 627611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства