kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представлений о диких животных посредствам лепки у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема воспитания у подрастающего поколения гуманного, заботливого отношения к природе. Это связано с ухудшающимся экологическим состоянием окружающей среды, причиной которого является потребительское, бездумное отношение к природе людей. Поэтому в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: ранее существующая биологическая основа вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о диких животных посредствам лепки у детей старшего дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕ


На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема воспитания у подрастающего поколения гуманного, заботливого отношения к природе. Это связано с ухудшающимся экологическим состоянием окружающей среды, причиной которого является потребительское, бездумное отношение к природе людей. Поэтому в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: ранее существующая биологическая основа вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы.

За последние годы в нашей стране сложилась целая система экологического образования, начальным звеном которой является экологическое воспитание дошкольников. Очень важно начинать этот процесс с дошкольного детства – периода, когда закладывается основа становления личности, формируется правильное мировоззрение, осознанно-правильное отношение к природе.

Вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как: С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, А.Вересова и многие другие.

В структуру гуманного , осознанно-правильного отношения к природе наряду с чувствами и действиями входят и знания ребенка о ней. Нужно учитывать, что формирование обобщенных представлений о природе – не форсированное обучение и преждевременное введение детей в мир научных понятий, а развитие мыслительной деятельности детей, способности обобщать, использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Обобщенные представления, сформированные на основе выделения наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый объект в системе его связей и зависимостей с другими объектами.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными животными, учатся их различать по внешнему виду, повадкам, осваивают приемы ухода за ними, наблюдают за их развитием. В дошкольном возрасте появляется возможность показать дошкольникам единство форм живой природы. Конкретные знания о многообразии животного мира могут быть обобщены различными способами.

Одним из таких способов является подготовка детей к продуктивной деятельности, а именно формирование необходимых представлений о том объекте, который им предстоит изображать. Важная роль принадлежит в этой работе взрослым: родителям, воспитателям в детском саду. Именно под их руководством формируются правильные, полные представления о том или ином объекте, явлении природы.

К сожалению, все чаще наблюдается другой подход к обучению детей рисованию. Вместо осознанного накопления представлений детям на занятии дается конкретная установка о способах изображения или предлагается образец. Актуализация проблемы формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о многообразии животного мира обуславливается поиском эффективных методов и средств ее решения.


Объект исследования: формирование экологических представлений о диких животных у детей подготовительной группы.


Предмет исследования: лепка как средство формирования экологических представлений о диких животных у детей 6-7 лет.


Цель исследования: на основе изучения теории и анализа опыта формирования экологических представлений о диких животных разработать проект педагогической деятельности воспитания по лепке для подготовительной группы.


Задачи исследования:

  1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования представлений.

  2. Рассмотреть особенности формирования представлений о диких животных у старших дошкольников.

  3. Изучить методы, используемые для формирования экологических представлений о диких животных у детей 6-7 лет.

  4. Изучить задачи, содержание и методику работы по обучению детей 6-7 лет изображению диких животных в процессе лепки.

  5. Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию экологических представлений о диких животных у детей подготовительной группы.


Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование (по В.И.Загвязинскому).



ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений у детей дошкольного возраста.


    1. Сущность представлений как психологической категории.


Представления – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Обогащение жизненного опыта представлениями различного рода способствует интеллектуальному развитию, так как именно на основе представлений формируются вполне конкретные знания. На каждом возрастном этапе формирование представлений имеет свои особенности и, в первую очередь, это связано с развитием психических процессов, которые как развиваются в результате этой деятельности, так и определяют качество и глубину усвоения представлений.

Формирование представлений происходит в разные возрастные периоды развития дошкольников и имеет свои особенности.



    1. Особенности формирования представлений у дошкольников о диких животных.


В связи с особенностями психического развития у детей дошкольного возраста на разных возрастных ступенях наблюдается и некоторые особенности формирования представлений. У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний – разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные. По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И.Золотовой, дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими. Тем не менее, к концу пятого года жизни у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Следует уточнить основные линии, по которым идет классификация представителей животного мира и формирование преставлений. В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных - птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

Обобщающие понятия, обозначенные словами-терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери». А. Ф. Говоркова считает, что в любом понятии имеется ядро - четкое знание объектов, относимых к понятию. У детей же есть неотчетливые знания о диких животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит, по мнению автора, из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников - дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев и др. - дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца - нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т.д. Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте. В дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя диких животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят). Функциональность объектов окружающего мира связана с практической деятельностью людей и потому преобладает в житейском сознании. Это относится и к взрослым, и к детям. Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают диких животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. Отмечается, что, проводя группировку и объединение диких животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А. М. Гаврилова, А.М.Федотова, Л. И. Цеханская). Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на допонятийном уровне. С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о диких животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.). Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира. В плане умственного развития дошкольников такой подход к формированию обобщенных представлений имеет большое значение, так как изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств. Переориентировка с одних признаков диких животных на другие при формировании обобщенных представлений способствует развитию гибкости, подвижности детских представлений. Для создания вышеназванных групп основанием служат не произвольные, а биологически значимые критерии. При этом каждый раз выделяются новые особенности отношений диких животных с окружающей средой, новые стороны их приспособленности к жизненным условиям. Это позволяет дошкольнику познавать изменчивость, единство противоречивых и различие внешне схожих явлений. С.Н. Николаева особенно подчеркивает мысль о том, что диалектическая значимость обобщенных представлений о многообразии животного мира возрастает еще больше, если их рассматривать как первую ступень биологического образования. Формирование у детей дошкольного возраста обобщенных представлений, предпонятий о многообразии и развитии живого организма способствует становлению у них диалектического мышления, т.е. форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие и отражение окружающего мира.

Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н.Николаева делает следующие выводы:

  • в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

  • у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных;

  • общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

  • формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.



    1. Методы обогащения представлений детей о диких животных.


Для формирования представлений о диких животных используются различные методы: наглядные, словесные, практические. Особо полную информацию дети получают в процессе экологического образования, элементы которого в доступной форме используются в экологическом воспитании детей.

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова).

Метод наблюдения является основным в ознакомлении детей с объектами природы. При ознакомлении детей с дикими животными, в первую очередь, необходимо организовать экскурсию в зоопарк. Именно во время живого восприятия и общения с животными обогащается чувственный опыт ребенка, происходит лучшее запоминание, а следовательно и формирование более полных и прочных представлений.

Иллюстративно-наглядный материал, как наглядный метод, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных объектов. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей о диких животных. Для более эффективного его применения воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами. При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины, которые помогают подробно, внимательно рассмотреть тот или иной объект природы, более пристально сосредоточится на тех элементах, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения. Сравнивая объекты на картинах, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки, делают обобщения.

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддъяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Модели являются материальными заместителями реальных объектов, отражающие характерные признаки внешнего вида того или иного животного. Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, т.к. помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существующие признаки, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать объект. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей. Так как при формировании понятия «дикие животные» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения, способ передвижения.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям фактах из жизни животных. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о животных.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять уже имеющиеся знания в новых условиях, активизируют умственные процессы, обогащают словарь. В качестве таких игр можно назвать «Узнай по голосу», «Чей детеныш», «Летает, прыгает, ползает» и многие другие.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Формирование представлений и их закрепление происходит в различных видах деятельности ребенка. Одним из эффективных средств является продуктивная деятельность и, в частности, лепка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фрай Марина Владимировна

Дата: 22.08.2025

Номер свидетельства: 673427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства