kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности в мл.гр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно - исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности в мл.гр.»


















Отчет о проделанной работе в младшей группе общеразвивающей


по теме: Наблюдение и экспериментирование как способы сенсорного развития дошкольного возраста (младшего и старшего).



























«Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста».


Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно - исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Большое значение в развитии детей младшего возраста имеет развитие их познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка.

Основные цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов детей; расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Содержание педагогической работы:

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей  жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.  

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно - исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

-возрастных и индивидуальных особенностей детей

-интеграции содержания образовательных областей

-предметно-пространственной развивающей образовательной среды

-взаимодействия с семьей.

Для того чтобы познавательно - исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования.

 Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

- природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди,  шишки, фасоль, семена цветов;

- железо, резина, пластмасса, дерево;

- бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

 - сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

 - материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;

- простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;

 - картотека опытов и экспериментов (смотри приложение 1).

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Использование проектной деятельности играет важную роль в  развитии познавательно-исследовательской активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс.

Таким образом, наблюдения, беседы, опыты, игры и проектная деятельность способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, холодной и горячей, она необходима для жизни растений, животных и людей.

Формируем умения узнавать предметы, сделанные из бумаги, дерева, ткани и пр. Знакомим с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности). Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что станет с водой, если добавить в стакан с водой гуашь?» "Что получится, если мы подуем на одуванчик? " и т. д.

Много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка, играя с ним).  

Поэтому нужно привлекать  родителей к совместному развитию детей в познавательно исследовательской деятельности. Нацеливать родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

Начало формы

    





Приложение № 1.



Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).



Октябрь

1. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.



Ноябрь

1. «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).



Декабрь

1. «Горячо - холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды» Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).



Январь

1. «Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).


Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.



Март

1. «Плавает-тонет» Цель: учить, детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства» Цель: научить, узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука» Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет, не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов.



Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить, узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности). И свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.



Май

1. «Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.


2. «Пирожки для Мишки» Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать, умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.


3. «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.


4. «Ткань, ее качества и свойства». Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость). И свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).



Предлагаемые занятия-экспериментирования являются примерными и могут быть скорректированы в практике работы.


Конец формы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности в мл.гр.

Автор: Твердякова Олеся Николаевна

Дата: 14.08.2022

Номер свидетельства: 611721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства