Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотического воспитания и активной гражданской позиции дошкольников через профориентационную деятельность»
Формирование патриотического воспитания и активной гражданской позиции через профориентационную деятельность
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы птиц, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Кто должен помочь маленьким дошколятам? Конечно же мы, взрослые! В последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской, образовательной деятельности, осуществляться в повседневной жизни. Ребенок не рождается злым или добрым, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. «Народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего» - говорил Михаил Ломоносов, поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Цель работы по формированию патриотических качеств личности дошкольников это воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Задачи:
1. Содействовать воспитанию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами воспитания любви к родному краю, его культурно-историческим ценностям. 2. Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. 3. Обогащать предметно-пространственную среду, способствующую формированию у детей патриотических чувств. Система по гражданско-патриотическому воспитанию разработана блоками с учётом возрастных особенностей детей рассчитана на 3 года 1 год «В семейном кругу» – формирование представления о семье в системе нравственно- патриотического воспитания, о профессии родителей «Мой любимый город» - формирование представлений о городе, о профессии газовик, нефтяник. 2 год «Мой край» – воспитание привязанности к своему краю, уважение к его традициям. «Есть такая профессия - Родину защищать» – формирование представления о Российской армии, о военных профессиях (танкист, летчик, пограничник, моряк) 3год «Мы – Россияне» – формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств. «Странички истории» (6-7 лет, подготовительная к школе группа) - воспитание нравственно- патриотических чувств на основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры и к историческому прошлому России и родного края. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Для поддержания интереса детей подобраны различные дидактические пособия, альбомы, стенгазеты, альманахи, подобрана литература; обогащён уголок ряженья. При помощи родителей был создан мини-музей, посвящённый «Дню победы». Для формирования патриотических чувств была подобрана художественная литература. В зависимости от задач уголок обогащается и дополняется различными материалами. А теперь перейдем к нашим проектам одним из них был проект «Моя семья»
Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам. Задачи проекта: 1. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами. 2. Формировать у детей представление о семье, о профессиях родителей, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности, проявлять активную гражданскую позицию. 4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам, уважение к труду человека С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Мамы разные важны» «Моя мама лучше всех», «Дети и родители» «Профессии моих родителей» и т. д.
В ходе проекта мы ответили на следующие вопросы.
Как работают взрослые? Почему люди работают? Чем отличаются профессии? Какие бывают профессии? Чем занимаются люди разных профессий? Какие профессии у наших родителей? Какие знания нужны для той или иной профессии? Что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии? Взаимосвязь профессий?
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской, образовательной деятельности, осуществляться в повседневной жизни.