kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения, формирование у них начальных представлений о здоровом образе жизни. Проблема формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей – актуальна в современном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ефимова Э.Х.,

инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 30,

Воркунова В.М.,

инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 18

В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития уже в дошкольном возрасте. Недостаточная двигательная активность, отсутствие режима сна и отдыха, просиживание часами перед телевизором и компьютером, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отсутствие закаливания – всё это ведёт к тому, что у ребёнка развивается гипокинезия.

Неправильная работа систем организма ребёнка приводит к недостаточному психическому развитию - запаздывают формироваться такие психические процессы, как мышление, внимание, память, восприятие и др. А недостаточная сформированность психических процессов тормозит как процесс развития ребёнка, так и воспитательно-образовательный процесс.

Картину ещё усугубляет и то, что ребёнком в настоящее время в семье практически никто не занимается – родители заняты зарабатыванием денег, бабушки и дедушки намного помолодели и тоже работают порой и не на одной работе. Ребёнок всё свободное время предоставлен сам себе.

Именно поэтому в настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения, формирование у них начальных представлений о здоровом образе жизни.

Проблема формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, П. Иванова, С.П. Семенова, Ф.Г. Углова, Г.С. Шаталовой и др.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период интенсивно растут и развиваются органы, идет становление и развитие всех функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому важно на раннем этапе сформировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, интерес к здоровью и его поддержанию, осознанную потребность в ежедневных занятиях физической культурой, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.

У дошкольников должны быть сформированы представления о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью. Для того, чтобы это сформировать можно использовать метод проектов.

Работа должна вестись в трёх направлениях:

  • формирование полных и чётких представлений о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью,

  • развитие интереса к здоровому образу жизни,

  • активность и устойчивость применения в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о здоровом образе жизни.

Рассмотрим работу в этих направлениях более подробно на примере проекта "Я – человек!"

Цель - формирование представлений детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.

При реализации проекта предусмотрены следующие мероприятия:

  • Беседы: «Я – человек. Мы все такие разные, но всё равно похожи друг на друга», «Здоровье», «Зачем мне нужны ручки», «Зачем мне нужны ножки», «Мои глазки», «Мои волосы», «Чтобы зубки были крепкими».

  • Чтение худ. литературы: А. Волков «Азбука здоровья», «Приход королевы Зубной щётки».

  • Разучивание упражнений гимнастики для глаз.

  • Дидактические игры: «Моё лицо», «Мой желудок», «Найди сердечко», «Чьи уши», «Найди пару», «Наши помощники – органы чувств», «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?».

Во время тематических бесед и занятий у детей формируются следующие представления: человек – живое существо, поэтому ему для здоровой жизни нужны чистый воздух, чистая вода, полезная пища, тепло, пространство. Человек устроен внутри сложно – у него есть разные системы, которые помогают ему дышать, ходить, есть. У человека есть органы чувств, с помощью которых он получает информацию из внешнего мира и есть мозг - который эту информацию перерабатывает и делает выводы.

Главное, подвести детей к выводу, что болезнь – это сигнал о том, что что-то внутри организма не в порядке, и этот непорядок необходимо устранить. Кроме этого, необходимо детей подвести к мысли о том, что здоровье – это не когда ты не болеешь, а когда ты полон сил, энергии, бодр, весел и можешь сделать много хороших и полезных дел, а для этого у тебя должны быть в порядке зубы, глаза, сердце, мозг и все другие органы.

В результате проведения занятий по первому направлению, дети узнают, что здоровье – это одна из самых главных ценностей жизни, знакомятся с тем, как устроено тело человека, его организм.

Второе направление касается развития интереса к здоровому образу жизни.

Цель работы - формирование представлений детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.

В этом направлении реализуются следующие мероприятия:

  • Сюжетная игра в кукольном уголке «Зачем соблюдать режим дня?»

  • Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Как Тимоша здоровье искал»

  • Игра – релаксация «Спать пора». Чтение стихотворения А. Бехтерева «Сон – волшебник».

  • Беседы: «Витамины» «Русская печка или микроволновка?» « Здоровый малыш».

  • Дидактические игры: «Витамины», «Где живут витамины», «Что было бы, если …»

  • Рассматривание и обсуждение плаката «Чистота – залог здоровья».

Для закрепления представлений о витаминах и полезных продуктах, рекомендуется серия дидактических игр, таких как «Полезно — вредно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Разложи правильно».

Организуя работу на этом этапе, важно подвести детей к выводу, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм.

Третье направление в нашей работе - формирование активности и устойчивости применения в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о здоровом образе жизни.

Цель работы в этом направлении - формирование у детей представлений об особенностях жизни на селе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека в сельской местности; о составляющих здорового образа жизни, о значении здорового образа жизни для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.

В этом блоке занятий организуются следующие мероприятия:

  • Чтение худ литературы С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

  • «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу».

  • Чтение сказки «О том, как мальчуган здоровье закалял».

  • Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».

  • Занятие «Полезные и вредные эмоции».

В этом блоке необходимо донести до каждого ребёнка, что без личного участия в построении собственного здоровья, без ведения здорового образа жизни, без соблюдения режима дня, без укрепления здоровья – здоровым человеком не стать.

Для детей должны стать нормой утренняя зарядка, закаливание, правильный режим сна, правильное питание, правильные эмоции, спокойный сон, правильный досуг.

Список литературы

  1. Абольянина С., Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания/ Дошкольное воспитание/ №4/2008.

  2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.

  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.

  4. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимова Эльвира Хайдаровна

Дата: 14.02.2020

Номер свидетельства: 539667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства