Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения, формирование у них начальных представлений о здоровом образе жизни. Проблема формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей – актуальна в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ефимова Э.Х.,
инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 30,
Воркунова В.М.,
инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 18
В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития уже в дошкольном возрасте. Недостаточная двигательная активность, отсутствие режима сна и отдыха, просиживание часами перед телевизором и компьютером, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отсутствие закаливания – всё это ведёт к тому, что у ребёнка развивается гипокинезия.
Неправильная работа систем организма ребёнка приводит к недостаточному психическому развитию - запаздывают формироваться такие психические процессы, как мышление, внимание, память, восприятие и др. А недостаточная сформированность психических процессов тормозит как процесс развития ребёнка, так и воспитательно-образовательный процесс.
Картину ещё усугубляет и то, что ребёнком в настоящее время в семье практически никто не занимается – родители заняты зарабатыванием денег, бабушки и дедушки намного помолодели и тоже работают порой и не на одной работе. Ребёнок всё свободное время предоставлен сам себе.
Именно поэтому в настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения, формирование у них начальных представлений о здоровом образе жизни.
Проблема формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, П. Иванова, С.П. Семенова, Ф.Г. Углова, Г.С. Шаталовой и др.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период интенсивно растут и развиваются органы, идет становление и развитие всех функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому важно на раннем этапе сформировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, интерес к здоровью и его поддержанию, осознанную потребность в ежедневных занятиях физической культурой, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
У дошкольников должны быть сформированы представления о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью. Для того, чтобы это сформировать можно использовать метод проектов.
Работа должна вестись в трёх направлениях:
формирование полных и чётких представлений о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью,
развитие интереса к здоровому образу жизни,
активность и устойчивость применения в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о здоровом образе жизни.
Рассмотрим работу в этих направлениях более подробно на примере проекта "Я – человек!"
Цель - формирование представлений детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
При реализации проекта предусмотрены следующие мероприятия:
Беседы: «Я – человек. Мы все такие разные, но всё равно похожи друг на друга», «Здоровье», «Зачем мне нужны ручки», «Зачем мне нужны ножки», «Мои глазки», «Мои волосы», «Чтобы зубки были крепкими».
Чтение худ. литературы: А. Волков «Азбука здоровья», «Приход королевы Зубной щётки».
Разучивание упражнений гимнастики для глаз.
Дидактические игры: «Моё лицо», «Мой желудок», «Найди сердечко», «Чьи уши», «Найди пару», «Наши помощники – органы чувств», «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?».
Во время тематических бесед и занятий у детей формируются следующие представления: человек – живое существо, поэтому ему для здоровой жизни нужны чистый воздух, чистая вода, полезная пища, тепло, пространство. Человек устроен внутри сложно – у него есть разные системы, которые помогают ему дышать, ходить, есть. У человека есть органы чувств, с помощью которых он получает информацию из внешнего мира и есть мозг - который эту информацию перерабатывает и делает выводы.
Главное, подвести детей к выводу, что болезнь – это сигнал о том, что что-то внутри организма не в порядке, и этот непорядок необходимо устранить. Кроме этого, необходимо детей подвести к мысли о том, что здоровье – это не когда ты не болеешь, а когда ты полон сил, энергии, бодр, весел и можешь сделать много хороших и полезных дел, а для этого у тебя должны быть в порядке зубы, глаза, сердце, мозг и все другие органы.
В результате проведения занятий по первому направлению, дети узнают, что здоровье – это одна из самых главных ценностей жизни, знакомятся с тем, как устроено тело человека, его организм.
Второе направление касается развития интереса к здоровому образу жизни.
Цель работы - формирование представлений детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
В этом направлении реализуются следующие мероприятия:
Сюжетная игра в кукольном уголке «Зачем соблюдать режим дня?»
Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Как Тимоша здоровье искал»
Игра – релаксация «Спать пора». Чтение стихотворения А. Бехтерева «Сон – волшебник».
Беседы: «Витамины» «Русская печка или микроволновка?» « Здоровый малыш».
Дидактические игры: «Витамины», «Где живут витамины», «Что было бы, если …»
Рассматривание и обсуждение плаката «Чистота – залог здоровья».
Для закрепления представлений о витаминах и полезных продуктах, рекомендуется серия дидактических игр, таких как «Полезно — вредно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Разложи правильно».
Организуя работу на этом этапе, важно подвести детей к выводу, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм.
Третье направление в нашей работе - формирование активности и устойчивости применения в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о здоровом образе жизни.
Цель работы в этом направлении - формирование у детей представлений об особенностях жизни на селе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека в сельской местности; о составляющих здорового образа жизни, о значении здорового образа жизни для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
В этом блоке занятий организуются следующие мероприятия:
Чтение худ литературы С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу».
Чтение сказки «О том, как мальчуган здоровье закалял».
Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».
Занятие «Полезные и вредные эмоции».
В этом блоке необходимо донести до каждого ребёнка, что без личного участия в построении собственного здоровья, без ведения здорового образа жизни, без соблюдения режима дня, без укрепления здоровья – здоровым человеком не стать.
Для детей должны стать нормой утренняя зарядка, закаливание, правильный режим сна, правильное питание, правильные эмоции, спокойный сон, правильный досуг.
Список литературы
Абольянина С., Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания/ Дошкольное воспитание/ №4/2008.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.
Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.