kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста,средствами игровой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, Раскрывается понятие "Экологическая культура".Особое внимание в статье уделяется описанию педагогических условий реализации экологической культуры у детей,средствами игровой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста,средствами игровой деятельности.»

Белова Т.В

канд. пед. наук, доцент

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал)

Тюменского государственного университета



Фискова.Л.В.

Студент 5 курса.

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал)

Тюменского государственного университета



Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста,средствами игровой деятельности.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, раскрывается понятие «Экологическая культура». Особое внимание в статье уделяется описанию педагогических условий реализации

экологической культуры детей, средствами игровой деятельности.



Ключевые слова: экологическая культура, экология, экологическое сознание, условия, педагогические условия.





В настоящее время одной из наиболее глобальных проблем является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (Н.Н. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин ). В решении данной проблемы может помочь «Экологическая культура».

С точки зрения С.Н. Николаевой:

  • Экологическая культура это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого [48].

В.Я. Михайленко подчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая была бы способна адекватно понять свое место в обществе и природе, реагировать на изменение в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, - сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой [22].

Экологическая культура - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений между человеком и природой [34].

Существующие в культуре индивида ценностные установки определяют его поведение и формируют систему ценностей, которая отражает в совокупности общую духовную ситуацию, сложившуюся в России.

Экологическая культура - это самостоятельный выбор человека, в котором отражается степень его ответственности за окружающий мир. Это характеристика не только научного способа отношения к миру, но и в целом человека как существа разумного [34].

Экологическая культура – это процесс, который непосредственно связан с овладением, повышением знаний, технологий и опыта, а также передачей одному поколению другому в виде нравственных императивов [39].

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [23].

Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней (внешняя культура), основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [66].

Понятие «экологическая культура» включает в себя знание основных законов природы, осознание необходимости следовать этим законам и действовать согласно им в любой личной и общественной деятельности, стремление к рациональности в ходе личного и промышленного использования природных ресурсов, формирование чувства сознательного отношения к природным ресурсам, окружающему миру, здоровью человека [69].

И.П. Сафронов выделяет такие структурные элементы экологической культуры, как экологическое отношение, экологическое сознание, экологическая деятельность, экологические чувства [57].

Анализируя работы Л.В.Моисеевой, мы пришли к выводу, что результатом сформированной экологической культуры личности будет выступать сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологически ориентированное поведение, гуманная природо-охраннная деятельность [43].

На основании рассмотренных определений можно сформулировать более развернутую трактовку понятия «экологическая культура», которое соединяет в себе:

  • Знание основных законов природы;

  • понимание необходимости считаться с этими основными законами и руководствоваться ими во всякого рода деятельности;

  • Стремление к оптимальности природопользования;

  • Выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

Несмотря на то, что существуют различные подходы к определению понятия экологической культуры, большая часть исследователей склонны включать в определение ряд совпадающих утверждений:

 экологические знания, опыт деятельности, поведение в природе и отношение к окружающему миру;

 интеллектуальные деятельностные и эмоциональные оценочные критерии уровня экологической культуры личности.

По нашему мнению, одной из главных задач является формирование в сознании ребенка дошкольника представления о неотъемлемом единстве человека с природой, их взаимного влияния друг на друга и неоспоримой ответственности человека за состояние природы, общую экологическую ситуацию на земле.

Как мы видим, единого и всеми принимаемого определения экологической культуры, до настоящего времени нет. Теоретическое обоснование этого понятия, уточнение его основного содержания носит в научных кругах дискуссионный характер. Мы же в своем исследовании будем придерживаться следующей трактовки:

  • Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней (внешняя культура), основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практические действия, согласующиеся с требованиями бережного отношения к природе.

Дошкольное детство - фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим.

Исследователями П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать основы экологической культуры [40].

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный социально - педагогический процесс. Осуществляя процесс формирования экологической культуры, нужно учить детей понимать себя, и всё, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний, они не могут выбрать правильную линию поведения. В связи с этим педагог обязан дать им эти знания, применяя для этого все возможные методы.

При этом педагогу следует учитывать, что экологическая культура ребенка - это не только природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В его основе и лежит отношение подрастающего поколения к миру природы.

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у детей умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Возможность формирования экологической культуры и сознания возможно только благодаря длительному и постепенному познанию окружающей среды, ведущим и важнейшим звеном которого выступает образовательное учреждение [2].

Однако в рамках образовательного процесса не все требования возможны к реализации, поскольку существует ряд проблемных моментов, снижающих качество подготовки детей старшего дошкольного возраста – это фрагментарность понятия, слабая проработка концептуальных основ, декларативность. Формирование экологической культуры в ДОУ - это непрерывная практика социального познания и передачи знаний, которые осуществляются во всех сферах жизни.

Подводя итог изложенным положениям можно сделать вывод, что одной из особенностей формирования основ экологической культуры и экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у них экологического сознания, выступающего базисом экологической культуры личности дошкольника.

Экологическое сознание - это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности [1].

Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества.

Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание. Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.

Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем [66].

В экологическом сознании проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д. [66].

Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников, с точки зрения Н.В. Бутенко, должно включать:

- · воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

-· развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

·- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [13].

Задачи педагогов в этом случае могут быть следующие:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

· - знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

· - предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

- · формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

- · знакомить с представителями живой и неживой природы;

- · рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

- · способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

- · знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

·- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

- · создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды [13].

Т.А. Маркова считает, что успех реализации процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения основ экологической культуры.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования [44].

Л.П. Печко отмечают, что для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста необходимо особый акцент сделать на успешном усвоении дошкольниками знаний о родной природе и одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам [50]

О. Соломенникова так же указывает, что в процессе формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста формирование сопереживания и сострадания должно происходить в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний:

-· представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

-· понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

-· осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно [58].

Так же, по утверждению З.П. Плохий с целью формирования у старших дошкольников основ экологической культуры необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность и создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) будет способствовать дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания [54].

Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что именно на педагогах детских садов лежит большая ответственность за формирование экологической культуры личности дошкольников, именно педагоги должны вырастить из ребенка экологически культурную личность, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовать новые правильные.

Л.В. Моисеева указывает, что ребенок старшего дошкольного возраста, с высоким уровнем сформированности экологической культуры характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Составные экологической культуры личности старшего дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать ими в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту) [43].

Особую роль в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников играет их чувственное и эмоциональное восприятие.

По-мнению, Г.В. Буковской наиболее целесообразной формой приобщения старших дошкольников к основам экологической культуре через чувственное восприятие является игровая деятельность [11].

Игровая деятельность, на наш взгляд, имеет существенные возможности в силу возрастных особенностей старших дошкольников создать предпосылки для их познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности к такому уровню культуры взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества.

Для того чтобы приобретаемые старшими дошкольниками экологические знания и представления обеспечивали формирование их экологической культуры, стали средством регуляции взаимодействия детей с объектами природы, необходимо обеспечить освоение и применение знаний в игровой деятельности.

Как утверждает Г.В. Буковская в дошкольном детстве усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. На занятиях ребенок старшего дошкольного возраста выполняет задания взрослого, а в игре решает собственную задачу и формирует собственную положительную оценку [11]. Игра, вызывающая эмоциональный отклик, не может не оказывать влияние на формирование правильного отношения к живому миру у старших дошкольников. Подтверждением этого является исследование Т.С. Федорова, которая показала, что через игру легко формируются новые положительные эмоции и чувства и позитивное отношение к миру. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей старшего дошкольного возраста, скорей войдут в их самостоятельную деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника [19].

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что два момента - необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - соединяют игровую деятельность с процессом формирования основ экологической культуры.

Эффективные педагогические условия, необходимые для реализации процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.

Рассмотрим понятия «условия», «педагогические условия».

В философии термин условие трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникает, существует и развивается.

Под педагогическими условиями мы будем понимать те обстоятельства, которые могут или способствовать достижению цели или, напротив, тормозить ее достижение [51].

Важно отметить, что преимущества игрового обучения, по сравнению с традиционным простором слайдов и рассматриванием картин, очевидны. Старшие дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, что имеет большое значение для формирования основ экологической культуры старших дошкольников [38].

Так, по мнению ряда исследователей (Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.) одним из эффективных условий формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста может выступать включение детей в квест-игры экологической направленности.

Квест-игра – это современная образовательная технология.

Квест (англ. quest, - это приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.

Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в увлекательный мир приключений и разнообразных событий. В ходе решения игровых поисковых задач, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, развитию у него любознательности и познавательного интереса.

В рамках ДОУ в педагогической деятельности квест, по своей сути, является командной игрой. В ходе такой игры команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания в квест-игре экологической направленности для дошкольников могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.

Егоренков, Л.И. отмечает, что в ходе квест-игр реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;

Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;

Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение работы.

В своей работе Римашевская, Л.С. указывает, что квест-игра с дошкольниками имеет свои принципы организации:

- все игры и задания должны быть безопасными, соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;

- чёткая постановка цели, распределение ролей;

- квест-игру необходимо заранее обдумать и просчитать;

- постоянная смена деятельности;

- связность, последовательность и логичность заданий;

- должна присутствовать эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);

- обязательно должно соблюдаться уважение достоинства ребёнка;

- в случае подгрупповой работы, результаты каждой подгруппы собираются в общий результат (схема, пазл, карта, рисунок, предложение).

Роль педагога в квест-игре экологической направленности: направлять, наталкивать детей на правильные выводы и самостоятельность суждений детей.

Главное преимущество квест-игры экологической направленности в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Основной целью экологических квест-игр является: формирование умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Основными задачами экологических квест-игр могут выступать:

- расширение экологического кругозора дошкольников;

- воспитание бережного отношения к природе родного края;

- привлечение родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников;

- повышение педагогического мастерства воспитателей, создание атмосферы творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

Л.В. Ходина предлагает использовать следующую структуру экологических квест-игр: пролог, экспозиция, эпилог.

Пролог – это знакомство с сюжетом и распределение ролей.

Для того чтобы придумать сюжет квест-игры необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с дошкольниками в области экологии. От сюда вытекают цели и задачи квеста.

Далее происходит прохождение этапов, выполнение действий, решение цели и возникающих задач – это экспозиция.

Цель должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Например, пришло письмо, встреча со сказочным героем и т.д. Исходя из этого получается целая история, сюжет. И дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.

На 3 этапе подводятся итоги и награждение – это эпилог.

Е.В. Клюева изучая, возможности режиссерской игры у старших дошкольников говорит о том, что игровая деятельность является эффективным условием формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [37].

В зависимости от условий режиссерская игра может выступать в следующих аспектах: как средство развития памяти и как средство развития мышления.

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Э.И. Маствилискера, Т.И. Минской, О.Н. Концевой и другими доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если 5-7 лет детей учат наблюдать за природой и делать выводы, у них происходит значительные сдвиги в развитии мышления и экологического сознания.

Соответственно, если в процессе режиссерской игры воспитатель будет учить детей старшего дошкольного возраста искать и устанавливать наиболее существенные признаки в явлениях природы и объектах, находить существенные зависимости и связи между ними, у воспитанников будут развиваться логические формы мышления.

Таким образом, процесс формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если реализовать следующие условия:

- будут использованы квест-игры экологической направленности;

- режиссерская игра будет выступать в качестве средства, обеспечивающего взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса.

Список литературы



  1. Абдуллаев, З.А. Экологические отношения и экологическое сознание [Текст] / З.А. Абдуллаев. – Ташкент: Фан, 2000. – 247 с.

  2. Асланиди, К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Б. Асланиди // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос. конф. – М.: КМК SCIENTIFIK PRESS, 1998. – с. 106–118.

  3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом [Текст]: приложение к журналу Воспитатель ДОУ/З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

  4. Анцыперова, Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе [Текст] / Т.А. Анцыперов // Детский сад от А до Я. – 2009, № 1 – С. 152–158.

  5. Бабаева, Т. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст] / Т. Бабаев. – СПб.: Детство–Пресс, 2007. – 192 с.

  6. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко. – В.: ТЦ Учитель, 2004. – 264 с.

  7. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко. – В.: ТЦ Учитель, 2009. – 432 с.

  8. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А.П. Букин. – М.: 2011. – 145 с.

  9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 1997. – 320 с.

  10. Боряева, Л.Б. Театрализованные игры - занятия [Текст] / Боряева, Л.В., И Вечканова. – СПб.: Изд-во Союз, 2014. – 112 с.

  11. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 192 с.

  12. Бутенко, Н.В. Игра, природа и ребенок [Текст] // Проблема аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: материалы Междунар. науч. практ. конф. / под ред. A.B. Коломийченко: в 2 ч. – Пермь, 2015. – Ч. 1. – С. 54–56.

  13. Бутенко, Н.В. К вопросу о формировании экологической культуры [Текст] / Н.В. Бутенко // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: межвуз. сб. тр. молодых ученых. – Самара, 2015. – Вып. 2. – С. 29-33.

  14. Бутенко, Н.В. К вопросу об игре-драматизации у дошкольников [Текст] / Н.В. Бутенко // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3, Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. – Челябинск, 2015. – №27. – С. 49–52.

  15. Батракова, Е.А. Экологическое воспитание дошкольников посредством игр – драматизаций и сказок экологического содержания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://batrakova-ozds1.edumsko.ru/articles/ekologicheskoe_vospitanie_doshkol_nikovposredstvom_igr_dramatizacij_i_skazok_ekologicheskogo_soderzhaniya (дата обращения 11.11.2018)

  16. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников [Текст] / И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 101-103.

  17. Воронкевич, O.A. Добро пожаловать в экологию!: перспектив, план работы по формированию экол. культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста [Текст] / O.A. Воронкевич. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.

  18. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: экол. занятия, сюжетно-ролевые игры, сценарии литературно-экол. праздников [Текст] / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – М.: Пед. об-во России, 2011. – 63 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фискова Лариса Витальевна.

Дата: 02.05.2019

Номер свидетельства: 508931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства