Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры
Дошкольный возраст является наиболее значимым в развитии человека. Именно в тот период происходит формирование основных качеств личности. Этому способствует накопление определённого опыта в виде знаний, чувств, эмоций. И именно в дошкольном возрасте следует начать воспитывать такое необходимое каждому человеку чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры»
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры
Дошкольный возраст является наиболее значимым в развитии человека. Именно в тот период происходит формирование основных качеств личности. Этому способствует накопление определённого опыта в виде знаний, чувств, эмоций. И именно в дошкольном возрасте следует начать воспитывать такое необходимое каждому человеку чувство патриотизма. «Патриотическое –воспитание – понятие ёмкое». Педагогический терминологический словарь даёт нам следующее определение – «патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде». Исходя из данного определения, была выбрана народная культура, как средство воспитания патриотизма у ребёнка дошкольного возраста. Ведь прежде чем стать патриотом своей страны, нудно стать патриотом своего края, узнать культуру и традиции. «По словам С. В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
При изучении народной культуры целью педагога является создание условий для формирования интереса у дошкольников к познанию культуры, традиций, ценностей наших предков. Наиболее важными являются следующие задачи:
- знакомить детей с предметами материальной культуры, которыми могут быть: изба, предметы быта, национальные блюда, одежда, орудия труда;
- формировать интерес к истории и культуре русского народа через знакомство с традициями и обычаями, праздниками и обрядами, устным народным творчеством и художественным искусством;
- развивать общие социально-нравственных качества, через воспитание любви к русскому языку, русской культуре, русской природе;
- развивать познавательные и творческие способности дошкольников, учитывая их психологические, возрастные, личностные особенности;
- воспитывать активную гражданскую позицию;
- привлечь семьи дошкольников к участию в реализации нравственно-патриотического направления воспитания, к совместному проведению мероприятий в рамках изучения народной культуры.
Воспитание у ребёнка любви к своей стране, своему народу необходимо всегда. И для этого необходимо преподнести материал с привлекательной стороны. Возрастает роль взрослых, ведущих данную работу. Содержание детской деятельности должно быть под пристальным внимаем и воспитателей и родителей. Взрослый может повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные убеждения, суждения, расширять и уточнять знания, формировать его начальное представление о Родине только руководя его деятельностью.
Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество, родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом, которое порождает личность.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- взгляды на патриотизм в летописях;
- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);
- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;
- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.