«формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
«формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
В последнее время, из-за различных экономических и социальных кризисов, в нашем обществе происходит падение интереса и уважения к прошлому своей Родины, наблюдается бездуховность современной массовой культуры, возрастает агрессия среди людей. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает нравственно-патриотические представления.
В связи с этим возникла необходимость возвратить в жизнь ребенка духовно-нравственные традиции нашего народа, обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить и распространить национальную культуру, воспитать бережное отношение к историческому наследию народов России.
Не случайно в ФГОС ДО определён социальный заказ государства на воспитание человека нравственно образованного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»»
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
В последнее время, из-за различных экономических и социальных кризисов, в нашем обществе происходит падение интереса и уважения к прошлому своей Родины, наблюдается бездуховность современной массовой культуры, возрастает агрессия среди людей. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает нравственно-патриотические представления.
В связи с этим возникла необходимость возвратить в жизнь ребенка духовно-нравственные традиции нашего народа, обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить и распространить национальную культуру, воспитать бережное отношение к историческому наследию народов России.
Не случайно в ФГОС ДО определён социальный заказ государства на воспитание человека нравственно образованного.
Также вступили в силу поправки в Законе об образовании в части вопросов воспитания детей. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму В.В.Путиным. Согласно документу, воспитательная работа становится обязательной частью образовательного процесса.
Моё внимание привлекла музейная педагогика как современное направление в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании нравственно-патриотических качеств личности ребенка.
Учеными доказано, что именно музейная педагогика – это помощник в решении вопросов воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка.
Таким образом, возникла идея о внедрении музейной педагогики в работу с детьми.
На основании вышеизложенного были определены объект и предмет исследования.
Объект: процесс формирования нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста. Предмет: использование музейной педагогики в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников.
Поставив перед собой цель: формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, выделила следующие задачи:
-Создать необходимые условия предметно-пространственной развивающей среды для формирования у детей нравственно-патриотических качеств посредством музейной педагогики.
-Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование нравственно-патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
-Выявить эффективность использования музейной педагогики как средства формирования нравственно-патриотических качеств личности у старших дошкольников.
Особое внимание было уделено созданию условий, способствующих формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка.
Поэтому работа по моделированию развивающей среды была построена так, чтобы она способствовала максимальному развитию личности каждого ребенка, его успешности.
В группе был оформлен мини-музей социальной и нравственно-патриотической направленности: «Родина моя - Россия».
Что такое мини-музей? Это музей, ориентированный на детскую аудиторию, занимающий небольшое пространство в рамках определенной тематики.
Оформление мини-музея включает ознакомление с нашей страной и родным краем. Он оснащен российской символикой, материалами о ВОВ, дидактическим пособиями по ознакомлению с природным и социальным миром России и региона, альбомами с фотографиями памятных мест и исторических событий родного города. Есть объекты растительного мира, объёмные изображения (муляжи, макеты и др.), предметы декоративно-прикладного искусства народов Сибири, игрушки.
В работе с детьми отдаю предпочтение использованию интегрированной деятельности, согласно календарно-тематическому планированию основной общеобразовательной программы и программы воспитания детского сада.
В соответствии с ФГОС ДО, применяю вариативные формы работы с детьми:
1. Тематические беседы: об известных людях нашей Родины, о ВОВ, природном мире, об истории и культуре народов разных национальностей. В процессе бесед у детей развивается чувство гордости за свой народ, миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
2. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются знания о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления.
3. При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России провожу различные культурно-развлекательные мероприятия познавательного характера. Мы их называем «Музейные вечера». Например, на «Вечер русской народной песни», пришел ложкарь, познакомил детей с разновидностями ложек и научил на них играть. «Вечер встречи с природой» познакомил детей с секретами сундучка лекарственных растений родного края. На «Вечере народных игр» учились петь русские народные песни, знакомились с русскими играми, считалками, песнями, плясками, хороводами. Музейные вечера — это особая атмосфера эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности для детей, где дети знакомятся с русскими народными традициями.,
4. Лэпбук рассматриваю как одну из современных форм взаимодействия педагога и детей. Это хороший способ для ребенка в игровой форме закрепить не только пройденный материал, но и нравственные ценности.
Совместно с детьми разработали лэпбуки.
5. Формированию у дошкольников основ нравственности и патриотизма на основе музейной педагогики способствует метод проектов, которые дети представляют на ежегодных научно-практических конференциях. А началось все с проекта «Знакомьтесь, динозавры», который предложил Арсений. Заинтересовавшись историей возникновения нашей планеты, он увлек этой темой не только детей группы, но и остальных воспитанников детского сада. Благодаря проекту Азалии «Волшебная глина» у дошкольников активизировалась творческая, познавательная деятельность, дети лепили амулеты с символикой родного города. Так у нас появились и другие проекты.
6. «Музейные мастерские» посещаем в рамках выходного дня вместе с родителями, а также организуем свои мастерские в группе при подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта, сувениров и др. В рамках этой формы работы дети рисуют, делают аппликации, совместно изготавливают коллажи, лэпбуки, макеты и другие виды продуктивной деятельности.
7. По тематике многих мероприятий организуются Музейные выставки или экспозиции декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Например: «Защитники Отечества», «День Победы», «Люблю тебя, мой край родной», «Человек и космос», «Музей Деда Мороза», «Люблю березку русскую» и др.
Создание таких экспозиций позволяет приглашать других детей к себе в группу и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как ранее полученные знания, так и познается много нового и интересного.
8. С помощью виртуальных экскурсий у дошколят есть возможность посетить музеи разных городов нашей Родины. Такая форма актуальна в современных условиях. У детей
активнее происходит становление эмоционально-личностных ориентаций, легче формируются личностные механизмы поведения.
Мною создано электронное «Портфолио виртуальных экскурсий», в котором представлены цифровые презентации, экскурсии-путешествия, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных фильмов по многим направлениям.
Например, на сайте «Веселое путешествие» выбираю доступные для понимания дошкольников познавательные экскурсии. Мы побывали на экскурсиях в музеях-усадьбах «Коломенское» и «Кусково», в Планетарии, Музее Победы, Московском Кремле и Третьяковской галерее.
После просмотра виртуальных экскурсий у нас всегда происходит обсуждение увиденного.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями осуществляется постоянно и проявляется в активных формах взаимодействия.
Сотрудничество с родителями происходит через проведение:
- онлайн консультаций
- мастер-классов:
- развлечений:
- экскурсии выходного дня;
- участие во всероссийских онлайн-акциях;
- и других мероприятий.
Таким образом, вовлекаю каждого родителя в единый совместный процесс нравственно-патриотического воспитания своего ребенка, что позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.
Родители отмечают в детях: любознательность, умение воспринимать целостность окружающего мира, эмоционально относиться к окружающим людям, сочувствовать их нуждам и переживаниям.
Сегодня я могу уверенно сказать, что у моих воспитанников сформировано чувство патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Все это позволяет мне сделать вывод о том, что разработанная мною система работы по формированию у дошкольников нравственных норм и ценностей в условиях музейной среды дает ребенку шанс стать образованным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Список литературы:
1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
2. Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования. https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/