Формирование коммуникационных навыков у детей с РДА
Формирование коммуникационных навыков у детей с РДА
Среди задач психокоррекционной и педагогической работы с аутичными людьми важнейшее место занимает разработка возможностей коммуникации. По нашему опыту, если в работе удается достичь заметного продвижения в развитии коммуникативных возможностей - умения отвечать на вопросы других, адекватно выражать свои желания, просьбы и т.д. - то в улучшении качества жизни аутичного ребенка (подростка, взрослого) и его близких происходит огромный скачок. Неудивительно поэтому, что проблемам формирования адекватной коммуникации уделяется большое внимание в посвященной аутизму литературе в последние годы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникационных навыков у детей с РДА»
Формирование коммуникационных навыков у детей с РДА
Среди задач психокоррекционной и педагогической работы с аутичными людьми важнейшее место занимает разработка возможностей коммуникации. По нашему опыту, если в работе удается достичь заметного продвижения в развитии коммуникативных возможностей - умения отвечать на вопросы других, адекватно выражать свои желания, просьбы и т.д. - то в улучшении качества жизни аутичного ребенка (подростка, взрослого) и его близких происходит огромный скачок. Неудивительно поэтому, что проблемам формирования адекватной коммуникации уделяется большое внимание в посвященной аутизму литературе в последние годы.
Анализ навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра будет неполным без рассмотрения навыков социализации и игры. Социальные навыки и, как составляющая их часть, игровые навыки являются наиважнейшими навыками, которые аутичные дети должны приобрести. Без этих навыков ребенок с аутизмом не сможет иметь друзей и общения, научиться заниматься функциональной деятельностью и способен оказаться в ограниченной среде, страдая от скуки, изоляции и депрессии. Первичное социальное взаимодействие определяется, как способность ребенка находиться в окружении сверстников, не мешая и не досаждая им, как способность следить взглядом за движениями сверстников, играть в их окружении, обращаться с просьбой, реагировать на просьбы и обращения сверстников.
Развитие игрового поведения детей с аутистическими расстройствами является важной основой включения их в социальное взаимодействие. В процессе развития игрового поведения ребенок учится воспринимать других, реагировать на указания и давать указания, сменять и согласовывать действия, подчинять действия правилам, прогнозировать события, ожидать своей очереди и пр. Ребенок развивает способность понимать речевые выражения и абстрактный язык, принимать на себя роль и понимать эмоции. Он учится проявлять эмпатию и завязывать дружбу, помогать и получать помощь, разрабатывать стратегии решения проблем. При высокофункциональном аутизме вероятность социальной адаптации может быть достаточной, но основная проблема — неумение устанавливать социальные контакты с людьми — сохраняется в той или иной степени на протяжении жизни.
Игровая деятельность, как известно, предполагает произвольные действия со стороны ребенка, причем степень произвольности, конечно, может быть разной в зависимости от возраста и уровня развития. Самой простой формой игровой деятельности является игра-имитация, затем следует функциональная, в последующем более сложные игры — сюжетные и ролевые.
Дети с аутистическими нарушениями имеют собственные игровые интересы. Они предпочитают использовать в игре материал, который служит для аутостимуляции, выполняют игровые действия, связанные с кручением или выстраиванием предметов. Игровая деятельность таких детей стереотипна (манипулирование предметами, выстраивание их в ряды, сортировка по цвету, форме, переливание воды, пересыпание песка, перелистывание книг). При обследовании объектов такие дети используют все органы чувств: подносят близко к лицу, пробуют на вкус, нюхают, ощупывают, разглядывают. Они могут длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой, выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются, так как у них отсутствуют или слабо развиты воображение и способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Но даже если ребенок при аутизме не способен на развернутую игровую деятельность, в том числе на игру-имитацию, важным, по крайней мере, является наличие у него способности совершать имитативные действия, т. к. способность к имитации является фундаментом в обучении и другим важнейшим навыкам в дальнейшем, например речи . Имитация включает в себя произвольный компонент, поскольку ребенок выполняет, повторяет то или иное действие по инструкции взрослого.
Нельзя сказать, что все аутичные дети не способны к игре воображения. При высокофункциональном аутизме при соответствующем обучении дети способны обучится различным игровым действиям. И это очень важная часть обучающих программ для таких детей, поскольку через игру аутичного ребенка можно научить правилам поведения и навыкам адекватного общения. Без педагогического сопровождения процесса развития игрового поведения такие дети остаются изолированными в своей стереотипной игре, воспринимают окружающий мир ограниченно.
В своей практической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом рекомендуется использовать игры и игровые упражнения, направленные на: