kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией»

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией



Кутькова А.А., студентка магистратуры 1 курса

Научный руководитель: Репина З.А.,

к.п.н.профессор

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия


Аннотация. В статье представлен теоретический анализ материалов по расстройствам интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи, т.к. человек должен обладать грамотной речью. Рассмотрены такие компоненты как темп, ритм, интонационная выразительность речи, паузирование, логическое ударение.

Ключевые слова: дизартрия, интонация, интонационная выразительность.


Значение интонационной выразительности и формирование просодической стороны речи рассматривали такие исследователи такие как: Ю.А.Флоренская, Н.А. Власова, Н.С. Самойленко и др. Они подчеркивают общепедагогическое влияние просодики на развитие в просодической сфере человека болезненных отклонений. Просодика влияет на интеллектуальное, моральное, эстетическое физическое воспитание ребенка.  Особенности онтогенеза интонационной стороны речи указаны в работах: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.

Особенности формирования интонационной стороны речи у детей как при нормальном речевом развитии, так и при различных речевых нарушениях помогают использовать эти знания на практике, находить методы и приемы формирования интонационной стороны речи у детей [Дудко,2015].

Интонационная сторона речи – это основное фонетическое средство речевого высказывания, совокупность просодических компонентов, которые участвуют в членении и речевом потоке передовая смысл сообщения.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Тембр, темп, ритм, мелодику, силу голоса, паузу, логическое ударение, фразовое ударение и т. д. [Маскаков, 2005].

В процессе детального и глубокого обследования детей выявляется нарушение интонационной стороны речи. Если вовремя не заниматься исправлением, то это может привести к вторичным и третичным последствия - стойким типологическим функционально-значимым просодико-интонационным ошибкам. К таким ошибкам относят:

-нарушение чтения; нарушение письма; нарушение овладения математикой; сложность овладением навыкам межличностного взаимодействия; трудность в усвоении норм социального поведения; сложность формирования эмоционально-волевых процессов; расстройства коммуникативной деятельности, поскольку нарушаются функции интонации: фонетическая, смыслоразличительная, синтаксическая и эмоционально - экспрессивная [Ларина,2011].

При разных формах дизартрии имеются характерные голосовые нарушения. При бульбарной дизартрии наблюдается слабость, глухость, истощаемость голоса, а при псевдобульбарной дизартрии имеют место недостаточная сила голоса, охриплость в сочетании с назализацией. При гиперкинетической (подкорковой) дизартрии отмечается голосовые нарушения от резкого. напряженного, хриплого голоса до затухающего, переходящего в шепот. С мозжечковой дизартрией у детей расстройства просодики выражается и наблюдается в трудности подчинить речевой поток интонационным ударениям, в результате чего речь имеет послоговой, «скандированный» характер (нарушается ритм речи), страдает мелодика речи, присутствуют лишние паузы происходит повышение тона на ударном гласном. Речь звучит напряженно, невнятно.

У детей со стертой дизартрией происходит процесс нарушения интонационной стороны речи, процесс восприятия и воспроизведения интонационных структур, особенно ритма и логического ударения (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова). В основе лежит дефект нарушения восприятия, и дифференциации интонационных компонентов (Е.Ф. Архипова). Голосовые нарушения проявляются в слабой выразительности, отсутствии голосовых модуляций, недостаточной силе, обусловленные парезами мышц языка, неба, голосовых складок и глотки (Е.М. Мастюкова) [Ларина, 2011].

Очевидно, что в коррекционной работе с детьми с дизартрией развитию интонационной выразительности речи уделяется недостаточно внимания. В основном логопеды занимаются исправлением звукопроизношения и формированием лексико-грамматического строя речи.

Задача воспитания интонационной стороны речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе, менять темп и тембр речи, пользоваться паузами, логическим ударением, осознанно и точно, выражать свои и авторские мысли, чувства и настроения.

Для более эффективной работы по формированию интонационной выразительности педагог должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности и в собственной речи. Речь педагога должна служить образцом для подражания.

Проведению работы по формированию интонационной стороны речи у детей с дизартрией предшествуют ритмические упражнения. Эти упражнения помогают и подготавливают к восприятию интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Как правило, работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Таким образом, работу по развитию и формированию интонационной стороны речи у детей целесообразно проводить последовательно, в два этапа:

1. развитие навыков использования интонации в собственной речи;

2. формирование навыков восприятия интонации.

На первом этапе решаются следующие задачи: знакомство детей с разнообразием интонаций выразительности речи, которое достигается изменениями высоты, тембра, модуляции голоса, силы; показывается, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; обучают детей различным видами интонации и средствами их обозначения; обучают различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

По мнению Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой работа над голосом предполагает:

- формирование мелодических характеристик голоса;

- развитие силы и динамического диапазона голоса;

-формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; [Белякова, 2009].

Дошкольникам предлагается в игровой форме произнести звуки высоким и низким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Логопедическая работа заключается в том, чтобы обучить детей смене высоты голоса, придавая ему различную эмоциональную выразительность. Работа начинается с проговаривания гласных звуков, затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний, фраз. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания.

Основная задача второго этапа работы: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.

На этом этапе проводится формирование различных интонационных структур, а также их дифференциация в экспрессивной речи.

Для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются следующие подготовительные упражнения: упражнения для развития силы и высоты голоса, развития его гибкости, постепенного расширения диа­пазона голоса, модуляции.

Также проводится работа по интонационной выразительностью повествовательного предложения, где большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. В процессе работы над интонационной выразительностью воп­росительного предложения детям показывается, что при вос­произведении вопросительной интонации голос резко по­вышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. В процессе работы над интонацией восклицательного предложения детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается.

Дифференцированная работа интонационных структур предложений в экспрессивной речи проводится на материале диалогов, считалок, сказок, игр-инсценировок, разыгрываемых по ролям. Дети учатся подражать голосам, интонациям героев.

У детей с дизартрией интонационные возможности речи характеризуются рядом особенностей: нечетким воспроизведением и восприятием мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, неправильным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями в темпо-ритмической организации речи. Использовать силу голоса при произведении текста являются следствием недостаточной практики обучения.


Литература


  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.

  2. Дудко Я. О. Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми нарушениями // Специальное образование. – 2015. – № 11. – С.102-105.

  3. Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №4. – С.169-172.

  4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Автор: Жук Алла Владимировна

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства