Формирование гражданско – патриотической позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом (практическое пособие)
Формирование гражданско – патриотической позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом (практическое пособие)
Практическое пособие - игровой развивающий комплект «Мой любимый город Макеевка» содержит карты – схемы для виртуального путешествия по городу Макеевке, познавательный материал о достопримечательностях и памятных местах города, настольно-печатные игры по ознакомлению с основными профессиями Донбасса. Содержит краткие рекомендации для педагогов по организации работы по ознакомлению с родным городом во всех возрастных группах согласно требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Рекомендовано для использования творческими родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций, которые нацелены на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.Практическое пособие - игровой развивающий комплект «Мой любимый город Макеевка» содержит карты – схемы для виртуального путешествия по городу Макеевке, познавательный материал о достопримечательностях и памятных местах города, настольно-печатные игры по ознакомлению с основными профессиями Донбасса. Содержит краткие рекомендации для педагогов по организации работы по ознакомлению с родным городом во всех возрастных группах согласно требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Рекомендовано для использования творческими родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций, которые нацелены на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско – патриотической позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом (практическое пособие)»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА МАКЕЕВКИ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №194 ЯСЛИ-САД «ЖЕМЧУЖИНА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИДОШКОЛЬНИКОВПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ
С РОДНЫМ ГОРОДОМ
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Автор
Бородина Виктория Анатольевна,
воспитатель
ГКДОУ «Детский сад
№194 г.о. Макеевка» ДНР
Практическое пособие - Формирование гражданско – патриотической позиции дошкольников при ознакомлении с городом. Игровой развивающий комплект «Мой любимый город Макеевка»
Иванова С.В., методист Макеевского городского методического центра;
Коваленко Е.А., заведующий МДОУ №194.
Утверждено педагогическим советом учреждения
(протокол №1 (9) от «13» ноября 2019 г.)
Одобрено методическим советом Макеевского методического центра управления образования г. Макеевки (протокол № 1 ( 34 ) от 31. 11. 2019 г.)
Практическое пособие - игровой развивающий комплект «Мой любимый город Макеевка» содержит карты – схемы для виртуального путешествия по городу Макеевке, познавательный материал о достопримечательностях и памятных местах города, настольно-печатные игры по ознакомлению с основными профессиями Донбасса. Содержит краткие рекомендации для педагогов по организации работы по ознакомлению с родным городом во всех возрастных группах согласно требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Рекомендовано для использования творческими родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций, которые нацелены на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Введение
Народная мудрость гласит: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец».
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.
Актуальность разработки данного игрового пособия состоит в том, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству (Д.С.Лихачев).
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт.
А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.
Как никогда актуальными являются разработка системных подходов и обогащение развивающей среды по проблеме развития нравственно – патриотических качеств детей, поиск наиболее эффективных методов и приемов воспитательного воздействия, методических игровых пособий по нравственно- патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цели и задачи методического пособия направлены на развитие у дошкольника любви к родному городу, приобщение его к культуре, духовным ценностям родного края и его истории, воспитание гордости за свой город, а так же формирование духовно-нравственного отношения к истории родного края, чувства сопричастности к ней, воспитание потребности в получении информации о родном городе.
Весь материал, который содержит игровой развивающий комплект «Мой любимый город и родной микрорайон» направлен на всестороннее развитие ребёнка в контексте с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Игровой комплект с учетом принципа интеграции даёт детям знания из различных образовательных областей ФОП ДО. Например, из таких областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие, речевое, социально – коммуникативное. Игровой комплект развивает творческий потенциал личности ребенка, стимулирует желание познавать историю родного края. Используемые рассказы, произведения художественной литературы помогают и обогащают словарь ребёнка новыми словами, новыми знаниями.
В результате работы с пособием предполагается расширение представлений дошкольника об архитектурных и промышленных объектах, истории возникновения города и его достопримечательностях, социально-экономической значимости, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города.
Основная часть. Описание методики работы с игровым комплектом.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Любой край, где бы человек не жил, неповторим .У каждого места на земле есть своя история. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми нарядными улицы, микрорайоны, реконструируются памятники, а также появляются новые, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много зелёных насаждений и разнообразных красивых цветущих клумб.
Во время работы над темой нравственно - патриотического воспитания дошкольников я столкнулась с недостаточной методической, дидактической оснащённостью организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом.
Беседуя с дошкольниками о родном городе, я увидела, что дети недостаточно знают достопримечательности нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут.
Мною была определена цель работы по обогащению развивающей среды по проблеме нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста через создание методического пособия для центра патриотического воспитания в ДОУ №194 г. Макеевки.
В ходе реализации этой цели была изучена научно – методическая, педагогическая литература по данному вопросу, систематизирован методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом, пополнена предметно – пространственная развивающая среда, направленная на обогащение представлений детей о родном городе.
На своём опыте я убедилась, что ничто так не увлекает детей и не приносит им радость, восторг и всплеск познавательной активности, как желание узнать намного больше о своём родном городе, о людях, живущих в родном городе. Сидя за пустым столом, ребёнок отвлекается, быстро устаёт. Эффективность такой работы будет очень низка, поэтому дети должны играть, действовать, активно участвовать в процессе познания. С этой целью я разработала в центре патриотического воспитания ряд дидактических игр, направленных на ознакомление с родным городом, родным микрорайоном.
Для ознакомления с героической историей Донбасса и города Макеевки в игровом комплекте используются картинки памятников и информационные материалы о них. Это следующие памятники:
Памятник В.Грибиниченко,
Мемориал подвигу Шахтёрам;
Вечный огонь,
Памятник танку "Макеевский школьник".
Эти материалы формируют первоначальное представление о героической истории родного города, воспитывают интерес и уважение к защитникам родного края от врагов, к традициям народа.
Предлагаемый в пособии материал, размещенный в центре патриотического воспитания, с успехом может быть использован в учебной, совместной и самостоятельной деятельности. Также может быть использован не только воспитателями, но и музыкальными руководителями, психологами, родителями.
Пособие включает в себя:
1. Карты-схемы, выполненные в технике цветной мозаики:
1) город Макеевка (формат А-3);
2) район Макеевка (формат А-3).
2. Методическую разработку "Памятники и архитектурные здания Макеевки».
3. Настольно-дидактическую игру "Ассоциации".
В первой части пособия представлены карты-схемы для виртуального путешествия по городу и его районам, знакомства с его достопримечательностями, архитектурными и промышленными объектами. С их помощью можно:
1) с помощью условных обозначений можно определить городские объекты по районам города;
2) с помощью условных обозначений дети свободно могут определить этажность зданий, жилых и городских объектов, достопримечательность и другие объекты жилого массива района.
Во второй части представлен познавательный материал о достопримечательностях и памятниках города Макеевки, образец рассказа детям об истории и создании городского объекта, его адресе и местоположении.
В третьей части комплекта - иллюстрированный материал, наглядно -дидактическое пособие, которое способствует обогащению знаний детей о конкретных исторических объектах и промышленности родного края, знакомит с основными профессиями Донбасса.
Богатство патриотического содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, – важнейшие источники формирования патриотичности детей. Решающее значение для патриотического воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Варианты использования пособия:
Карты схемы: рассматривание карт – схем города и микрорайона со следующими заданиями:
найти памятники;
найти шахты и заводы;
найти детские сады и школы;
на карте района:
найди свой дом,
найди свой детский сад,
найди родной микрорайон,
найди ближайшие к детскому саду памятники,
какие условные обозначения ты знаешь, какие ты еще не искал?
какие дома в твоем районе – покажи,
найди, куда ты ходишь на кружки или секции.
Познавательный материал:
прослушать рассказ воспитателя и ответить на вопросы;
рассмотреть картинку памятника и описать;
назвать особенности архитектуры объекта;
по картинке найти местоположение и отметить его на карте схеме;
познакомить с историей создания памятника или объекта;
организовать виртуальную игру «путешествие к объекту»;
уточнить значение этого объекта в жизни города;
поисковая работа: дополнить сведения об объекте вновь найденными сведениями.
- найти подходящий фрагмент памятника, найти по фрагменту весь памятник.
Развивающий игровой комплект может быть использован на занятии по ознакомлению с окружающим, развитию речи, в изобразительной деятельности, самостоятельной деятельности детей, может быть предложен родителям для рассматривания и игр в домашних условиях.
Развивающий игровой комплект может быть использован как в индивидуальной работе с детьми, так и в подгрупповой, фронтальной работе.
Варианты индивидуальной деятельности старшего дошкольника с пособием.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок сам рассматривает изображения достопримечательностей города, района, его постройки. Ориентируется на карте-схеме «Мой город», «Мой район», находит объекты, рассматривает здания, их величину, этажность, находит среди них жилые и не жилые объекты, а также находит среди объектов знакомые достопримечательности города (ДК, памятники, библиотеки). Выявляет среди них промышленные объекты, подбирает к ним соответствующие изображения.
Подгрупповая деятельность детей.
Дети работают в микрогруппах. Особенность этой работы со старшими дошкольниками в том, что они могут работать на скорость, на взаимообучение друг друга, на общий результат, что немаловажно при подготовке к школьной жизни.
Задания в микрогруппах могут быть следующими:
дети подбирают по парам картинку к соответствующим объектам;
находят жилые и нежилые постройки по схеме;
делятся друг с другом знаниями и интересными фактами, которые они нашли вместе с родителями, об исторических памятниках, их истории, архитектуре и о других архитектурных строениях.
Групповая деятельность детей.
Организация групповой деятельности с детьми предусматривает работу всех детей по единой теме или вопросу. Дети мобилизуют имеющиеся знания и опыт для того, чтобы успешнее выглядел каждый отдельно и вся группа, членом которой он является.
Групповые задания:
рассматривание иллюстраций достопримечательностей и построек города;
«сообщение» детей о том или ином объекте города, на котором были;
поиск на карте-схеме своего дома и рассказ о близлежащих постройках;
поиск на карте промышленных объектов, рассказ о них друг другу из личного опыта посещения места работы или из рассказов родителей об их роде деятельности;
дополнение знаний детей о значимости данной отрасли промышленности и наиболее характерных для региона профессиях из различных источников и взаимообмен информацией.
Заключение
Формирование патриотического воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективным при организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в форме целостного процесса. При этом учебно-воспитательная работа должна включать в себя патриотические идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, проходить содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Самой эффективной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, потому методическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию предложено в форме игрового развивающего комплекта. Предполагается творческое использование комплекта педагогами дошкольных учреждений, родителями по одной из самих важных проблем – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Проведенная после пробного введения комплекта в работу возрастных групп ДОУ№194 г. Макеевки диагностика развития детей по данному направлению показала улучшение качества и объема знаний детей о родном городе, родном микрорайоне. Дети лучше стали ориентироваться в черте города, и конкретнее в своем микрорайоне. Дети много узнали об исторических и промышленных объектах города, архитектуре и разнообразии построек и городских сооружений. Углублены и пополнены знания детей о промышленности родного микрорайона, основных профессиях нашего края.
Б еседы с педагогами учреждения по данному вопросу подтвердили желание поддержать инициативу создания игрового развивающего комплекта «Мой любимый город и родной микрорайон», пополнять методическими и игровыми материалами центры родного края и патриотического воспитания в своих группах.