Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств
Использование средств мультимедиа позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
Детский сад — часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, экологических знаний перед воспитателем стоит задача: сделать обучение детей насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к учебному процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки обучения. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Информатизация сегодня рассматривается, как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней.
Наука шагает вперёд, а наши дети рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств, и поэтому воспитатель должен быть компетентным, идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Ведь очень часто причины интеллектуальной пассивности детей объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «Новая информационная компьютерная технология» — ИКТ.
В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, использую образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехнику.
Одним из главных преимуществ использования ИКТ является визуализация предоставляемого материала. Использование ИКТ ускоряет не только запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно‑познавательная.
Одним из дидактических средств, обладающим значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.
Мультимедиа (multimedia) — нетекстовые виды информации — аудио и видео.
Это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, фотографию, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, смещением изображений, изменением цветов и масштабов изображения, мерцанием и постепенным исчезновением изображения и т. д. обычно они идут в сопровождении речи и музыки. Сочетания видео и аудиоэффектов значительно повышает объём информации и обеспечивает эффективное и одновременное восприятие её двумя важнейшими органами чувств человека — зрительное восприятие и слух.
На основе выявленных технико-педагогических и дидактических возможностей мультимедиа Н. В. Клемешова выделяет его потенциальные функции, которые могут быть реализованы в учебном процессе.
К таким функциям она относит разъясняющую, информационную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую.
Мультимедийные средства можно использовать на разных этапах занятия, при этом мультимедиа, как дидактическое средство, не только способствует обучению детей, но и влияет на развитие основных сфер их индивидуальности.
Использование средств мультимедиа позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео презентация уже доступны в течение длительного времени.
Что же такое презентация? Это-обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками; отличное пособие для воспитателей, учителей‑логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны; электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы интерактивности наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Чем отличается электронная презентация от обычного просмотра картинок? Электронная презентация дает более широкие возможности:
-не надо резать журналы, клеить картинки;
-одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях — картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;
-можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;
-электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.
Что дает презентация ребенку? Зачем она вообще нужна?
Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится сопоставлять картинку и звук в одно целое.
Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие.
Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Презентация — это именно тот способ подачи материала, который легко усваивается ребенком, особенно в дошкольном возрасте.
Всё это обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации.
Созданию презентации всегда предшествует большая подготовительная работа: выбор темы презентации, сбор и систематизация материала по каждому слайду, запись и поиск звуковых файлов, составление описания действий, т. е. создание методического сопровождения для каждого слайда.
Цель электронного пособия — развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
-дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, превращение куколки в бабочку и т. д.).
Недостатки:
Нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками. Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером. Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил. Высокая цена на мультимедийное оборудование.
Недостаток помещений.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.