kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклорные посиделки «Из бабушкиного сундучка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект смешанной группы. Фольклорные посиделки "Из бабушкиного сундучка".

Цель: углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память, сообразительность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные посиделки «Из бабушкиного сундучка»»


МКДОУ «Селезянский детский сад «Теремок»






Конспект смешанной группы

Фольклорные посиделки

«Из бабушкиного сундучка»

Воспитатель: Войтова О.С.



В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Народной истории строка. 

















Тема занятия: «Из бабушкиного сундучка»

Цели: углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память сообразительность.

Задачи:

1. Знать и употреблять в своей речи элементы русского фольклора; активизация слов по теме НОД;

2.Развивать у детей познавательный интерес;

3.Продолжить знакомство детей с неповторимыми культурным наследием, созданным народом

4. Формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков;

5. Воспитывать любовь к малой Родине.

Методы: наглядные (демонстрация), словесные, практические(игра)

Приемы: использование презентации, использование художественного слова, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий.

Оборудование: медиапроектор, сундук, прялка, маски сказочных героев.

Предварительная работа: заучивание считалок, чтение художественной литературы, работа с иллюстрациями.

Ход НОД:

Эпиграф:

В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Народной истории строка.

Звучит русская народная музыка. Дети вместе с воспитателем входят в зал, становятся в круг.

Психологический этюд.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям.

(Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, радом с ним прялка)

Воспитатель вместе с детьми: Доброе утро, солнце!(руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, гости! (руки в стороны)

Воспитатель: ребята, перед вами старинная вещь. Это прялка. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленту. (воспитатель крутит прялку и говорит) Будьте на занятии легкими, веселыми и уверенными как эти ленточки. (все дети садятся на свои места в зале.)

Воспитатель:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. А доброе слово и для вас готово.

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду!

Я - мудрая бабушка или бабушка народной мудрости. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне.. . А россияне - это все народы, проживающие на территории России. Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. И вот дошли до вас. Все, что я знаю, отдаю людям. Мудренных советов да секретов у меня, ой, как много. Сумейте послушать, сумейте подумать, сумейте и ответ дать. А расскажу я вам сегодня об устном народном творчестве. Ведь русский народ богат на шутки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки и считалки, да веселые частушки.

Устное, потому что ничего не записывали, не умели писать), а только пересказывали друг другу. А ещё в старину говорили не рот, а уста. Вот и получается: передавали из уст в уста.

Народное, потому что придумывал народ.

Творчество, потому что сочиняли, творили сами люди.

Если вы обо всем этом знать будете, то и мудрее станете. А все мои секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости. Расскажу вам все по порядку. А помогать мне будут мои внученьки. В моем сундучке разноцветные ленточки, выбрав любую из них, вы узнаете много нового.

Красная ленточка. Пословицы и поговорки.

Бабушка: В старые времена наш народ устно выражал все свое творчество, используя пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки-это меткие выражения, придуманные народом. Пословицы всегда поучительны и в каждой есть мораль, то есть вывод, к которому нужно полезно прислушиваться. Пословицы и поговорки есть почти на все случаи жизни. Чаще всего они учат нас простым истинам: не делать зла ближнему своему, быть трудолюбивым, дорожить дружбой. Ну а вот вы сейчас у меня в гостях. Внученьки, дорогие, давайте вспомним с вами, какие слова говорили на Руси при встрече гостей?

Внучка 1:Хороший гость дому радость. 

Внучка 2: Гостю первое место и красная ложка.

Бабушка: Ребята, а вы знаете пословицы о встрече гостей?

Доброму гостю хозяин рад.

Много гостей, много новостей.

Чем богаты, тем и рады.

Любишь гостить , люби и к себе звать.

Внимание на экран. Чему нас учат эти пословицы?

(Поскорей подрастай да в работе поспевай; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.)

- Чему учат пословицы?

Бабушка: Народ очень точно охарактеризовал пословицу. «Поговорка – цветок, половица-ягодка», «Пословица всем делам помощница», «Пословица-век не сломится»

Белая ленточка. Загадки.

Диалог внучек.

Внучка 1 : Ох, и не простое это дело загадки отгадывать.

Внучка 2 : А сколько таланта и мастерства нужно , чтобы создать загадки.

Бабушка : Загадки тоже придумывал простой народ, поэтому о них можно сказать, что они русские народные. Итак! Русские народные загадки! Да не простые, а с подсказками. Мои внучки знают много загадок, а отгадки на эти загадки вот здесь. (стол с предметами-«ответами»).

Внучки по очереди:

1.Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу, привечу.(шапка)

2.Всех я вовремя бужу, никого не подвожу.(петух)

3.Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке-метла,

Боится солнца и тепла.(снеговик)

4.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.(ложка)

5.Я модница такая,

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! (Ель)

Бабушка: Ребята, что вы не нашли отгадку? Все внимание на экран. Конечно, это елочка. Но это непростая елочка. Давайте все встанем и послушаем что будет нам говорить елочка и попробуем повторить за ней. (На экране елочка. )

Дети выполняют физкультминутку.

Зеленая ленточка. Слова-перевертыши. Считалки.

Дети рассаживаются после разминки. Бабушка напоминает о сундучке.

Бабушка: Ребятушки, мы ещё не все секреты раскрыли. Давайте заглянем в наш сундучок. (Достают ленточку). Я сейчас вам прочту необычные стихи:

Жив, здоров-лежу в больнице,

Сыт по горло-есть хочу,

Хоть корову проглочу.

Рано утром, вечерком.

Поздно на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Эти стихи называются перевертышами. (вместе с детьми определяет, что же здесь перевёрнуто. Предлагается детям придумать свои перевертыши по методике Дж.Родари)

Игра «Скажи наоборот».(рисунки на экране)

1.Щенок лежит на коврике.

2.Маша ест за столом, а Мурка под столом.

3. Звонко мяукают утята,
Тонко квакают котята.

Какие мы с вами сочинители! Вот и народ сочинял пословицы, поговорки и считалки. Ребята, а вы знаете считалки? (Дети читают считалки) Бабушка читает детям свою считалку.

Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он
Выходи из круга вон!

Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос

Бабушка: А где используют считалки? Правильно, для игры. Вся хитрость считалок заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово, а еще можно выбрать ведущего в игре.

Желтая ленточка. Русские народные игры.

Бабушка: Славно мы с вами потрудились. Угадывали загадки, сочиняли стихи. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Считалка:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

Розовая ленточка. Частушки.

Бабушка: Открываем сундучок, достаем ленточку. Частушки .

Внучка 1 :Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются они на одном дыхании, в быстром ритме.

Внучка 2 :Считается, что «частушка» и само слово образовалось от слов «частить» или «частый». Один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут.

Бабушка: Наши ребята подготовили нам частушки. Послушайте их.

(Дети поют частушки)

Бабушка: Вот и подошло к концу наше с вами первое занятие по устному народному творчеству.

Много интересного вы узнали. Но это еще не все. На следующих занятиях мы обязательно поговорим о русских народных праздниках, о русском народном танце, костюме и о народном прикладном искусстве. А завершить занятие « Из бабушкиного сундучка» я хотела бы русской народной пословицей: « А ларчик, просто открывался!»

Рефлексия.

Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклорные посиделки «Из бабушкиного сундучка»

Автор: Войтова Оксана Сергеевна

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства