Просмотр содержимого документа
«Физическая культура для детей дошкольного возраста с дцп»
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы
для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.
Программа предназначена для детей средней группы. Срок освоения-3года.
Содержание
1. Целевой раздел Программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи
1.3 Принципы и подходы
1.4 Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ДЦП
1.5 Особенность физического развития с детским церебральным параличом
1.6 Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО
1.7 Планируемые результаты
1.8 Ожидаемый результат
1.9 Способы и направления поддержки детской инициативы
1.10 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
1.11 Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности
2. Содержательный раздел программы
2.1 Структура физкультурного занятия
2.2 Формы организации двигательной деятельности
2.3. Средства, используемые при реализации программы
2.4 Содержание упражнений
2.5 Перспективный план корригирующей гимнастики
2.6. Календарно – тематическое планирование
3. Организационный раздел программы
3.1 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
3.2 Ресурсное обеспечение реализации программы
Список используемой литературы
1. Целевой раздел Программы
1.1 Пояснительная записка
Программа, является документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации физической культуры педагога. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №161 «Ёлочка» общеразвивающего вида» города Улан-Удэ по образовательной области «Физическое развитие», разработана для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Для составления адаптивной образовательной программы использовались специальные программы :
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-у изд., испр. и доп. – М. : мозаика-синтез, 2015 г.
1.2 Цели и задачи
Программа направлена на коррекцию физического развития ребенка с ограниченным возможностям здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы :
Образовательные задачи :
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование у воспитанника осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
1.3 Принципы и подходы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов, подходов, методов в воспитании и развитии детей.
Данная программа построена на основе качественного подхода к проблеме развития психики ребенка. Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи. Это положение развивается в трудах двух крупнейших психологов ХХ столетия - Льва Семеновича Выготского и Жана Пиаже.
1. Возрастной подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
2. Личностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходя из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др., имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания :
1. Принцип оздоровительной направленности
2. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности
3. Принцип гуманизации и демократизации
4. Принцип индивидуализации
5. Принципы постепенности наращивания
6. Принцип единства с семьей
1.4 Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ДЦП
6-7 года
Физическое развитие
Ребенок:
- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;
- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (лазанье, перешагивание и пр. с помощью воспитателя);
- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
- выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями воспитателя;
- стремится принимать активное участие в играх;
- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
- поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);
- выполняет двигательные цепочки из трех элементов;
- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д. ;
- отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);
1.5 Особенность физического развития с детским церебральным параличом
• задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности;
• слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза);
• согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей ( например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты);
• наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония);
• несформированность реакций равновесия и координации движений.
1.6 Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как :
• Социально-коммуникативное развитие:
Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
• Познавательное развитие:
Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей : осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
• Речевое развитие
Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
• Художественно-эстетическое развитие:
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.
1.7 Планируемые результаты
К концу года научится:
• правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
• соблюдать личную гигиену, режим дня;
• соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном;
• выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
• получит возможность научиться:
• выполнять метание малого мяча на дальность, упражнения в передачах, бросках, ловли мяча;
• выполнять лазания по наклонной доске, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
• выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, выносливости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток.
Личностные результаты:
• развитие мотивов ООД и формирование личностного смысла обучения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать образовательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха образовательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
1.8 Ожидаемый результат
Повышение реабилитационного потенциала ребенка с ДЦП через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются :
• включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
• проверка выполнения отдельных упражнений;
• выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
1.9 Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Психолого-педагогические условия реализации программы :
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждо го ребенка, через: -создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
1.10 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основными задачами работы дошкольного учреждения с родителями являются формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, коррекция внутрисемейных отношений.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы МДОУ №32 на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
1.11 Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании : обручи, мячи большие и маленькие, скакалки; ленточки – султанчики, различные массажные коврики; тренажёры, клюшки с мячом и шайбой, картотека подвижных игр, атрибуты для спортивных игр (теннис, бадминтон и др., игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку»).
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей : предметные и сюжетные картинки. Развивающие игры, игры на ловкость, дидактические игры на развитие психических функций, оборудование для развития всех видов движений.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: демонстрационный материал по различным видам спорта, подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей; физкультурно - игровое оборудование. Демонстрационный материал по различным видам спорта, подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз; физкультурно - игровое оборудование.