"Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования"
"Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования"
Фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним немаловажным моментом является и тот факт, что в отличие от профессионального спорта и от спортивной аэробики в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее в практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие тщательный отбор временем и практикой специалистов с точки зрения их пользы для здоровья человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования"»
Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования.
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется
не только образование в области науки и искусства,
но и занятия всю жизнь физическими
упражнениями, гимнастикой.
Платон
В настоящее время по всему миру и в нашей стране всё большую популярность приобретают фитнес-программы.
Фитнес-аэробика официально признана одной из дисциплин спортивной аэробики. Спортивная аэробика – вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастик и акробатики. Спортивная аэробика как вид спорта зародилась в Америке в 1984 году. В 1992 году была создана Федерация спортивной аэробики России, а в начале 2004 года этот вид спорта признал Госкомспорт РФ.
Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.
По сути фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним немаловажным моментом является и тот факт, что в отличие от профессионального спорта и от спортивной аэробики в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее в практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие тщательный отбор временем и практикой специалистов с точки зрения их пользы для здоровья человека.
Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений – правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!".
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Современный этап развития системы физкультурного образования детей и подростков характеризуется существенными инновационными изменениями, возникшими в ответ на необходимость разрешения накопившихся в этой сфере проблем и противоречий. Проблема дополнительного образования до сих пор остается одной из актуальных. Увеличился спрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Результаты маркетингового исследования подтвердили повышенный спрос на дополнительную образовательную услугу по физическому воспитанию. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении возникла необходимость создания секции по детскому фитнесу.
Раздел физического воспитания в образовательной программе дошкольного учреждения предусматривает выполнение ритмической гимнастики и общеразвивающих упражнений под музыку. При этом обучение происходит фрагментарно, не систематически. Наиболее эффективной формой обучения являются специально организованные занятия в спортивной секции. Однако в дошкольном образовании отсутствует необходимая обучающая программа. В существующем методическом пособии «Фитнес-Данс» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлена методика обучения детей дошкольного возраста лечебно-профилактическому танцу с элементами хореографии, но недостаточно представлено материала выполнения упражнений с использованием современного оборудования, отсутствует диагностический материал. Это привело к необходимости написания программы дополнительного образования по детскому фитнесу «Ритмическая гимнастика».
Занятия фитнесом под специально подобранную детскую музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря укрепляют мышцы тела, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, чувство ритма, гибкость и пластичность тела, ловкость движений, внимание и быстроту реакции. Упражнения фитнес-аэробики по всем показателям подходят для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Рассматриваемый возрастной период в жизни детей 5-7 лет наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых способностей, силы, выносливости и гибкости.
Сущность концепции детского фитнеса заключается в следующем: повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлении о здоровом образе жизни, удовлетворении спроса родителей на дополнительную образовательную услугу.
Основной целью программы «Ритмическая гимнастика» является содействие полноценному физическому развитию детей, направленному на развитие и совершенствование общей физической подготовленности средствами фитнес - технологий.
Эффективность программы по фитнес-аэробике определяется постановкой задач, среди которых можно выделить следующие:
Содействовать укреплению и сохранению здоровья детей.
Укреплять опорно-двигательный аппарат (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени)
Развивать физические качества (гибкость, выносливость) и двигательные способности (координационные, к выразительности выполнения упражнений).
Формировать технику выполнения упражнений, навыки выразительности, пластичности, грациозности движений.
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать свои движения с музыкой.
Обучать умению анализировать свои действия и действия товарищей.
Содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
Обеспечить достаточный уровень физической подготовки ребенка к школе.
Новизна программы заключается в следующем:в программе систематизированы занятия обучения детскому фитнесу, включающие в себя:
комплексы специальных физических упражнений с разнообразным физкультурным оборудованием, подготавливающие детей к овладению сложными действиями;
дыхательные упражнения, способствующие восстановлению физических сил ребенка в ходе занятия, и повышению его физиологических резервов;
программа содержит несколько разделов танцевально-ритмическая гимнастика, фитбол-аэробика, степ-аэробика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, элементы стрейчинга, занятия на тренажерах.
Программа рассчитана на два года обучения. Способ вхождения в программу: желание родителей и добровольное участие детей пяти-семи лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Составлен учебно-тематический план для детей 5-7 лет. После проведения каждого этапа работы секции предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Дети осваивают упражнения с элементами классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики. Гибкая форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, уровень овладения движениями, желания, настроение детей. Во время проведения занятий проводятся игры-медитации, релаксации, упражнения дыхательной гимнастики.
Дни занятий секции выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности. Каждый ребенок занимается в секции 2 раза в неделю.
Занятия разработаны с учетом следующих принципов обучения:
Принцип доступности - применение упражнений, сообразно возрастным особенностям детей, уровня развития физической подготовленности.
Принцип индивидуальности – осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития.
Принцип систематичности и последовательности – необходимость преемственности и регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста; постепенная подача материала от простого к сложному.
Принцип чередования нагрузки – важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
Принцип наглядности – наглядность (зрительная, звуковая, двигательная) играет важную роль в обучении движений, является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки. Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принцип активности и сознательности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества.
Для педагога важно не только правильно двигаться самому, но и научить занимающихся детей правильной технике выполнения. Педагог должен лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их. К основным приемам в фитнес-аэробике можно отнести выполнение упражнений с использованием звуковых ориентиров (счет, хлопки), специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению упражнений. При обучении несложным упражнениям, относительно доступным движениям, таким как ходьба, приставные шаги и их разновидности в основном используется целостный метод обучения. При обучении сложным по координации движениям, если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод обучения. Игровой метод (игровые образы, подвижные игры) придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Особенности методики обучения состоят в следующем:
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в ритмическую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап — обучение упражнению (отдельному движению);
- этап углубленного разучивания упражнения;
- этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным. В ритмической гимнастике показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием гимнастической терминологии. В дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых — они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревновательный и игровой.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
выступления детей на массовых праздниках в дошкольном учреждении «День рождения детского сада», «День Защитника Отечества», выпускном бале; днях открытых дверей для родителей, размещение информации на сайте детского сада, в дальнейшем демонстрация работы кружка для педагогов города.
Оценка эффективности программы по фитнес-аэробике в процессе физического воспитания детей строилась на основе следующих критериев:
Психомоторное развитие (методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич)
Тесты на определение координации движений (Т.А.Тарасова)
Гибкость
Подъем туловища из положения лежа за 30 с
Основными результатами образовательной деятельности являются:
Анализ диагностики обучения детей позволяет наблюдать повышение уровня физической подготовленности.
Повышенный интерес к занятиям у воспитанников.
Формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей ценности.
Отзывы родителей о влиянии занятий фитнес-аэробикой на воспитание и развитие детей.
Прошедшие обучение дети повышают свой уровень физической подготовки к школе, могут в дальнейшем продолжить свои занятия в учреждениях дополнительного образования, что и делает почти половина выпускников посещавших дополнительную услугу «Ритмическая гимнастика» .
В заключении хотелось бы сказать, что фитнес – это не только упражнения, это здоровый образ жизни, наполненный радостью движения, гармонией духа и тела.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Санкт-Петербург, 2016. Сер. Библиотека программы «Детство»
Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол – гимнастика: конспекты занятий / Волгоград: Учитель 2011. – 159с.