Финансовая грамотность, как компонент ранней профориентации
Финансовая грамотность, как компонент ранней профориентации
В статье описаны методы, технологии, средствта оганизация пространства, помогающие в формировании финансовой грамотности дошкольника как ранней профориентации в условиях реализации ФО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность, как компонент ранней профориентации»
Финансовая грамотность как компонент ранней профориентации в условиях реализации ФОП ДО
С 1.09.2023 года в каждом дошкольном учреждении разработаны Образовательные программы дошкольного образования с учётом Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В программе ФОП ДО прописаны 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Остановимся подробнее на образовательной области социально-коммуникативное развитие, а именно на сфере: «Трудовое воспитание».
Задачи в сфере «Трудовое воспитание»:
От 5 лет до 6 лет:
- формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
- развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
- знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности;
6-7 лет:
- развивать ценностное отношение к труду взрослых;
- формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;
- развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
- поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
В сферу «Трудовое воспитание» включена функциональная грамотность.
Под функциональной грамотностью понимается способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Наше дошкольное учреждение ведёт работу по развитию финансовой грамотности уже с 2019 года. Проведено множество мероприятий по данному направлению, участие во многих конкурсах.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Что такое профессиональная ориентация?
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладываются с детства, в том числе и профессиональная направленность.
Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой – нет. Важно, чтобы дети могли примерить на себе новые социальные роли, что в будущем поможет им в выборе будущей профессии.
Одним из наиболее эффективных средств «примеривания социальных ролей» можно считать сюжетно - ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и усвоению программного материала. В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведениях в семье, в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница и др. Через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи), который в последствии могут тратить на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.
В ДОУ нами было создано игровое пространство «Супермаркет» и «Банк», в котором мы проводим с детьми сюжетно-ролевые игры, направленные на раннюю профориентацию дошкольников.
Так же в нашем дошкольном учреждении появилась традиция ежегодно проводить игру по финансовой грамотности «Что? Где? Когда?», которая направлена на закрепление знаний детей о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег; закрепление представлений детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди; развитие умения решать проблемные ситуации, способность участвовать в дискуссиях, воспитание социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ежегодно проводятся финансовые квесты для детей, например квест-игра «Расскажем Бабе-Яге, как обращаться с деньгами», которая направлена на решение следующих задач: расширять представление детей о труде взрослых, формировать умение определять и различать потребности человека и желания, закреплять у детей представление о расходах и доходах, закреплять знания о понятии «выгодный обмен» формировать умение детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов, формировать у детей знания о понятии «депозит», закрепить ранее пройденные экономические понятия. формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Развивающие: развивать у детей экономическое мышление, познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать инициативность, предпосылки функциональной грамотности.
Для формирования функциональной грамотности у детей мы используем различные современные технологии.
В групповом помещении нами был создан мини-музей денег в рамках проекта по экономическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «По тропинке финансовой грамотности (прошлое и настоящее)», который помог решить следующие задачи: сформировать представления о музее; познакомить с историей происхождения денег; познакомить детей с монетами, научить распределять их по возрастанию номинала; дать возможность детям в процессе опытно-исследовательской деятельности сделать собственные выводы о качестве материала, из которого изготовлены деньги; познакомить с некоторыми внешними особенностями процесса торговли (где и как совершают покупки, когда и зачем пользуются деньгами); формировать умение детей взаимодействовать с деньгами.
Промышленный туризм (экскурсия на предприятия)
Немаловажную роль в ранней профориентации и развитию финансовой грамотности является промышленный туризм – это форма профориентационной работы, которая дает возможность дошкольникам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Экскурсии на предприятия способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.
Мы с детьми так же совершали экскурсию, например, в магазин, где дети в реальных условиях познакомились с профессией продавец.
Для нас является очевидным, насколько велика роль инновационных технологий в формировании финансовых представлений у детей дошкольного возраста. Для более успешного ознакомления дошкольников с основами финансовых знаний в своей работе мы используем игровой комплекс «Коврограф Ларчик», который является частью игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Главной особенностью этой технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в привычный педагогический процесс. Игровые ситуации сопровождаются сказочным сюжетом, путешествиями, преодолением трудностей, разрешением сложных ситуаций, нахождением верного решения, что является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Мы используем разных персонажей, сопровождающих детей в ходе наших игр и занятий. Это может быть путешествие со Слоном Лип-Липом, Слоником Ляп-Ляпом, пчёлкой Жужей, радужными гномиками. Попадая в различные сложные ситуации, герои обращаются за помощью к ребятам.
Это является прекрасной игровой мотивацией к выполнению игровых и учебных действий. К примеру, в игре «Слон Лип-Лип в магазине игрушек» с помощью элементов пособия моделируется ситуация, в которой Лип-Липу по дороге к ребятам в детский сад нужно выбрать подарок, исходя из количества имеющихся у него монет.
На «Коврографе Ларчик» с помощью разноцветных верёвочек выкладывается прилавок магазина, из разноцветных квадратов и прямоугольников - подарки. Стоимость подарков обозначаются цветными кружками, у детей находятся монеты. Дети предлагают решения, как выйти из сложившейся ситуации, помогают посчитать монеты и найти подходящие по цене подарки.
В ходе дидактической игры «Раздели монеты и купюры» дети помогают Пчёлке Жуже разложить по разным кошелькам монеты и купюры, закрепляют понятие о деньгах, их разновидностях.
В качестве средства формирования основфинансовой грамотности так же используем технологию «Логические блоки Дьенеша». Несмотря на кажущуюся простоту - это универсальный дидактический материал, известное пособие заключает в себе огромные возможности. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, помогает в развитии финансовой грамотности. Задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают мыслительными операциями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать, у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью «логических блоков» тренируется внимание, память, восприятие, дети учатся культуре общения и поведения.
Совместно с детьми мы разработали игры с применением логических блоков это игра «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Касса» (билеты покупаются за деньги (блоки), места - кодовые карточки) «Банк», (информация - карточки, обмен, займ - блоки). Также дети, знакомясь с профессиями, выступали в роли архитекторов, по алгоритму строили детскую площадку, в процессе игры сами предлагали составить схему городка и т.д., перевоплощались в работников дорожных служб, детям нужно было построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе.
Так, нетрадиционное использование дидактического материала, а именно логических блоков Дьеныша, может положительно влиять на формирование финансовой грамотности и решать профориентационные задачи в воспитании детей дошкольного возраста.
Такие игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивать логическое мышление, интерес к людям разных профессий. Дети творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе.
Дети с удовольствием играют, умело используют нетрадиционный дидактический материал, с каждым разом всё больше и больше накапливая опыт работы со схемами, с элементами кодировки информации, умения вести себя в общественных местах, умения добросовестно относиться к своим должностным обязанностям, которые они взяли на себя в ходе игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая грамотность играет большую роль в ранней профориентации дошкольников.
Финансы, профориентация и ребенок-дошкольник, лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Как показывает практика, дети с дошкольного возраста начинают включаться в финансово-экономические отношения. Играя, дети не только знакомятся с различными профессиональными действиями и постигают смысл труда, но и моделируют реальные жизненные ситуации, учатся выстраивать финансовые отношения.
Формирование ранней профориентации и финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.