kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Федорова Н.Н.Проект Сказки вместе с нами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как показывает практика, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одна из причин, это пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, поэтому нами был разработан данный проект. Реализация проекта создает условия для активного использования сказак в деятельности детей и их личностном развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Федорова Н.Н.Проект Сказки вместе с нами»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Майская средняя общеобразовательная школа













Проект

«Сказки вместе с нами»









Автор:

Федорова Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории













с. Майское, 2024г.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта: педагоги, родители, дети от 3 до 6 лет.
Срок реализации: долгосрочный, сентябрь 2021г. - май 2024г.


Актуальность проекта.

Формирование речи является одной из главных задач речевого развития дошкольника, так как играет большую роль в формировании его личности. Как показывает практика, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одна из причин, это пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Из сказок дети берут и много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу и активизировать участие родителей в его речевом развитии. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи:

  • Способствовать формированию у дошкольников интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

  • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

  • Формировать у воспитанников умение отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

  • Воспитывать у детей чувство дружбы, коллективизма, эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

  • Расширять представления родителей детей о влиянии сказок на их речь через папки-передвижки, информацию на групповом стенде, сайте.

  • Побуждать родителей к активному участию в реализации мероприятий проекта.


Методы решения задач:


1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование/опрос, диагностирование.

2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.

3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.

4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, игра-театрализация.

5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание, исполнение песен.

6. Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.

Педагогические технологии, используемые для решения задач:

  • Игровые;

  • Здоровьесберегающие;

  • Личностно – ориентированные;

  • Информационно – коммуникационные.

Обогащение развивающей среды:

  • Изготовление альбомов для рассматривания:
    «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
    «Предметы быта русской избы»
    «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

  • Создание картотеки игр:
    - Русские народные игры
     - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотыеворота» и др.
    - Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку» и др.
    - Загадки о сказках.

- Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
- Физминутки по русским народным сказкам.
Внесение материалов в центры, уголки и зоны РППС группы:

  • в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

  • в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;

  • в театральную зону - изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);

  • в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

  • в центр по художественно – изобразительному творчеству – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

  • в музыкальный уголок – русские сарафаны и косоворотки для детей

Содержание проекта строится на принципах:

  • Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  • Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

  • Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

  • Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

  • Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

  • Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный:

1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.

2.Диагностика.

3.Анкетирование родителей.

3.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса.

4.Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.

5.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

6.Оформление уголка «В гостях у сказки».

7.Составление системной паутинки проекта.

II этап – основной (работа по плану с детьми, родителями, педагогами -выполнение проекта)

1.Разработка сценариев НОД, совместной деятельности, развлечений и их проведение.

2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

3. Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»

III этап – заключительный:

1.Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

2.Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)

3.Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

4.Проведение викторины «Путешествие по сказкам»

5.Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

6.Педагогическая диагностика. Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») - игры и беседы с детьми.

7.Анкетирование родителей.

IV этап – аналитический:

1.Анализ проделанной работы.

2.Вывод по теме.

3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.

Прогнозируемый результат.

Реализация данного проекта я считаю, будет способствовать достижению определённых результатов, в первую очередь:

  • создание условий для развития коммуникативных навыков и речевой активности ребенка;

  • совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

  • развитие диалогической и монологической речи;

  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

  • создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка;

  • приобщение детей к народному творчеству.

  • вовлечение родителей в процесс становления и формирования правильной, грамотной речи ребёнка через чтение и обыгрывание сказок, изображение и изготовление сказочных персонажей и т.д.

Примерный перечень мероприятий с детьми.

1.Организация игровой деятельности.
2.Слушание музыкальных произведений.
3.Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»; «На кого из сказочных героев я похож»; «В гости к книге»; «Кто рисует картинки к сказкам» и т.д.
4.Разработка и проведение НОД по темам:

- «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
- Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».

« Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
«В гостях у сказки».
«На поляне сказок».
Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
«Путешествие по сказкам».
«Лучшие друзья» и т.д.
5. Беседы по темам: «Кто рисует картинки к сказкам», «На кого из сказочных героев я похож»,
«В гости к книге» и т.д.
6. Литературная викторина «В стране сказок»
7. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
8.Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
9.Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию»
«Путаница» и др.
10.Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко» и т.д.
11.Отгадывание загадок на тему «Сказки».
12. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
13. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся»),
«Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени),
«Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки» и др.
14.Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
15. Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Теремок», «Колобок» и др.
16. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой» и др.
17  Развлечение: «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!» и др.
18. Проведение совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию:

- НОД по конструированию, рисованию, лепке и аппликации;

- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича; Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и т.д.

19. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр и др.
20. Проведение подвижных игр: «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка - хохлатка», «Золотые ворота» и т.д.;
21.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Примерный перечень мероприятий с родителями в рамках реализации проекта:

1.Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки»,
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» и т.д.
2.Анкетирование: «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3. Изготовление театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4. Изготовление атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями.
6.Оформление выставок: «Русские народные сказки» (рисунки),
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок) и т.д.
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея «В гостях у сказки».
Список использованной литературы:

1.Большова Т.В. Учимся по сказке. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2.Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. // Дошкольное воспитание № 11. – 1998.

3.Семеренко И.Г. В гостях у сказки: развивающие занятия для самых маленьких. – СПб.: Изд. Дом Литера, 2006.

4.Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. Рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 (Здоровьесберегающая педагогика).

5.Фесюкова Л.Б. От трех до семи: книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио, 1996.

6.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2007.

7.Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – Пресс 2015.

8.Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.

9.Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

10.Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Федорова Н.Н.Проект Сказки вместе с нами

Автор: Федорова Наталья Николаевна

Дата: 08.09.2024

Номер свидетельства: 655914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства