Технологии фасилитации позволяют по- другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фасилитативные технологии в работе с семьей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №190»
Семинар
«Фасилитативные технологии в работе с семьей»
Подготовил воспитатель:
Воротынцева О.С.
г.Оренбург,2018г.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Моей педагогической находкой стало знакомство с книгой Майера Алексея Александровича, профессора кафедры дошкольного и начального Московского государственного областного гуманитарного института.
Алексей Александрович выступал на семинаре с темой «Фасилитативные технологи в работе с семьей». Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.
Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:
Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;
Снижение воспитательного потенциала семьи;
Отстраненность от воспитательно-образовательного процесса;
Перекладывание ответственности на педагогов;
В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.
Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое фасилитация?
Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.
Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.
Зачастую преобладают родительские собрания– секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам.
Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:
не было ясной цели;
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;
скучно и неинтересно;
одно и то же снова и снова;
бесполезно, не было разницы, был я там или нет:
В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не смогу прийти на собрание»
Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.
Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:
«Большой круг»
Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.
В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Например:
Ситуация 1:
Родители часто жалуются на то, что дети просят купить им игрушку, которую почти сразу же разбирают, ломают. Когда же взрослые ругают детей, те, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана? Укажите возможные причины такого поведения? Назовите основной мотив поведения детей.
Решение: Возможных причин много. Среди них можно выделить познавательный интерес и неумение обращаться с игрушкой. Такое поведение может быть и результатом неправильного воспитания: у ребенка не сформировано бережное отношение к вещам! Отличайте привычку от навыка! Навык- это автоматизированное действие (он формируется). Привычка- это отношение к чему-то (воспитывается).
«Аквариум»
Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.
Коллеги, мы сейчас с вами станем участниками родительского собрания, организованного методом «Аквариум». Для этого мы разделимся на две команды. Первая команда займется решением проблемы: Мама увидела у сына Вовы (5 лет) игрушку, которую она ему не покупала. На вопрос о том, где он ее взял, Вова ответил, что «нашел». Должна ли мама уличать сына в воровстве? Как поступить в данной ситуации маме? Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.
Решение: Если ребенок отрицает свою вину, то не следует обвинять его во лжи, воровстве. Нельзя обыскивать его. Разумно провести разговор о пользовании своими и чужими вещами и рассказать, к чему приводит воровство. Нужно подсказать ребенку, чем можно компенсировать то, что ему очень хочется, но нет возможности иметь. Например, хочется иметь машинку «скорой помощи», а у него есть легковая. Можно предложить подумать , как из нее сделать машинку санитарную (поставить красный крест). Не снижая самооценки ребенка, необходимо дать ему возможность обдумать и озвучить свое состояние и состояние того, кто эту вещь потерял.
Что дает этот прием родителям?
Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.
«Круглый стол»
Он похож с методом «Большой круг». Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.
«Вечер вопросов и ответов»
«Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»
Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается поочереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …». Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании.
«Прогнозируем мир будущего»
Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.
Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.
Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.
Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.
Алексей Александрович предлагает 4 блока родительских собраний
1 собрание «Мы их……» (учим)
2 собрание «Мы с ними ...» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)
3 собрание «Они с нами...» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)
4 собрание «Они без нас…» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.)
Какие еще приемы вы можете применить на родительском собрании, узнаете из буклета, который мы для вас приготовили. Здесь и упражнения для знакомства, приемы начала родительских собраний, игры и игровые ситуации на родительских собраниях, а также приемы завершения родительских собраний и правила проведения эффективных родительских собраний.
5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:
Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)
«Родители глазами педагога»
«Педагог глазами родителей»
Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)
«Родители обязаны»
«Педагоги должны»
Родительская почта
«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…» и др.
Проект «Приемная»
Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т.д.
Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.
Приемная/дети (персональная информация,девиз, хобби,права ребенка, новости, события в группе и т.д.)
Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.
Применение
«Помощь группе»
«Роль в группе»
21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Родительское собрание - это монолог педагога, включающий в себя, как правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью игнорировалось. В новом Законе об образовании мы видим, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по- другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.
Если мы проводим собрание как фасилитатор, то мы меняем авторитарного руководителя, на координатора, который помогает родителям из «просто слушателей» стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий.
Притча «Когда нужно говорить?»
Один человек пришел к Сократу и спросил:
-А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
-Подожди, - остановил его Сократ.-Просей сначала то, что собираешься сказать через три сита.
-Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
-Нет, просто я слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда,это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
-Нет! Напротив!
-Значит, - продолжал Сократ-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?
Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите сказать через три сита.
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
Давыдова О.И. Майер А.А., «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г №273-ФЗ)