kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Етское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен как воспитателям, так и узким специалистам  детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Етское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Содержание:

1.Актуальность

2. Цель и задачи опыта работы

3.Ожидаемые результаты

4. Теоретическое описание модели

5. Контрольно-оценочный блок

6.Используемая литература





















1.Актуальнось


«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф Эмерсон

Развитие познавательной активности, любознательности у детей дошкольного возраста в наше время особенно актуально. Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на то, чтоб развивать у дошколят познавательные интересы, интеллектуальные способности, выявить и развивать задатки детской одарённости. Сегодняшние педагоги должны нацеливать дошколят - выпускников на такие качества личности, как креативность, способность к поиску новых знаний.

Работая в разновозрастной группе, с круглосуточным пребыванием детей, поняла, что к таким детям нужен особый подход. Они в большей степени нуждаются в повышенном внимании, ласке, любви. Многие из трудных семей, дети малообщительны, не развит кругозор, слабо развита речь, практически отсутствовало желание познать что – то новое,

Проблема: дети пассивны, у них довольно низкая познавательная активность, ограниченность их интеллектуальных впечатлений, интересов. Обусловлено это тем, что основная часть детей из неблагополучных семей. Свою роль сыграла и разлука с близкими т.к. основная масса детей впервые пришли в детский сад»

Я поставила перед собой задачу: включить детей в осмысленную деятельность, повысить познавательную активность, развить любознательность.

Маленький ребенок уже исследователь, нужно только умело поддержать эти начинания, создать необходимые условия. В процессе экспериментирования ребенок познает и расширяет представления о мире, начинает понимать причинно – следственные, пространственные и временные отношения, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, в процессе развивающих игр, детского экспериментирования, мы развиваем детскую любознательность, стойкий интерес к познанию окружающего мира.

Новизной моего опыта является то, что я разработала модель. на основе игровой технологии В.В. Воскобовича, для детей разновозрастной группы по экспериментированию, с целью повышения у детей познавательной активности, любознательности, ( Приложение №1)

Почему взяла методику В.В. Воскобовича. Потому что основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество отлично помогают развивать познавательные интересы, начиная с младшего возраста, они помогают ребенку включаться в процесс экспериментирования. Благодаря познавательным играм Воскобовича игровая деятельность детей младших дошкольников постепенно переходит в экспериментальную.

2. Цель.

Развитие познавательного интереса, любознательности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи.

1. Подобрать познавательный, игровой материал, разработать пособия по технологии В.В. Воскобовича, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Развивать у детей умения и навыки наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать результаты опытов.

3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

4.Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к миру природы и социальному миру.

4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

3.Ожидаемые результаты

У детей повысится познавательная активность, любознательность.

- у ребенка формируется интерес к познанию окружающего мира.

-у ребенка развивается самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной совместной работы.

-повысится компетентность родителей в вопросах познавательной активности детей, любознательности.


4. Теоретическое описание модели

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о познавательной активности детей, о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Разработала перспективный план (Приложение №2)

Основными направлениями в деятельности по экспериментированию у детей дошкольного возраста, я выбрала:

1.Разработка игр и пособий для младших детей разновозрастной группы по игровой технологии В.В. Воскобовича

2.Разработка и проведение элементарных опытов для детей разновозрастной группы.

Этапы работы:






Систему работы выстроила во взаимосвязи:

  1. Совместная деятельность педагога и детей.

  2. Самостоятельная деятельность детей.

Детская деятельность реализуется:

  • В самостоятельной деятельности, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

  • В совместной деятельности – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Используемые методы и приемы.

  1. Эвристическая беседа

  2. Авторский прием «Сказка наоборот»

  3. Авторский прием «Шагают наши ножки»

  4. Авторский прием «Кто в теремочке живет»

  5. Словесный прием: беседа, пословица, загадка.

  6. Моделирование

  7. Проектирование в совместной деятельности

  8. Детские мини-проекты.

Основные принципы, игровой технологии Воскобовича - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги и постепенно переходит в экспериментирование. Например, пособие «Фиолетовый лес». Дети выкладывают готовые изображения природного мира. У них развивается наглядно – образное мышление, пространственное соотношение предметов. Появление незнакомого объекта природы подталкивает детей к дальнейшему познанию данного предмета, т.е. к разработке мини-проектов.

Также разработала и использую в своей работе по экспериментированию прием «Сказка наоборот», по технологию игры Воскобовича «Сказочные лабиринты»

Проведение элементарных опытов – основа моей работы с детьми по развитию у них познавательной активности и любознательности. Данный прием учит детей анализировать нестандартные ситуации, поддерживает интерес детей к знаниям о себе, о природном и социальном мире.

Пример: Жил был человек. Поймал он золотую рыбку. Попросил у нее сначала дом, затем внедорожник, завод - в результате загрязнение окружающей среды. Дети анализируют ситуацию. Ставят себя на место героя. Сочиняют свою сказку. Завод и плохо и хорошо. Человеку нужно было построить очистные сооружения и т.д. Такие сказки использую на занятиях и в режимных моментах. У детей появляется стойкий интерес к познанию окружающего мира. Они учатся решать логические задачи, размышлять, доказывать. У дошкольников формируются представления о взаимосвязях и взаимодействиях всего живого со средой обитания.

Проведение элементарных опытов – основа моей работы с детьми по развитию познавательной активности и любознательности. В результате проведения этих опытов у детей формируется мышление, дети учатся сравнивать, делать простейшие умозаключения, ставить перед собой цель, искать пути решения для реализации этих целей. У детей повышается активность, развивается любознательность. В процессе экспериментирования дети получают полное представление о предмете, о его взаимосвязи с объектами живой и неживой природы и его значении в жизни человека. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы. В результате повышается интерес ребенка, развивается любознательность. У ребенка развивается речь, так как ему необходимо анализировать, делать выводы, обобщать результат опыта, давать отчет об увиденном.

При проведении опытов мы с детьми используем специальное оборудование, а так же игровое и бытовое (одноразовая посуда, палочки –индивидуальные, микроскопы, целлофановые пакеты и т.д.). В опытах с детьми мы устанавливаем причинно- следственные связи явлений, предметов, взаимодействие вещества с другими веществами и предметами.

В соответствии с методическими рекомендациями наблюдения, опыты провожу в специально организованных условиях. В группе – это центр экспериментирования. В зимнем саду специально оборудованный центр экспериментальной деятельности. Опыт предполагает воздействие на объект, на его преобразование в соответствии с поставленной задачей. Преобразование объекта проводим с детьми в совместной деятельности, где дети активные участники - партнеры в решении поставленной познавательной задачи. Цели, задачи ставятся детьми, в процессе наблюдений за природой, деятельностью людей. Решение таких задач требует от детей умения анализировать, решать из каких источников можно взять интересующий материал, кто сможет помочь в этом. Дети учатся соотносить данные, уже известные, и то, что следует выяснить. В результате у детей поддерживается интерес на протяжении длительного времени. Опыты проводим длительные и кратковременные. Результаты, как кратковременных наблюдений, так и длительных записываем, зарисовываем в специальные дневники. При проведении опытов дети испытывают восторг, радость, удовлетворение собственной деятельностью, что способствует формированию познавательной активности.

Совместную деятельность строю на принципах развивающего обучения. Непосредственная образовательная деятельность нацелена на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их любознательности, активности, развитие мышления, творческих способностей.

Провожу различные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, в соответствие с временем года. Организуя игры детей, беседы, чтение рассказов, сказок, пословиц, побуждаю их к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Например, поговорка «Пермяк – солены уши». Дети заинтересовались, почему так говорят. В результате по данной теме дети подготовили мини-проекты. Провели опыты с солью, занятия, и как итоговое мероприятие развлечение – «Соль земли». Дети испытывали гордость за добытую и представленную информацию, неподдельный восторг при проведении опытов, свою значимость при заполнении дневника наблюдений. За время проведенной работы по теме «Соль земли» были использованы все описанные мною приемы: «Сказка наоборот», «Кто в теремочке живет и др.; пособие Воскобовича «Фиолетовый лес». Именно при использовании данных приемов, игровой технологии Воскобовича, дети приобретают опыт поисковых действий, у них значительно повышается познавательная активность.

Игры, пособия, модели, книги, альбомы, которые я использовала, и которые мы получили, в совместной продуктивной деятельности, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

Вывела для себя правила и использую их в работе:

- Создавать благоприятную развивающую среду, условия, для возникновения интереса у детей к игре, самостоятельной познавательной деятельности.

- не сдерживать двигательную активность детей.

- хвалить ребенка за успехи.

Использую игры на классификацию, познание окружающего мира, понимание:

- «Природный мир нашего края», « Фиолетовый лес»,«Где живут братья меньшие», «Кто летает», «Огромный мир растений», «Животные и птицы Карагайского района», «Зверята - ребята».

Игры на чувственное восприятие:

- «В мире звуков», «Живи родная природа», «Фрукты и овощи».

Игры по формированию экологических знаний:

- «Хорошо – плохо», «Что будет, если…»,

- «Наша ферма», «Лес – полон сказок и чудес», «Времена года ».

Игры рассчитаны для детей с различным уровнем развития, с вариантами игры на усложнение.

Очень любим с детьми проводить наблюдения на прогулке, специально организованных экскурсиях. Наблюдения развивают мышление, интерес к объектам природы, побуждает их делать выводы о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Использование игровых пособий В.В. Воскобовича, проведение элементарных опытов и исследований в работе с детьми дошкольного возраста помогли заинтересовать детей, сделать их деятельность более интересной, разнообразной. Дети стали проявлять активный интерес, любознательность.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Только в совместной деятельности с родителями можно добиться положительных результатов в воспитании ребенка.

В начале учебного года провела родительское собрание, где обсудили с родителями и наметили план работы на год по развитию у детей активности, любознательности. Разработали с родителями памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира в домашних условиях.

Совместными усилиями пополнили центр исследовательской деятельности.

Провели круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя по технологии В.В.Воскобовича!»

В совместной деятельности создали технологические карты опытов, фотоальбом детской экспериментальной деятельности «Волшебный мир».

5. Контрольно-оценочный блок (Приложение №3

Провела повторную диагностику в мае. У детей заметно повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор детей. Дети научились наблюдать, замечать удивительное в живой и неживой природе, делать простейшие умозаключения, понимать взаимосвязь неживой природы с образом жизни живых организмов. Это дает мне полагать, что такая система развивающего обучения способствует их любознательности, активности, повышению уровня интеллектуально-познавательного развития и умственного развития в целом.

Анализ результатов диагностики за год показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.






Итоги диагностических срезов:


Этапы диагностики

Уровень знаний детей %

1.

Сентябрь – 2015 год

37 %

2.

декабрь – 2015год

58 %

3.

май – 2016год

88 %


















Сравнивая результаты выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания детей расширились, углубились, систематизировались.

Выводы по опыту работы

По итогам диагностики познавательного развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными, у них расширился словарный запас, интерес к живой и неживой природе, окружающему миру. Значительно возросла доля родителей, активно принимающих участие в жизни группы. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию через игровую деятельность на основе игровой технологии В.В. Воскобовича, позволила качественно изменить уровень знаний детей, повысить их познавательную активность, любознательность.

6.Используемая литература:

  1. Игровая технология В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

  2. «Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.

  3. «Экспериментирование с живой и неживой природой» Зыкова А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №5

  4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

  5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2006

  6. СанПиН, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    Образовательная программа МБДОУ «Нердвинский детский сад»

  8. Материалы интернет-ресурсов

http://pandia.ru - «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития» | Pandia.ru

http://firo.ru - Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева

http://pedportal.net - Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.» - Окружающий мир

http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ








7.Приложения

Приложение№1

Модель вовлечения детей в познавательную деятельность



Цель: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Направления работы:

1.Разработка игр и пособий по технологии В.В. Воскобовича

2.Разработка и проведение элементарных опытов.



методы и приемы: Эвристическая беседа. Авторский прием «Сказка наоборот». Авторский прием «Шагают наши ножки» Авторский прием «Кто в теремочке живет». Словесный прием: беседа, пословица, загадка.

Моделирование. Проектирование в совместной деятельности

Детские минипроекты.



Формы

работыы

С детьми: НОД, прогулки, экскурсии, КОП, проекты, эксперименты диагностические мероприятия

С родителями: собрания, проекты, клуб-«Играем по Воскобовичу»; мастер – классы. консультации диагностические мероприятия

Педагоги: консультации, мастер – классы, семинары диагностические мероприятия














































Приложение №2

Перспективный план работы в разновозрастной группе по развитию у детей познавательного интереса через экспериментирование.


мероприятия

участники

С педагогами

Педсовет: «Эксперементирование – путь к познанию окружающего мира»

Семинар: «Игры Воскобовича в познавательном развитии детей»

Педколлектив

Подобрать и разработать дидактические игры по развитию мышления и внимания детей на тему (вода, песок, бумага)

Педколлектив родители

Использование в работе с детьми игры «Что раньше, что потом»

Педколлектив

Подобрать игрушки и пособия по В.В.Воскобовичу для организации игр и детского экспериментирования, оформить игровые уголки экспериментирования в группах.

Педколлектив

Совместная образовательная деятельность

НОД:

Фиолетовое море

Наши гости – геометрические фигуры

«Вода, водичка – умой мое личико»,
Игра- «Данетка»

Дети старшего возраста



Дети младшего возраста

Совместная деятельность макет «Круговорот воды в природе»

Дети среднего и старшего возраста

Драматизация экологических сказок

Дети среднего старшего возраста

Сюжетно – ролевая игра: «Лаборатория».

Игра «Шагают наши ножки»

Дети старшего возраста

Развитие речи: « Сказка наоборот»

«Терем – теремок, кто в теремочке живет»

Дети младшего среднего старшего возраста

Эвристические беседы: «Насекомые и растения»

«Полезные ископаемые»

«Лес – дом животных» «Зачем нам комары»

Дети среднего и старшего возраста

Проекты: «Мир камней» «Юные экологи»

Детские минипроекты: «Сыпучие вещества» «Воздух – невидимка» «Какая бывает глина»

«Родники» «Польза и вред сахара» «Глина в жизни человека» «Пещера – это…»

Дети среднего и старшего возраста

Выставка рисунков «Где живет вода»

«Где используют соль»




Коллекция камней

Коллекция бумаги

Коллекция сыпучих веществ

Коллекция видов почвы

Коллекция песка

Коллекция глины

Дети среднего и старшего возраста

Педагоги. родители

Занятие «Сочини сказку»

Занятие «Оранжевое море, оранжевое солнце»,

Занятие «Фиолетовый лес» по игровой технологии В.В. Воскобовича

Младший возраст,

Старший возраст

Младший возраст,


Конструирование из бросового материала: «Волшебный коврик» по игровой технологии В, В. Воскобовича

Дети среднего и старшего возраста

Аппликация: «Подводный мир», «Рыбки плавают в пруду»

Младший, средний, старший возраст

Развлечение «царстве –воды».

Старший возраст

Конкурс и выставка рисунков «Уж тает снег, бегут ручьи».

Минипроект6 «Почему кораблик плывет»

Воспитатели средних и старших групп

Оформление альбомов: Вода везде; Где живет воздух;

Дети среднего и старшего возраста

Экскурсия в библиотеку, школу, лесничество.

Дети старших и подготовительной группы

Экскурсия на элеватор

Дети старших и подготовительной группы

Экскурсия в лес, к роднику, на берег реки Нердва

Дети старших и подготовительной группы

Беседа проблемная:

«Песок»

Старший возраст

Экспериментирование «Свойства песка»

«Свойства соли» «Свойства сахара»

Старший возраст

Игры на планшетах «Песочные фантазии»

Старший возраст

Игра – драматизация «Человек рассеянный»

Старшая группа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Младшая, средняя группы

Спортивное мероприятие «Мы пожарные»

Подготовительная группа

Развлечение на тему «Я водяной, я водяной»

Старшие группы

Консультация для воспитателей «Оборудование для экспериментирования на прогулке»

Для воспитателей

Конкурса «НОД по экспериментированию»

Для воспитателей

Оформить папки: «Исследовательская деятельность на прогулке» «Наблюдения в природе»

Дети среднего и старшего возраста

Конкурс рисунков на тему «Река и пруд нашей Нердвы»

Младшая, средняя, старшие, подготовительная группы

Анализ программно-методического обеспечения дошкольного учреждения по ознакомлению детей с исследовательской деятельности

Педагоги ДОУ

Консультации для родителей:

«Учим ребенка любить природу» « Что рассказать детям о насекомых»

Воспитатели

Работа с родителями

Родительское собрание:«Развитие познавательной активности детей».


Папка передвижка «Игры с водой дома», «Игры на прогулке»


Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с сыпучими продуктами»


Консультация на тему: «Развиваем любознательность»


Фотовыставка «Скульптуры из песка»


Разработка пособий По Воскобовичу.










Приложение №3

Результаты освоения детьми Образовательной программы МБДОУ «Нердвинский детский сад»

Образовательная область – познавательное развитие

Целевой ориентир

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Конкретизированный результат:

Ребенок проявляет любознательность

Критерии оценивания:

Старший возраст


Задает вопросы взрослым и сверстникам, в случае затруднений, желании узнать что-то новое

Склонен наблюдать, экспериментировать

Принимает живое заинтересованное участие в жизнедеятельности группы

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Месяцы/Ф.И. ребенка

сен

дек

март

май

сен

дек

март

май

сен

дек

март

май

сен

дек

март

май



















Младший возраст



Интересуется окружающими предметами, активно действует с ними

Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за действиями взрослого.

Проявляет интерес к окружающему миру (машины, прохожие, природа)

Месяцы/Ф.И. ребенка

сен

дек

март

май

сен

дек

март

май

сен

дек

март

май

Коняев Рома



























Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» ( 2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности( 1 балл), «качество не проявляется» ( 0 баллов).

Результаты отслеживаются по наблюдениям педагогов каждые два месяца,

выражены в процентах и объективно показывают:

Успешность освоения целевых ориентиров каждым ребенком.

Успешность ребенка 70 % и ниже - с ребенком ведется индивидуальная коррекционная работа.

50% и ниже – разрабатываем специальную коррекционную программу (ПМПК, специалисты)


Результаты диагностики круглосуточной группы 2015-2016г.

В группе 14 детей от 2 до 7 лет, 8 из них вновь поступившие в детский сад.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Борисова Ольга Ивановна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства