Просмотр содержимого документа
«Эссе « Моя профессия – воспитатель»»
Эссе « Моя профессия – воспитатель»
Пинчук Ольга Владимировна
Эссе « Моя профессия – воспитатель»
Эссе на тему « Моя профессия – воспитатель»
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке - человеческого.
Антуан де Сент –Эксюпери
Я каждый день, как на премьеру, вхожу в притихший детский сад.
Иду сюда ни для карьеры, здесь каждый мне ребёнок рад.
А я любить их не устану, я самой лучшей для них стану.
Чтоб жили детки, словно в сказке и чтоб светились ярко глазки.
Ведь надо просто постараться и с ними в детство возвращаться:
Играть, лепить, плясать, искать. Пусть кто – то скажет: «Это очень просто,
Что сложного с детишками играть? И вытирать с лица порою слёзы, тем
Кто по мамам начал вдруг скучать».
- «Но, что ж, не спорю, может быть, но основной задачей я считаю
Доверье заслужить, чтоб малыши и беды и удачи
Хотели бы со мною все разделить.
« Мы все родом из детства». Потому что, именно в детстве, берёт начало наша судьба. Я, как и все дети 70-х посещала детский сад. Это был мой самый любимый дом моего детства. Вспоминаю, как хотела быть похожей на свою любимую воспитательницу, правда имя уже не помню, но отчество запомнила, а отчество у неё было, как моё – Владимировна. Я росла смелым, изобретательным, творческим, креативным ребёнком. Во время занятий по рисованию мои работы всегда были на стенде. Мама мною гордилась. Когда я получила аттестат об окончании 10 го класса СШ № 109, перед выбором я не стояла, выбор у меня был один, стать учителем начальных классов, но судьба распорядилась вот так – быть воспитателем детского сада. Я считаю, что учитель или воспитатель одно слово – педагог.
Моё педагогическое кредо: «Судьба моя – я воспитатель! И нет профессии нужней!»
Педагогическая философия. Чтобы рассуждать о педагогической философии, я думаю, нужно понять лично для себя, что это такое. Так для меня как, для воспитателя, философия состоит в том, ждут ли меня дети или нет, спрашивают обо мне, когда я в отпуске, помнят ли, что я вчера обещала научить, как нарисовать разными методами дерево, похвастаются ли каким – то, хоть маленьким, но достижением?
Давно существует понятия философия и педагогика. Я считаю, что каждый воспитатель – философ. Воспитатель – это не просто профессия, это состояние души.
В своей работе я считаю, что воспитатель детского дошкольного образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание.
Для меня воспитатель – это, прежде всего человек, который с любовью, пониманием передает частичку своих чувств, знаний, умений, жизненного опыта тем, кого он обучает.
Задачи моей работы:
Научить, развивать и сформировать разностороннюю личность.
Развивать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
Развивать наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривание абстрактных композиций; наглядно–действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
Расширять словарь ребёнка специальными понятиями таким как, цвет, оттенок (светлый, тёмный); композиции, линии горизонта, блик, далеко, близко.
Знакомить детей с нетрадиционными способами в рисовании, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д. ) создавая свой неповторимый образ.
Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.
Стимулировать интерес к занятию рисованием.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, я прививаю любовь к изобразительному искусству, вызываю интерес к рисованию. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов.
Рисование естественная потребность ребёнка. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирует у детей прочные навыки и умения.
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребёнка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребёнка.
Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.
Одна из задач обучения изобразительной деятельности состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подбираю такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребёнка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога. Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях.Предлагаемые занятия расположены так, как должны проводиться в течении месяца, года.
У детей врождённая тяга к рисованию. Кашкой по столешнице,палочкой по земле они увлеченно выводят понятные лишь им одним образы, называя их то собачкой, то слоником, то курочкой. Для ребёнка познающего окружающий мир, рисование вовсе не пустое занятие и даже не забава. Он ежедневно делает для себя важные открытия, переживает сильные эмоции, получает новые впечатления. Самые яркие из них ему, конечно, хочется рисовать.
Пусть первые пробы не очень удачны, главное, ребёнку нравится. Во время рисования он открывает неизвестные ранее возможности. Интересен и сам процесс: как обычная палочка оставляет на бумаге или стене такой заметный след?
Кроха ещё не всё может назвать, рисунок же позволяет ему высказаться. Линия – ещё не картинка. Первые каракули – это прерывающиеся, слегка закруглённые, со слабым нажимом штрихи. Замете, фломастер или карандаш малыш держит в кулачке, а не тремя пальцами, как мы, поэтому ожидать от него осмысленных красивых изображений пока рано. Его рисунки относятся не к области изображения, а скорее к области воображения.
В полтора года ребёнок упорно чертит спирали, кружочки, фигуры причудливой формы. Он точно знает, что нарисовал.
Не беда, коль его пальчики еще не очень послушны. Это не смущает малыша так, как скромные размеры листов для рисования. Поэтому в бурный период открытий и впечатлений будьте снисходительны к изыскам малыша – творца и не сердитесь.
Его зрительно – двигательная координация только формируется. Малышу тесно даже на ватмане, его детская восторженность и захлестывающие эмоции требуют все больших площадей. Ему бы чего – ни будь внушительнее.
В 2 года рисунки малыша переходят в стадию примитивных изображений. Он уже связывает свои каракули с предметами: солнышко, дерево, цветочек. Появляются « головоногие» существа – из головы выходят в одну сторону руки, в другую – ноги. Это значит, что пока запас графических образов у юного художника мал. Знакомясь с фигурами, он будет умело их использовать.
Предоставьте малышу свободу. Будьте рядом, но не рисуйте за него и не показывайте, как нужно. Разве так принципиально, что – бы травка была внизу, а солнышко вверху? Ребёнок видит иначе, вот пусть так и творит! По – своему, постепенно вырабатывая собственный стиль.
Непременно участвуем в детских наблюдениях, комментируем всё происходящее, комментарий немногословен и очень реалистичен.
Это пояснение к тому, что ребёнок в данный момент воспринимает. Наблюдения:
- из окна (за живыми и неживыми объектами);
- проводим наблюдения за окружающим (обогащаем опыт детей знаниями о назначении предметов и действиями с ними);
- за общением (закрепляем знания детей о правилах общения, учим вежливым формам общения);
- за отношениями детей (стимулируем общие действия);
- за семейными отношениями (расширяем представления о взаимной заботе, любви, учим проявлять свои чувства любви к маме, папе, других членов семьи словами: «мамочка», «папочка», «любимая мамочка»…);
- за приготовлением семейных и народных праздников;
- за работой взрослых в детском саду (медицинской сестрой, музыкального руководителя, помощника воспитателя);
- за территорией детского сада, участка группы, клумбой;
- за близким окружением (замечать труд водителей на разных транспортных средствах, врача, продавца).
Наблюдения из окна дарит детям радость и ожидание чуда. Наблюдения из окна за живыми и неживыми объектами сопровождаю комментариями или небольшими сказками.
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет правильно организованная среда:
оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, дидактические игры. Различный материал для работы детей: альбомы, карандаши, краски, цветные мелки, картины иллюстрации для рассматривания, книжки – раскраски и т. д. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. И хорошо, если у педагога выработана система работы, помогающая развивать творческие способности детей. Это тем более актуально и, по моему мнению, поможет воспитателям расширить кругозор ребёнка, создать условия для развития самостоятельной, творческой личности.
Навык творчества – замечательнейший навык, который пригодится ребёнку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневную руину в занимательный процесс – залог интересной и насыщенной жизни.