Просмотр содержимого документа
«Элементы сенсорной интеграции в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств, возможность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Сенсорная интеграция, необходима для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Для ребенка это возможность почувствовать и понять мир, который его окружает.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития. Наши воспитанники имеют комплексное расстройство, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.
В работе с детьми я использую элементы сенсорной интеграции. Особое внимание уделяю развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Игры и упражнения проводятся ежедневно, индивидуально и со всей группой.
На данный момент в своей работе я использую следующий комплекс из простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка. Комплекс рассчитан на неделю, затем упражнения меняются, добавляются упражнения на развитие других анализаторов.
Комплекс упражнений.
1. Массаж рук шишкой.
«Покрути шишку».
Шишку кладем между ладоней и крутим шишку в разных направлениях примерно 2—3минуты.
«Поймай шишку» Подбрасываем шишку двумя руками вверх, а
затем поймать также двумя руками. Усложнение: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
2. Пальчиковая игра.
«Строим дом»
Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.
Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.
Интеграционные упражнения для вестибулярной системы.
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3. Подвижная игра.
«Все наоборот».
Взрослый ритмично меняет положение рук, а ребенок выполняет те же
движения, только наоборот.
Например, взрослый поднимает руки, а ребенок опускает руки; взрослый
отводит руки назад, а ребенок подтягивает руки вперед.
1. Поднять руки вверх – опустить руки вниз;
2. Руки вытянуть вперед – отвести руки назад, за спину;