kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментирование в ДОУ для детей дошкольного возраста в реализации ФОП ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование в ДОУ для детей дошкольного возраста в реализации ФОП ДО 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование в ДОУ для детей дошкольного возраста в реализации ФОП ДО»

«Экспериментирование в ДОУ для детей дошкольного возраста в реализации ФОП ДО»

«Начало познаний всегда вытекает из ощущений.

А потому следовало бы начинать обучение не словесного

толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».

Я.А.Коменский

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Эксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт».

Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

В соответствии с требованиями ФОП, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Поэтому детское экспериментирование в мини — лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста имеют ярко выраженную потребность спрашивать обо всем, что неизвестно, все чаще обращаются к

воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если...».

Дети осваивают разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование). Дети шести лет приобретают способность прогнозировать результат, умеют сравнивать объекты между собой, находить не только различия, но и сходство. Они видят два-три звена причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «почему?». В старшем дошкольном возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога, при которой дети формулируют

выводы, составляют развернутый рассказ.

Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.

Организация среды для детского экспериментирования

В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской деятельности.

Задачи экспериментирования:

  • формирование познавательной инициативы у детей

  • познание окружающего мира

  • создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования

  • формирование у детей самостоятельное проведение опытов (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдению техники безопасности

  • развитие у детей чувственного аппарата (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус)

  • развитие памяти, внимания, мышления, речи

  • совершенствование интеллектуальных способностей: наблюдательности, сравнения, умения находить отличия, познания причины и т.д.

  • развитие у детей способностей к прогнозированию, планированию, построению гипотезы

  • развитие познавательной активности

  • развитие самостоятельности детей в постановке целей

Исследовательскую деятельность с дошкольниками следует начинать с

демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель.

Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие

результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.

Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки,

выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение.

Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель

должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз

поинтересоваться у детей, как получился результат и что на это повлияло.

Возможно, во время наблюдения за происходящим у воспитанников

возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы.

В конце занятия нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.

Таким образом, дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.

Если в младшем возрасте дети только начинают экспериментировать,

то в старшем — уже могут выполнять многие опыты самостоятельно. Для

этого в группе необходимо подобрать карточки-схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность действий

каждого эксперимента. Для читающих детей может быть напечатано

название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.

Во всех возрастных группах необходимо составить буклеты с описанием опытов.

Эксперименты могут быть самыми разными, но главное - интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности.

В лаборатории в свободном для детей доступе могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни.

Исследования, предложенные А.И. Савенковым

(советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «психология одарённости и творчества». Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, действительный член академии педагогических и социальных наук)

Экспериментирования, предложенные А.И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например,

  • «подумать самостоятельно»,

  • «спросить у другого человека»,

  • «посмотреть в книгах»,

  • «посмотреть по телевизору»,

  • «понаблюдать»,

  • «провести эксперимент»,

  • «найти информацию в Интернете»,

  • «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований.

Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать,

самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты

нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность

– естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает

исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое

развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

А.И. Савенков выделяет основные этапы проведения экспериментирования со старшими дошкольниками:

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

– выработка гипотез, предположений;

– поиск и предложение возможных вариантов решения;

– сбор материала;

– обобщение полученных данных;

– подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);

– защита.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной

ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей,

приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере – с двумя.

Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и

руками – макет, проект, отчет и т. п. Второй – самый важный, назовем его -педагогическим. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования

  1. предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и проч.) по изучению теории вопроса

  2. определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования

  3. выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи)

  4. игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

  5. выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезонности, возраста детей, изучаемой темы

  6. обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и проч.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования

Методика проведения экспериментирования со старшими

дошкольниками

Подготовка исследования

Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования.

Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию,

используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и

подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно. Педагог в данном случае должен выполнять обязанности консультанта, вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, помогать детям управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезированию и на их основе –классификации, обобщению информации.

1 этап – тренировочные занятия

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям,

что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо

собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это

можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов

исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые, доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно,

чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен

для проведения исследования, но и ко всем детям. Дети начнут предлагать

самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его

придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие – «подумать».

Следующий вопрос: где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?

Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать»,

«провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм).

Можно предложить и другие методы, например, получить информацию

у компьютера, позвонить по телефону другу или просто маме, папе или бабушке.

Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей.

- Подумать

Например, подумав, приходим к выводу – «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» – о теплом климате.

Следующая идея, например,– «попугаи бывают большие и маленькие».

Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького

овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув

на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может

закрепить идею «о ярком оперении».

Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

- Спросить у другого человека

Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны (Ж. Пиаже и др.), им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей.

- Узнать из книг

Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как неумеющему

читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и

попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия, кроме

воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее

подобрать литературу. Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

2 этап – самостоятельное экспериментирование старших дошкольников

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только

специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно. На лист картона

наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом

кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый

ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для

фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение эксперимента

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа.

Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с

изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе. И

каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это

занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с

тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по

развитию речи, природоведению и другим предметным сферам. В этом

случае, заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем. Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа

детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную

информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не

затягивая время – в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с

выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности

консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в

данную минуту.



Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и

усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать

как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден

структурировать информацию, выделить главное, дать определения

основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям

других. Не важно, что содержательный материал, на котором работают дети,

выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения

взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым

делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и

естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не

согласны. Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них

собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более

эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ. Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать

ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы.

Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время).

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо

отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные

вопросы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

И хочется закончить свой доклад китайским изречением:


То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экспериментирование в ДОУ для детей дошкольного возраста в реализации ФОП ДО

Автор: Кунакбаева Елена Александровна

Дата: 25.08.2024

Номер свидетельства: 655318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства