kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для педагогов, работающих с дошкольниками и воспитателей. Раскрывает сущность работы по формированию математических представлений через экспериментальную деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»



Экспериментальная деятельность по формированию

элементарных математических представлений

детей дошкольного возраста


Добрый день, уважаемые коллеги!

Рады видеть вас у нас на площадке. А вот тему моего выступления попрошу определить таким образом:

  1. Возьмите свои телефоны и отсканируйте кюар код.

  1. Просмотрите видео и определите метод, который мы используем при формировании некоторых математических представлений старших дошкольников.

Просмотр видеоролика

Содержание видео ролика

Педагог: В одном африканском лесу жили-были удав, мартышка, слоненок и попугай.

Вот и наши герои.

Я думаю, вы с ними хорошо знакомы. Узнали?

Книгу о них написал Григорий Остер. А несколько самых знаменитых сказочных историй про слонёнка, попугая, удава и мартышку стали мультфильмами. Помните, каждое утро они встречались и затевали новую игру. Поэтому им никогда не было скучно. Этим утром у каждого из них появилась своя проблема и я боюсь, что сегодня без нашей помощи они не обойдутся.

Давайте попробуем им помочь. Для этого я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в научно-исследовательскую лабораторию измерений.

Объём сыпучих веществ

Постановка исследовательской задачи.

Давайте посмотрим, как идут дела у нашего Попугая. Я вижу, он приготовил крупу, чтобы покормить птиц. Он хочет знать, сколько птиц он может пригласить к каждой тарелке, если каждая съедает 1столовую ложку крупы?

Выполнение эксперимента.

- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).

- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)

(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)

- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять счётную палочку, чтобы не сбиться со счета.

- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения: мерка (столовая ложка) должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Приступаем к работе.

(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: Объём сыпучих веществ можно измерить с помощью мерной ложки.

Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

Вопрос к педагогам после просмотра видеофрагмента.

Какой метод мы используем при формировании некоторых математических представлений старших дошкольников?

Ответы педагогов: ………

Верно, мы хотим сегодня поговорить об использовании метода Экспериментирования при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

В образовательном процессе нашего учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. 

Особое место в нашей педагогической деятельности отводится организации экспериментальной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Задачи экспериментирования при формировании элементарных математических представлений:

 - Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить  самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.

- Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

Дети должны понять, для чего нужно измерение. С этой целью важно поставить их перед необходимостью измерения. Например, предложить определить, на сколько один предмет длиннее (выше, тяжелее) другого.

Измерение длины

Измерение – сложная деятельность, поэтому в обучение детей этому умению нужна определенная последовательность. Вначале мы учим детей измерять длину, ширину, высоту предметов. Например, «Измерение длины предмета. (Измерение ленты)».


Предлагаю вам стать детьми и на практике посмотреть, как мы знакомим детей с темой «Измерение длины предмета».

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Материалы: лента (60 см), мерка – полоска (20 см), счетные палочки.

Ход:  На доске горизонтально прикреплена лента.

Ребята уже помогли попугаю из рассказов Григория Остера, но теперь возникла проблема у Мартышки. У неё есть вот такая красивая лента, и она хочет из неё сделать бантики, но не знает, сколько их получится, если бантики будут вот такой длины (показываю мерку).

Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Выслушиваю ответы.

Покажите, пожалуйста, как надо измерять (один из педагогов показывает)

Порядок измерения длины:

начать измерять от самого края;

отметить конец мерки;

после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);

перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)

- Попробуйте измерить свои ленты и скажите, сколько бантиков получится у вас.

Практическая работа педагогов.

Комментарии по ходу работы педагогов

Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

Мартышка очень благодарна нам.

Упражнения в измерении линейных величин и объемов жидких и сыпучих веществ необходимо чередовать, при этом в качестве мерки использовать разнообразные предметы: полоски бумаги, веревки, ленты, ложки, чашки, банки и прочее.

Но что же случилось у нашего Слонёнка? Он очень хочет пить, но не знает, в каком из бокалов больше воды. Давайте ему поможем.

Измерение объема воды

Полезно сравнивать разные свойства одних и тех же предметов.

Измерение объёма воды в кувшинах.

-Посмотрите на эти бокалы с водой (разные по форме бокалы с одинаковым количеством воды).

Определите, в каком из двух бокалов уровень воды выше.

В каком из них больше воды.

Что мы можем сделать, чтобы узнать, где больше воды? (измерить ее).

Давайте выберем мерку – стаканчик.

Обратите внимание, что воду надо измерять одинаковой меркой.

Попробуйте измерить объём воды в своих стаканах и бокалах. Сделайте выводы.

Комментарии по ходу работы педагогов

Можно сделать вывод, что нельзя сказать, где больше воды, определив только высоту ее уровня. Мы с вами убедились, что сравнивать можно только те результаты, которые получаются при измерении одинаковой меркой.

Так какой нужно взять Слонёнку бокал, чтобы утолить жажду?

Ответы педагогов.

Слонёнок тоже благодарит нас за помощь.

Также метод экспериментов применяется при изучении темы «Масса предметов»

Предложила детям камень и вату (50 г). Мы сравнивали предметы по весу и занимаемому объёму. Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня. На вопрос «Почему так получилось?» лишь двое детей дали ответ: «Потому что ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты.

Закрепив умение измерять различные предметы, мы стали использовать их для решения различных задач. Для этого было создано папки с иллюстрированными задачами: «Опыты и задания на измерение расстояния», «Опыты и задания на взвешивание предметов» и «Опыты и задания на измерение объёма».

Познакомиться с ними вы можете, отсканировав кюар код.


Дети с большим интересом выполняют предложенные задания.


Методика введения экспериментирования в образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т.к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

 Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.


 Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

«В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных – таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир». В. Кудрявцев




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Марина Ивановна

Дата: 20.05.2023

Номер свидетельства: 631932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства