kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсионно-исследовательская работа в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсионно-исследовательская работа в дополнительном образовании»

Экскурсионно-исследовательская работа в дополнительном образовании

Марденская С.Ф.

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

г. Абакан

В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, воспитания любви к своей Родине и уважения к своей национальной культуре и культуре других народов. Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. Поэтому в процессе воспитания, в том числе патриотического воспитания детей и подростков следует больше внимания уделять интеллектуальным мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края. Соответственно, одним из факторов патриотического воспитания молодёжи может стать культурно-познавательный туризм.

Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Это касается и Республики Хакасия. Поэтому сегодня, когда говорят о привлекательности нашей республики как туристского пространства, имеют в виду замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в Хакасии национальной культуры, её исторические памятники.

Перед детской общественной организацией Союз детей и подростков «Дружба-Ынархас» поставлена цель - разработать культурно-познавательный тур по Хакасии с целью патриотического воспитания молодежи на базе историко-культурного и военно-патриотического потенциала региона с последующим включением в экскурсионную работу детей и подростков:

Для её решения поставлены следующие задачи:
-изучение технологии разработки культурно-познавательного тура;
- характеристика культурно-познавательного потенциала Республики Хакасия как базы патриотического воспитания молодёжи;

-исследование туристского рынка Хакасии;

-разработка проекта культурно-познавательного тура для детей и подростков по республике, с последующим включением в исследовательскую и экскурсионную деятельность.

На первом этапе нами использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы по разработке культурно-познавательных туров;
- наблюдение и анализ за работой туристских фирм города;
- системный анализ историко-культурных и военно-патриотических памятников;

- устный и письменный опросы сотрудников туристских фирм города.
На сегодняшний день нами проделана следующая работа:

- проанализирована работа наиболее известных городских туристических фирм, организующих походы по Хакасии, в результате чего выявлено, что региональные туристские фирмы при создании турпродукта не связывают данное направление с патриотическим воспитанием молодёжи. Следовательно, можно говорить о противоречии между наличием в Республике Хакасия большого количества ресурсов для развития культурно-познавательного туризма как фактора патриотического воспитания и не учете этих возможностей в работе региональных туристических фирм.

- проводится анализ историко-культурных и военно-патриотических памятников на территории Хакасии. Установлено, что Хакасия располагает громадным количеством уникальных объектов историко-культурного наследия, что позволило создать в республике 8 музеев под открытым небом. То есть, у нашей республики имеются предпосылки для становления культурно-познавательного туризма, который, в свою очередь, может стать одним из важных средств патриотического воспитания.

- определены темы научно-исследовательских работ. Тематика музеев под открытым небом определила основные вопросы научно-исследовательских работ: «Культовые места Хакасии», «Календарно-обрядовые традиции Хакасии», «Женское пространство в традиционной культуре хакасов», «Поселения и жилища хакасов».

- подготовлены экскурсоводы из числа детей и подростков. Темы научно-исследовательских работ легли в основу подготовки экскурсоводов.

На втором этапе планируется применение метода полевых исследований.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую среду (этническую, экологическую, биологическую и т.д.).

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя на изучаемой территории. В нашем случае – мы проживаем в полевых условиях 5 дней. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что исследователь становится соучастником повседневной жизни и деятельности изучаемых объектов (в нашем случае этноса).

Метод полевых исследований позволяет получить обширные сведения, как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т. д. . С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т. д.). Причем материализованные свидетельства духовной культуры (например, предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений) фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры зачастую изымаются из обихода (по договоренности) и составляют экспозиции музейных собраний.

Союзом детей и подростков «Дружба-Ынархас» был реализован проект «Дорогами Хакасии». Проект реализовывался на территории города Абакана, Республики Хакасия. Участниками проекта «Дорогами Хакасии» стали 17 лидеров штаба общественной организации «Союз детей и подростков «Дружба-Ынархас».

Весь июнь-июль ребята работали с литературой, интернет ресурсами по подборке материала по этнокультурным ценностям Хакасии, готовили теоретический материал к экспедициям, планировали свои экскурсии и выступления. Был собран материал для 6 экскурсий на этнокультурные достопримечательности Хакасии, разработано 3 однодневных маршрута по этнокультурным достопримечательностям Хакасии: «Долина царей»,«Этнокультурные памятники Аскизского района», «Хранители времени».

Одновременно шла работа участников проекта по подготовке экскурсий по этнокультурным памятникам Хакасии с Краеведческим музеем, сотрудниками других музеев Хакасии под открытым небом.

За июнь, июль были проведены 6 экспедиций по изучению достопримечательностей региона:

Долина Царей;-Курган «Барсучий лог»; Горная гряда «Сундуки», музей поселка Шира; Гора «Чалпан»; историко-культурный комплекс «Улуг Хуртуях Тас»; Хакасский национальный музей заповедник «Казановка».

Во время экспедиций ребята расширили свои знания о достопримечательностях Хакасии, окунулись в историю родного края, открыли мир древних писаниц, обрядов. Они стали свидетелями обряда «День летнего равноденствия», увидели древнюю обсерваторию хакасов. Каждый ребенок делал для себя новые открытия, погружаясь в историю.

Но не все ребята могут посетить достопримечательности Хакасии. Поэтому встала задача создания виртуальных экскурсий. В течение июля - сентября было проведено 30 консультаций по подготовке виртуальных экскурсий и экскурсоводов.

В сентябре было разработано и запущено положение о конкурсе виртуальных экскурсий «Дорогами Хакасии». В связи с тем, что среди ребят Союза детей и подростков "Дружба - Ынархас" мы увидели повышенный интерес к нашей теме, мы решили расширить количество участников конкурса и пригласили принять в нём участие всех желающих школьников города. Ребятами была представлена 21 виртуальная экскурсия. Очень отрадно, что лидеры штаба - участники проекта показали высокий уровень умений создания виртуальных (заочных) экскурсий, высокий уровень приобретённых умений экскурсоводов.

Во второй части проекта, с октября месяца, участниками проекта стали учащиеся МБОУ «СОШ № 27 для детей с ограниченными возможностями», Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Республики Хакасия для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат 3-4 видов».

Нам удалось заинтересовать и привлечь к изучению этнокультурных достопримечательностей, истории родного края детей и подростков, которые ранее не занимались этим видом деятельности. Важным этапом проекта является и то, что ребята с ограниченными возможностями здоровья, просмотрев виртуальные экскурсии, смогли посетить заочно интересные места своей малой Родины, познакомиться с достопримечательностями, представленными в экскурсиях.

В рамках проекта планировалось привлечь к виртуальным экскурсиям 100 ребят с ограниченными возможностями здоровья, а было привлечено 120 ребят. Причём с каждой экскурсией присутствующих ребят и учителей становились всё больше. На последней экскурсии учителя школы с ограниченными возможностями здоровья подарили ребятам шоколадки в знак признательности их работы.

Благодаря реализации проекта появилась возможность в школах города проводить педагогам, классным руководителям внеклассные мероприятия по этнографическим памятникам Хакасии, используя в своей работе диск, предоставленный нами.

Таким образом, культурно-познавательный туризм в нашей республике может стать одним из факторов исследовательской и экскурсионной работы по патриотическому воспитанию молодежи, а поддержка и продвижение социально-значимых инициатив детей и подростков повысит их социальную активность и предприимчивость через социальные практики в экскурсионной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экскурсионно-исследовательская работа в дополнительном образовании

Автор: Марденская Светлана Фёдоровна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства