kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментально доказать, что целенаправленно организованная эколого-развивающая среда способствует значительному повышению уровня познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»»

Тема: «Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»

Цель эксперимента:

Экспериментально доказать, что целенаправленно организованная эколого-развивающая среда способствует значительному повышению уровня познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что познавательный интерес к природе у детей 6-7 лет будет устойчиво возрастать, если:

Будет создана и внедрена модель эколого-развивающей среды, включающая зоны для исследования, экспериментирования и творчества.

Деятельность детей в этой среде будет систематической и руководствуется взрослым, который стимулирует вопросы, поиск решений и самостоятельность.

Среда будет динамичной и трансформируемой, отражающей сезонные изменения и текущие интересы детей.

Этапы экспериментального исследования:

1. Констатирующий этап (Диагностика исходного уровня)

Задача: Выявить исходный уровень познавательного интереса к природе у детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп.

Методы диагностики:

Наблюдение (в естественных условиях: на прогулке, в уголке природы). Фиксируются:

Эмоциональный отклик: Проявляет ли ребенок радость, удивление, восторг при встрече с природным объектом?

Количество и качество вопросов: Задает ли ребенок вопросы о природе? (Как? Почему? Зачем?)

Продолжительность наблюдения: Сколько времени ребенок готов самостоятельно наблюдать за насекомым, растением, птицей?



Стремление к деятельности: Проявляет ли инициативу, чтобы покормить птиц, полить цветы, рассмотреть картинку в книге о природе?

Беседа по картинкам с природными сюжетами.

Примерные вопросы: «Что происходит на этой картинке?», «Почему белочка делает запасы?», «Как ты думаешь, куда улетают птицы?»

Анализ продуктивной деятельности: Рисунки на тему «Мое любимое животное» или «Осень в лесу». Оценивается детализация, выбор сюжета, цветовая гамма.

Критерии и уровни познавательного интереса:

Высокий: Устойчивый эмоциональный отклик, множество сложных вопросов причинно-следственного характера, длительные самостоятельные наблюдения, активное желание действовать.

Средний: Эмоциональные реакции ситуативны, вопросы простые (Что это? Как называется?), наблюдение непродолжительное, требуется побуждение взрослого к деятельности.

Низкий: Равнодушие, отсутствие вопросов и собственной активности.

Результаты этапа: Данные заносятся в таблицу, строится диаграмма. Уровни в КГ и ЭГ на этом этапе должны быть примерно одинаковыми.

2. Формирующий этап (Внедрение модели среды)

Задача: Реализовать в экспериментальной группе проект по обогащению эколого-развивающей среды. В контрольной группе работа продолжается по обычной программе.

Содержание работы в ЭГ:

Модель эколого-развивающей среды «Юный эколог»:

Центр исследования и экспериментирования («Лаборатория»):

Оборудование: Лупы (в т.ч. на подставке), микроскоп (детский), магниты, весы, мерные стаканчики, мензурки, пипетки, песочные часы.

Материалы: Коллекции семян, камней, шишек, перьев; природный материал (песок, глина, почва); «Волшебные мешочки» с природными объектами на ощупь.

Дневники наблюдений: Где дети зарисовывают этапы роста растения (проект «Лук-здоровяк»), результаты опытов (например, «Тонет – не тонет»).

Экологическая тропа на участке детского сада (создание новых станций):

«Метеоплощадка»: С флюгером, солнечными часами, дождемером (из пластиковой бутылки).

«Огород»: Индивидуальные грядки для детей, где они выращивают неприхотливые растения (горох, фасоль, календулу).

«Птичья столовая»: Кормушки, изготовленные вместе с родителями, и журнал наблюдений за зимующими птицами.

«Муравейник»: Станция для наблюдения за насекомыми.

Обогащение предметно-пространственной среды:

Пополнение библиотеки книгами-энциклопедиями, атласами, детскими определителями растений и животных.

Введение дидактических игр экологического содержания («Кто где живет?», «Пищевые цепочки»).

Создание альбома «Красная книга нашего края» (рисунки детей).

Роль педагога: Не директор, а партнер-исследователь. Задает наводящие вопросы («Что будет, если растение не поливать?»), организует проблемные ситуации, поддерживает инициативу детей.

3. Контрольный этап (Оценка эффективности)

Задача: Провести повторную диагностику по методикам констатирующего этапа и выявить динамику в обеих группах.

Методы: Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Обработка результатов:

Данные повторной диагностики заносятся в таблицу.

Сравниваются результаты КГ и ЭГ.

Строятся сравнительные диаграммы «до» и «после».

Проводится качественный анализ: изменилось ли качество вопросов детей (с «что это?» на «почему?»), стали ли наблюдения более длительными и детальными.

Ожидаемый результат: В экспериментальной группе будет зафиксирована статистически значимая положительная динамика по всем критериям (высокий уровень интереса возрастет, низкий – сократится). В контрольной группе изменения будут незначительными.

Выводы по эксперименту:

Эксперимент подтверждает гипотезу о том, что специально организованная, богатая и стимулирующая эколого-развивающая среда является мощным средством воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет. Она создает условия для самостоятельной исследовательской деятельности, которая лежит в основе genuine детского любопытства и превращает его в устойчивый познавательный интерес.









































Общие принципы проведения «теста»

  1. Не называйте это тестом. Скажите: «Давай посмотрим интересные картинки и поговорим о природе» или «Поиграем в игру про животных и растения».

  2. Создайте доброжелательную атмосферу. Ребенок не должен бояться дать неправильный ответ.

  3. Используйте наглядность. Красочные картинки, фотографии, натуральные объекты (шишка, лист, камень, ракушка).

  4. Проводите в спокойной обстановке, без отвлекающих факторов.

  5. Начинайте с более простых вопросов, чтобы ребенок почувствовал уверенность.

Пример диагностической беседы («теста»)

Можно разделить задания на несколько блоков.

Блок 1: Общая осведомленность и узнавание

Цель: Оценить базовый объем знаний о природных объектах.

Материалы: Карточки с изображениями (животные, птицы, насекомые, деревья, цветы). Часть — распространенные (ромашка, кошка, воробей), часть — менее известные (дятел, клевер, божья коровка).

Задания:

  1. «Узнай и назови»: Покажите картинки по одной.

    • Что это? (показывая на ёжика, синицу, дубовый лист)

    • Ты видел(а) это вживую? Где?

  2. «Кто где живет?»:

    • Где живет медведь? (в лесу, в берлоге)

    • А рыба? (в реке, в озере, в море)

    • А сорока? (на дереве, в гнезде)

  3. «Что лишнее?»: Покажите ряд из 4 картинок, где 3 относятся к одной группе, а одна — нет.

    • Пример: Заяц, лиса, волк, корова. (Лишняя корова — домашнее животное).

    • Пример: Яблоко, огурец, помидор, ромашка. (Лишняя ромашка — это цветок, а не овощ/фрукт).

Блок 2: Наблюдательность и любознательность

Цель: Оценить стремление ребенка к получению новой информации о природе.

Задания:

  1. Вопросы о причинах и следствиях:

    • Почему птицы улетают осенью на юг? (им холодно и нечего есть)

    • Зачем ёжику иголки? (защищаться от хищников, носить листья и грибы)

    • Почему зайчик зимой белый? (чтобы прятаться в снегу)

  2. Ситуационный вопрос:

    • Если мы посадим в землю семечко подсолнуха, что из него вырастет?

    • Что нужно делать, чтобы растение не засохло? (поливать его)

  3. Вопросы от ребенка: После ваших вопросов спросите:

    • А у тебя есть какой-нибудь вопрос о природе? О ком или о чем ты хочешь узнать? (Это очень показательный вопрос. Сильный познавательный интерес проявляется в наличии собственных вопросов).

Блок 3: Эмоционально-оценочное отношение

Цель: Оценить эмоциональный отклик ребенка, его способность сопереживать природе.

Задания:

  1. Обсуждение картинки: Покажите картинку с красивым пейзажем (лес, луг, озеро) или с изображением милого животного.

    • Тебе нравится эта картинка? Что именно?

    • Хотел(а) бы ты там оказаться?

  2. Ситуация помощи:

    • Что ты сделаешь, если увидишь на тропинке маленького жучка? (обойдешь, перешагнешь, поможешь ему убраться в траву)

    • Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку, насыпать зерна)

Блок 4: Практическая деятельность

Цель: Выяснить, есть ли у ребенка практический опыт общения с природой.

Вопросы для беседы:

  • Ты бывал(а) в лесу? А в парке? Что тебе там запомнилось?

  • У тебя есть дома комнатные растения? Ты помогаешь за ними ухаживать?

  • У тебя есть домашний питомец? Кто? Если нет, хотел(а) бы? Зачем нужно ухаживать за животным?

Критерии оценки уровня познавательного интереса

Речь идет не о баллах, а о уровне выраженности интереса.

  • Высокий уровень:

    • Ребенок с enthusiasmом включается в беседу.

    • Знает не только распространенных, но и многих менее известных животных и растения.

    • Задает много собственных вопросов («а почему?», «а как?»).

    • Проявляет эмоции (радость, удивление, восхищение).

    • Имеет собственный опыт наблюдений (рассказывает о походе в лес, о найденной шишке и т.д.).

    • Понимает связи в природе (например, что бабочка произошла из гусеницы).

  • Средний уровень:

    • Ребенок охотно отвечает на вопросы, но сам их задает мало.

    • Узнает и правильно называет большинство распространенных объектов.

    • На вопросы «почему» отвечает с небольшими подсказками или упрощенно.

    • Эмоциональные реакции есть, но не ярко выраженные.

    • Опыт общения с природой ограничен (парк, дача, телепередачи).

  • Низкий уровень:

    • Ребенок пассивен, отвечает односложно («да», «нет», «не знаю»).

    • Путает названия животных и растений, даже распространенных.

    • Не проявляет curiosity, собственных вопросов нет.

    • Эмоционально реагирует только на самые яркие картинки (например, медвежонок).

    • Затрудняется ответить на вопросы о причинах и следствиях.

Рекомендации по развитию интереса

Вне зависимости от результата, главное — поддерживать и развивать интерес.

  1. Личный пример. Искренне делитесь своим удивлением и радостью от наблюдений за природой.

  2. Ответы на вопросы. Всегда находите время ответить на детский вопрос. Если не знаете ответа, скажите: «Отличный вопрос! Давай вместе поищем ответ в книжке/спросим у папы/посмотрим в интернете».

  3. Чтение. Энциклопедии для дошкольников, рассказы Пришвина, Бианки, Чарушина.

  4. Наблюдения. Чаще бывайте в парке, у водоема, в лесу. Не просто гуляйте, а рассматривайте кору деревьев, ищите муравейник, слушайте пение птиц.

  5. Практика. Посадите вместе растение (например, лук в стаканчике) и поручите ребенку за ним ухаживать. Смастерите и повесьте кормушку зимой.

  6. Творчество. Рисуйте, лепите из пластилина природные объекты, делайте аппликации из засушенных листьев.

Этот комплексный подход даст вам гораздо больше информации, чем простое тестирование, и поможет понять, как поддержать природную любознательность вашего ребенка.








































Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Узянбаева Мира

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна


Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника:

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна


Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника:

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна


Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника:

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна


Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника:

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Петров Платон

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Резников Иван

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Умитбаева Бэлла

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Крупин Мирон

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Кумушкулов Аскар

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна

Название работы: «Символ нашего города»

Номинация: графика

Ф.И. участника: Ильина Злата

Возраст: 5 лет

Группа: Старшая группа «Смешарики»

Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»

Воспитателя: Альмухаметова Лилия Адиковна
































Ход беседы:

(Воспитатель и дети сидят на стульчиках полукругом. В группу «входит» кукла Маша в курточке, сапожках и с зонтиком.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл! Это кукла Маша. Здравствуй, Маша! А почему ты так тепло оделась? Посмотрите, на Маше курточка, шапочка и сапожки. И зонтик с собой.

(Обращается к детям): Как вы думаете, почему Маша взяла зонтик?
Дети: (Возможные ответы) Потому что дождь, потому что мокро.

Воспитатель: Правильно! На улице часто идёт дождь. А ещё подул холодный ветер, стало прохладно. Мама сказала Маше, что наступила осень. Давайте мы с вами поближе познакомимся с этим временем года.

(Воспитатель показывает большую картину «Осенний парк»)

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Это осенний парк. Ребята, какое время года на картине?
Дети: Осень.

Воспитатель: Верно, осень. А что делает осень такая? Какая она? Посмотрите на деревья.

Воспитатель: Какие были листочки на деревьях летом?
Дети: Зелёные.

Воспитатель: А сейчас какие стали листочки? Посмотрите – жёлтые, красные, оранжевые. Как будто золотые! Поэтому осень называют «золотой». Ветер подует, листочки закружатся и тихо-тихо упадут на землю. Это называется листопад.

(Воспитатель берёт в руки несколько осенних листьев и подбрасывает их):
Смотрите, как листья падают! Давайте вместе скажем: листопад.
Дети: (Хором) Ли-сто-пад.

Воспитатель: А давайте мы с вами превратимся в листочки!

(Проводится физкультминутка):

Мы листочки, мы листочки, (Дети стоят, покачиваются)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (Присели)
Ветер дунуй – полетели! (Поднимаются, кружатся)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (Опускаются на корточки)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял. (Встают, поднимают ручки с листочками вверх)
Закружились, полетели,
И за парты тихо сели. (Сажаем детей на места)

Воспитатель: Молодцы, какие вы красивые листочки были! Но осень – это не только листопад. Осень – это время сбора урожая.

(Воспитатель берёт корзинку и показывает детям по очереди овощи и фрукты).

Воспитатель: Что это у меня в корзинке?
Дети: Яблоко! Груша! Морковка!

Воспитатель: Правильно! Осенью в садах и огородах люди собирают урожай: вкусные яблоки, груши, сладкую морковку. Это всё выросло за лето, и теперь мы будем это кушать. Давайте поможем Маше собрать урожай в её корзинку.

(Проводится дидактическая игра «Собери урожай»: дети по очереди подходят и кладут в корзинку Маши муляжи овощей и фруктов, называя их).

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно собрали.

(Возвращаемся к картине).

Воспитатель: Ребята, а куда же делись птички? Летом мы их много видели и слышали, как они поют.
Дети: Улетели.

Воспитатель: Верно. Птицам стало холодно и нечего кушать, поэтому они улетают в тёплые края. Они машут нам крылышками и говорят: «До свидания, до весны!»

Воспитатель (обобщает): Давайте вспомним, что же происходит осенью?

  • Стало холодно, дует ветер.

  • Часто идёт дождь.

  • Листья на деревьях становятся жёлтыми и красными и опадают – это листопад.

  • Птицы улетают в тёплые края.

  • Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы! Всё про осень узнали, Маше помогли. Маша говорит вам «спасибо» и дарит вам эти красивые осенние листочки, чтобы вы могли с ними поиграть.

(Воспитатель раздаёт детям листочки для свободной игры или последующего творческого занятия – аппликации или рисования).

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баишева Диана Юлаевна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676358


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства