«Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»
«Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»
Экспериментально доказать, что целенаправленно организованная эколого-развивающая среда способствует значительному повышению уровня познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»»
Тема: «Эколого-развивающая среда как средство воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет»
Цель эксперимента:
Экспериментально доказать, что целенаправленно организованная эколого-развивающая среда способствует значительному повышению уровня познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что познавательный интерес к природе у детей 6-7 лет будет устойчиво возрастать, если:
Будет создана и внедрена модель эколого-развивающей среды, включающая зоны для исследования, экспериментирования и творчества.
Деятельность детей в этой среде будет систематической и руководствуется взрослым, который стимулирует вопросы, поиск решений и самостоятельность.
Среда будет динамичной и трансформируемой, отражающей сезонные изменения и текущие интересы детей.
Этапы экспериментального исследования:
1. Констатирующий этап (Диагностика исходного уровня)
Задача: Выявить исходный уровень познавательного интереса к природе у детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп.
Методы диагностики:
Наблюдение (в естественных условиях: на прогулке, в уголке природы). Фиксируются:
Эмоциональный отклик: Проявляет ли ребенок радость, удивление, восторг при встрече с природным объектом?
Количество и качество вопросов: Задает ли ребенок вопросы о природе? (Как? Почему? Зачем?)
Продолжительность наблюдения: Сколько времени ребенок готов самостоятельно наблюдать за насекомым, растением, птицей?
Стремление к деятельности: Проявляет ли инициативу, чтобы покормить птиц, полить цветы, рассмотреть картинку в книге о природе?
Беседа по картинкам с природными сюжетами.
Примерные вопросы: «Что происходит на этой картинке?», «Почему белочка делает запасы?», «Как ты думаешь, куда улетают птицы?»
Анализ продуктивной деятельности: Рисунки на тему «Мое любимое животное» или «Осень в лесу». Оценивается детализация, выбор сюжета, цветовая гамма.
Критерии и уровни познавательного интереса:
Высокий: Устойчивый эмоциональный отклик, множество сложных вопросов причинно-следственного характера, длительные самостоятельные наблюдения, активное желание действовать.
Средний: Эмоциональные реакции ситуативны, вопросы простые (Что это? Как называется?), наблюдение непродолжительное, требуется побуждение взрослого к деятельности.
Низкий: Равнодушие, отсутствие вопросов и собственной активности.
Результаты этапа: Данные заносятся в таблицу, строится диаграмма. Уровни в КГ и ЭГ на этом этапе должны быть примерно одинаковыми.
2. Формирующий этап (Внедрение модели среды)
Задача: Реализовать в экспериментальной группе проект по обогащению эколого-развивающей среды. В контрольной группе работа продолжается по обычной программе.
Содержание работы в ЭГ:
Модель эколого-развивающей среды «Юный эколог»:
Центр исследования и экспериментирования («Лаборатория»):
Оборудование: Лупы (в т.ч. на подставке), микроскоп (детский), магниты, весы, мерные стаканчики, мензурки, пипетки, песочные часы.
Материалы: Коллекции семян, камней, шишек, перьев; природный материал (песок, глина, почва); «Волшебные мешочки» с природными объектами на ощупь.
Дневники наблюдений: Где дети зарисовывают этапы роста растения (проект «Лук-здоровяк»), результаты опытов (например, «Тонет – не тонет»).
Экологическая тропа на участке детского сада (создание новых станций):
«Метеоплощадка»: С флюгером, солнечными часами, дождемером (из пластиковой бутылки).
«Огород»: Индивидуальные грядки для детей, где они выращивают неприхотливые растения (горох, фасоль, календулу).
«Птичья столовая»: Кормушки, изготовленные вместе с родителями, и журнал наблюдений за зимующими птицами.
«Муравейник»: Станция для наблюдения за насекомыми.
Обогащение предметно-пространственной среды:
Пополнение библиотеки книгами-энциклопедиями, атласами, детскими определителями растений и животных.
Введение дидактических игр экологического содержания («Кто где живет?», «Пищевые цепочки»).
Создание альбома «Красная книга нашего края» (рисунки детей).
Роль педагога: Не директор, а партнер-исследователь. Задает наводящие вопросы («Что будет, если растение не поливать?»), организует проблемные ситуации, поддерживает инициативу детей.
3. Контрольный этап (Оценка эффективности)
Задача: Провести повторную диагностику по методикам констатирующего этапа и выявить динамику в обеих группах.
Методы: Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Обработка результатов:
Данные повторной диагностики заносятся в таблицу.
Сравниваются результаты КГ и ЭГ.
Строятся сравнительные диаграммы «до» и «после».
Проводится качественный анализ: изменилось ли качество вопросов детей (с «что это?» на «почему?»), стали ли наблюдения более длительными и детальными.
Ожидаемый результат: В экспериментальной группе будет зафиксирована статистически значимая положительная динамика по всем критериям (высокий уровень интереса возрастет, низкий – сократится). В контрольной группе изменения будут незначительными.
Выводы по эксперименту:
Эксперимент подтверждает гипотезу о том, что специально организованная, богатая и стимулирующая эколого-развивающая среда является мощным средством воспитания познавательного интереса к природе у детей 6-7 лет. Она создает условия для самостоятельной исследовательской деятельности, которая лежит в основе genuine детского любопытства и превращает его в устойчивый познавательный интерес.
Общие принципы проведения «теста»
Не называйте это тестом. Скажите: «Давай посмотрим интересные картинки и поговорим о природе» или «Поиграем в игру про животных и растения».
Создайте доброжелательную атмосферу. Ребенок не должен бояться дать неправильный ответ.
Проводите в спокойной обстановке, без отвлекающих факторов.
Начинайте с более простых вопросов, чтобы ребенок почувствовал уверенность.
Пример диагностической беседы («теста»)
Можно разделить задания на несколько блоков.
Блок 1: Общая осведомленность и узнавание
Цель: Оценить базовый объем знаний о природных объектах.
Материалы: Карточки с изображениями (животные, птицы, насекомые, деревья, цветы). Часть — распространенные (ромашка, кошка, воробей), часть — менее известные (дятел, клевер, божья коровка).
Задания:
«Узнай и назови»: Покажите картинки по одной.
Что это? (показывая на ёжика, синицу, дубовый лист)
Ты видел(а) это вживую? Где?
«Кто где живет?»:
Где живет медведь? (в лесу, в берлоге)
А рыба? (в реке, в озере, в море)
А сорока? (на дереве, в гнезде)
«Что лишнее?»: Покажите ряд из 4 картинок, где 3 относятся к одной группе, а одна — нет.
Пример: Яблоко, огурец, помидор, ромашка. (Лишняя ромашка — это цветок, а не овощ/фрукт).
Блок 2: Наблюдательность и любознательность
Цель: Оценить стремление ребенка к получению новой информации о природе.
Задания:
Вопросы о причинах и следствиях:
Почему птицы улетают осенью на юг? (им холодно и нечего есть)
Зачем ёжику иголки? (защищаться от хищников, носить листья и грибы)
Почему зайчик зимой белый? (чтобы прятаться в снегу)
Ситуационный вопрос:
Если мы посадим в землю семечко подсолнуха, что из него вырастет?
Что нужно делать, чтобы растение не засохло? (поливать его)
Вопросы от ребенка: После ваших вопросов спросите:
А у тебя есть какой-нибудь вопрос о природе? О ком или о чем ты хочешь узнать? (Это очень показательный вопрос. Сильный познавательный интерес проявляется в наличии собственных вопросов).
Блок 3: Эмоционально-оценочное отношение
Цель: Оценить эмоциональный отклик ребенка, его способность сопереживать природе.
Задания:
Обсуждение картинки: Покажите картинку с красивым пейзажем (лес, луг, озеро) или с изображением милого животного.
Тебе нравится эта картинка? Что именно?
Хотел(а) бы ты там оказаться?
Ситуация помощи:
Что ты сделаешь, если увидишь на тропинке маленького жучка? (обойдешь, перешагнешь, поможешь ему убраться в траву)
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку, насыпать зерна)
Блок 4: Практическая деятельность
Цель: Выяснить, есть ли у ребенка практический опыт общения с природой.
Вопросы для беседы:
Ты бывал(а) в лесу? А в парке? Что тебе там запомнилось?
У тебя есть дома комнатные растения? Ты помогаешь за ними ухаживать?
У тебя есть домашний питомец? Кто? Если нет, хотел(а) бы? Зачем нужно ухаживать за животным?
Критерии оценки уровня познавательного интереса
Речь идет не о баллах, а о уровне выраженности интереса.
Высокий уровень:
Ребенок с enthusiasmом включается в беседу.
Знает не только распространенных, но и многих менее известных животных и растения.
Задает много собственных вопросов («а почему?», «а как?»).
Путает названия животных и растений, даже распространенных.
Не проявляет curiosity, собственных вопросов нет.
Эмоционально реагирует только на самые яркие картинки (например, медвежонок).
Затрудняется ответить на вопросы о причинах и следствиях.
Рекомендации по развитию интереса
Вне зависимости от результата, главное — поддерживать и развивать интерес.
Личный пример. Искренне делитесь своим удивлением и радостью от наблюдений за природой.
Ответы на вопросы. Всегда находите время ответить на детский вопрос. Если не знаете ответа, скажите: «Отличный вопрос! Давай вместе поищем ответ в книжке/спросим у папы/посмотрим в интернете».
Чтение. Энциклопедии для дошкольников, рассказы Пришвина, Бианки, Чарушина.
Наблюдения. Чаще бывайте в парке, у водоема, в лесу. Не просто гуляйте, а рассматривайте кору деревьев, ищите муравейник, слушайте пение птиц.
Практика. Посадите вместе растение (например, лук в стаканчике) и поручите ребенку за ним ухаживать. Смастерите и повесьте кормушку зимой.
Творчество. Рисуйте, лепите из пластилина природные объекты, делайте аппликации из засушенных листьев.
Этот комплексный подход даст вам гораздо больше информации, чем простое тестирование, и поможет понять, как поддержать природную любознательность вашего ребенка.
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:Узянбаева Мира
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:Петров Платон
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника: Резников Иван
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:Умитбаева Бэлла
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника: Крупин Мирон
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника: Кумушкулов Аскар
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Название работы: «Символ нашего города»
Номинация: графика
Ф.И. участника:Ильина Злата
Возраст: 5 лет
Группа: Старшая группа «Смешарики»
Наименование учреждения: МДОБУ ЦРР д/с «Алёнушка»
Воспитателя:Альмухаметова Лилия Адиковна
Ход беседы:
(Воспитатель и дети сидят на стульчиках полукругом. В группу «входит» кукла Маша в курточке, сапожках и с зонтиком.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл! Это кукла Маша. Здравствуй, Маша! А почему ты так тепло оделась? Посмотрите, на Маше курточка, шапочка и сапожки. И зонтик с собой.
(Обращается к детям): Как вы думаете, почему Маша взяла зонтик? Дети: (Возможные ответы) Потому что дождь, потому что мокро.
Воспитатель: Правильно! На улице часто идёт дождь. А ещё подул холодный ветер, стало прохладно. Мама сказала Маше, что наступила осень. Давайте мы с вами поближе познакомимся с этим временем года.
(Воспитатель показывает большую картину «Осенний парк»)
Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Это осенний парк. Ребята, какое время года на картине? Дети: Осень.
Воспитатель: Верно, осень. А что делает осень такая? Какая она? Посмотрите на деревья.
Воспитатель: Какие были листочки на деревьях летом? Дети: Зелёные.
Воспитатель: А сейчас какие стали листочки? Посмотрите – жёлтые, красные, оранжевые. Как будто золотые! Поэтому осень называют «золотой». Ветер подует, листочки закружатся и тихо-тихо упадут на землю. Это называется листопад.
(Воспитатель берёт в руки несколько осенних листьев и подбрасывает их): Смотрите, как листья падают! Давайте вместе скажем: листопад. Дети: (Хором) Ли-сто-пад.
Воспитатель: А давайте мы с вами превратимся в листочки!
(Проводится физкультминутка):
Мы листочки, мы листочки, (Дети стоят, покачиваются) Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, (Присели) Ветер дунуй – полетели! (Поднимаются, кружатся) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. (Опускаются на корточки) Ветер снова набежал, И листочки все поднял. (Встают, поднимают ручки с листочками вверх) Закружились, полетели, И за парты тихо сели. (Сажаем детей на места)
Воспитатель: Молодцы, какие вы красивые листочки были! Но осень – это не только листопад. Осень – это время сбора урожая.
(Воспитатель берёт корзинку и показывает детям по очереди овощи и фрукты).
Воспитатель: Что это у меня в корзинке? Дети: Яблоко! Груша! Морковка!
Воспитатель: Правильно! Осенью в садах и огородах люди собирают урожай: вкусные яблоки, груши, сладкую морковку. Это всё выросло за лето, и теперь мы будем это кушать. Давайте поможем Маше собрать урожай в её корзинку.
(Проводится дидактическая игра «Собери урожай»: дети по очереди подходят и кладут в корзинку Маши муляжи овощей и фруктов, называя их).
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно собрали.
(Возвращаемся к картине).
Воспитатель: Ребята, а куда же делись птички? Летом мы их много видели и слышали, как они поют. Дети: Улетели.
Воспитатель: Верно. Птицам стало холодно и нечего кушать, поэтому они улетают в тёплые края. Они машут нам крылышками и говорят: «До свидания, до весны!»
Воспитатель (обобщает): Давайте вспомним, что же происходит осенью?
Стало холодно, дует ветер.
Часто идёт дождь.
Листья на деревьях становятся жёлтыми и красными и опадают – это листопад.
Птицы улетают в тёплые края.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы! Всё про осень узнали, Маше помогли. Маша говорит вам «спасибо» и дарит вам эти красивые осенние листочки, чтобы вы могли с ними поиграть.
(Воспитатель раздаёт детям листочки для свободной игры или последующего творческого занятия – аппликации или рисования).