Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников. Консультация для родителей. Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №244» Метальникова Мария Владимировна»
Экологическое воспитание дошкольников.
Консультация для родителей.
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад №244»
Метальникова Мария Владимировна
«… С природой дело обстоит совсем иначе,
чем, скажем, с дворцами, разрушенными
войной-их можно построить заново. А вот
если уничтожить живой мир, то никто,
никакая сила не сможет создать его вновь».
Б. Гржимек.
Этот год в нашей стране «Год экологии». Поэтому сегодня мы поговорим на эту тему. Как известно, экология (от др.- греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) -это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всем живым вокруг нас. Увы, в наши дни почти нет таких животных и растений, которым не угрожало бы вымирание по вине людей.
Вмешательства человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого нужно знать и любить природу, знать животных и растения. Которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
«Экологическое воспитание сегодня провозглашено приоритетным направлением в работе с дошкольниками. Очевидно, что залог эффективности экологической политики государства - высокий уровень культуры населения, уровень ответственного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, воспитание у детей осознанного отношения к природе, и формирование экологической культуры - первоочередные задачи общества. Об этом заявил председатель комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию Владислав Атмахов в ходе XIV научно-практической конференции по проблемам экологического воспитания в дошкольных учреждениях». Действительно, представление о природе и окружающем нас мире, дети начинают познавать с первых лет жизни. Они видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой, сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное, понюхать цветочек. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на ту красоту, которая нас окружает: какие красивые деревья поутру, как снег укрывает веточки инеем, как снег блестит на солнце. Что зимой деревья спят и у них только мы защитники. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину, потрескивание деревьев, их красоту и чистый прохладный воздух.
Весной природа пробуждается после зимнего сна, и мы радуемся каждой новой травинке, каждому листочку, каждому цветочку. Наблюдаем за птичками, которые с самого раннего утра начинают петь свои песни. Вы, наверняка, выезжаете в лес с детьми, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка и пение птиц. Объясните детям, что не нужно топтать траву и цветы, ломать ветки на деревьях, нельзя мусорить и загрязнять водоёмы. Приучите за собой собирать мусор и тушить костер. Собирая цветы и лекарственные травы, старайтесь не рвать их с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, для питания и лечения. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали в лесу, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, чтобы после дождика на этом же месте вырос новый гриб. Этим вы помогаете природе остаться в живых.
Посадите вместе с детьми у подъезда цветы, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет поливать клумбу, и класть корм в кормушку. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчика или черепаху, объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте его на улицу, мы в ответе за тех, кого приручили, лучше подарите друзьям или соседям.
А как прекрасен лес осенью, многообразие красок будоражат фантазию, соберите сухие листья, сделайте с детьми поделку, и украсьте ей комнату, порадуйте себя и свое чадо.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красоту окружающего мира, беречь и заботиться о ней, чтобы все окружающее нам приносило радость и удовольствие. Пожелание Вам воспитывать у детей чувство сострадания, и ответственности. Если дети будут бережно относиться ко всему, заботиться и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут добры и внимательны не только к окружающему миру, но и к вам - родителям.
Список используемой литературы: 1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология». Ростов – на – Дону, 2008.
2.Ляхов П. Р. «Я познаю мир». М.: АСТ, 1994. 3. Макарова Л.М. «Экологическая психология и педагогика»: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014. 4. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — Москва: «Смысл», 2000.