Эйдетика-технология развития познавательного мышления и здоровьесбережения дошкольников
Эйдетика-технология развития познавательного мышления и здоровьесбережения дошкольников
Эйдетика - это не только способ развития внимания, мышления, памяти, воображения, но и способ подачи учебного материала, который привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, услышать, подает новое через знакомые образы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эйдетика-технология развития познавательного мышления и здоровьесбережения дошкольников»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского»
Утверждаю:
Заместитель директора
________ С.Ю.Новоселова
«Эйдетика -
технология развития позитивного мышления
и здоровьесбережения дошкольников»
Автор воспитатель
Саламатова Лариса Николаевна
С. Усть-Кишерть
2022
Тема: «Эйдетика - технология развития позитивного мышления
и здоровьесбережения дошкольников»
Сегодня я хочу Вас познакомить со своим опытом работы «Приемы эйдетики в игровой деятельности по Формированию Элементарных Математических Представлений дошкольников». Мы живем в информационном обществе, — ежедневно каждый из наших воспитанников окунается в поток информации. Этот поток лавинообразно льется на каждого отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов.
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к познавательной и речевой активности, дарить ощущение успеха?
На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Очень важно понимать, что если ребенок что-то делает с напряжением, а еще хуже с перенапряжением, он заплатит своим здоровьем. Эйдетика относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач детского сада является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом метод Эйдетика – очень актуален.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Для дошкольника эйдетическое восприятие - это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания.
МетодЭйдетика ставит перед собой следующие задачи:
стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;
развить скрытые в каждом способности и таланты;
научить развернутой и осмысленной монологической речи;
способствовать развитию памяти, воображения, слухового и зрительного внимания.
Реализация данных задач проходит в трех направлениях:
Взаимодействие с воспитанниками и педагогами
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с социумом
В отличие от традиционной системы, эйдетика учитывает естественные процессы развития ребенка. Дошкольник усваивает новый материл с удовольствием.
Основные принципы данной методики основаны на следующем:
необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месте, может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);
постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое, что помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);
мысленной и зрительной прорисовки любого предмета, явления;
использование техники запоминания точной информации (мнемотехники).
Метод Эйдетика воспитатели могут использовать не только в познавательном, но и в речевом развития дошкольников. Заниматься с ребенком, используя игровые упражнения метода эйдетика можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.
Правила использования эйдетики:
1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.
3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.
Алгоритм игровой непрерывной образовательной деятельности по системе эйдетики, помогающий запомнить информацию. Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:
Убеждение ребенка в правильности его действий и способностях.
Правильная подготовка к процессу запоминания.
Работа с учебным материалом с использованием методов эйдетики.
Повторение пройденного материала.
Атмосфера во время занятий должна быть непринужденной, веселой. Если учтены все требования, то использование этой уникальной методики обязательно отразится на развитии памяти дошкольника, его внимательности и мышлении. Ребенок получит удовольствие от занятий, а учебный материал усвоится быстрее и легче.
Метод Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе следующих ассоциаций, которые вы видите на экране:
- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
- цветовых ассоциаций;
ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
- тактильных ассоциаций;
- предметных ассоциаций;
- звуковых ассоциаций;
- вкусовых ассоциаций;
- обонятельных ассоциаций;
- графических ассоциаций;
Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»
Игровые упражнения метода эйдетика
1. Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Воспитатель:
У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?
Дети:
Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.
Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.
На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.
2. Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Вот красный цвет. О чем вы подумали?
Дети.
Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.
Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.
Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.
Можно изменить ход игры: наоборот, предлагаю ряд предметных изображений: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
3. Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы подбираю картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Вопросы задаю аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
4. Упражнения эйдетики помогут выучить цифры. Упражнение также строится на основе ассоциаций и образов, которые вызывают числа. Ребенок должен мысленно связать цифру с образом, подумать на что она похожа.
Акровербальная техника
Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте дней недели, когда они не даются для запоминания.
Для повышения профессиональной компетенции педагогов и специалистов детского сада провожу консультации, мастер-классы, семинары по теме эйдетика для дошкольников, эйдетические игровые упражнения, система эйдетики. Это помогает коллегам поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для успешной работы познакомила родителей с технологией ЭЙДЕТИКА, объяснила ее значение, познакомила с правила проведения с детьми игровых упражнений в домашних условиях. Элементарное бытовое занятие можно превратить в полезное упражнение. К примеру, во время очередных сборов на улицу можно предложить малышу заранее перечислить вещи для прогулки в том порядке, в котором он их будет одевать, или «приготовьте» с крохой сказочный суп. Пусть ребенок назовет последовательность продуктов в своем рецепте первого блюда.
Игровое упражнение Сыщик. Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.
Родители активные участник образовательного процесса. Знакомлю родителей (законных представителей) с современными эйдетическими игровыми упражнениями, их целями и задачами. Провожу мастер – классы для родителей (законных представителей), в рамках заседаний родительских клубов с целью, применять эти упражнения дома.
Результативность использования игровых эйдетических упражнений
Итак, применение во время игр-занятий методов и приемов эйдетики помогает мне педагогу через неповторимый мир разнообразных образов сформировать:
речевую поли компетентность детей,
побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности,
стимулирует его коммуникативную активность,
способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, оптико-пространственную ориентацию и внимание.
Именно при использовании игровых эйдических упражнений у дошкольника появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, грамматически правильной связной речью.
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, творчества у дошкольников.
Русский полководец А. В.Суворов заметил:
«ПАМЯТЬ ЕСТЬ КЛАДОВАЯ УМА, В КОТОРОЙ МНОГО ПЕРЕГОРОДОК, А ПОЭТОМУ НАДО СКОРЕЕ ВСЁ УКЛАДЫВАТЬ, КУДА И КАК СЛЕДУЕТ». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!