Просмотр содержимого документа
««Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»»
МДОАУ «Детский сад №18 «Гнездышко» комбинированного вида г.Орска
Доклад: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов
в условиях введения ФОП ДОО»
г. Орск, 2024 год
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Исследовательница И.Г. Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем.
Основная проблема заключается в создании условий для достижения новых результатов, на которые раньше дошкольное учреждение не было ориентировано. Четкое понимание цели, направлений и содержания деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников функциональной грамотности определяет цель системы управления:
- проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста, проектированием развивающей предметно-пространственной среды;
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего мероприятия (отбором, перераспределением информации в соответствии с возрастом детей, индивидуальными интересами, задачами образовательной деятельности и т.д.);
- нормативная, способствующая выполнению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, условий осуществления образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- исследовательская – поиск, адаптация, модификация, разработка новых форм, методов, приемов работы с детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (лицами их замещающими), коллегами;
- мониторинговая – разработка средств педагогической диагностики согласно основным положениям ФГОС ДО; участие в системе мониторинга качества образовательной деятельности ДОО;
- рефлексивная – самоконтроль и саморегуляция профессиональной деятельности, определение стратегии и разработка маршрута профессионального самообразования.
В реализации образовательной деятельности по формированию функциональной грамотности дошкольников востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития:
- профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств;
- направленности их личности;
- мотивации деятельности;
- потребности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте, а также их готовности к этому в условиях инновационной деятельности.
Анализируя деятельность педагогов, можно сказать, что большинство из них остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к детям. Система повышения компетентности педагогов является основным способом организации личностно развивающей профессиональной среды, в которой раскрывается функционально-ролевой репертуар педагога в управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию развития ребенка.
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ повышается и будет повышаться, если будут созданы условия, а именно:
- создание личностно развивающей среды;
- организация профессиональных объединений из педагогов-специалистов;
- профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – при разнообразных формах методической работы;
- индивидуальное проектирование профессионального роста педагога, учет естественных различий личностей педагогов и вариативности их образовательных запросов;
- участие педагогов в методических мероприятиях различного уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования профессионального образа педагога нового типа.
Анализ использования механизмов управления ДОУ по формированию функциональной грамотности дошкольников как инструментов повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет сделать вывод о возможности ее развития при организации специальных условий в ДОУ. Отсутствие специальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов приводит к значительному снижению показателей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Необходимо привлекать педагогов к активному участию в методических мероприятиях различных уровней и направлений, что будет являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога. Реализация специально организованной личностно развивающей профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в максимальной степени будет стимулировать процесс и приведет к определенным изменениям позитивного характера .
Это значит – владение функциональной грамотностью сегодня – это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели, сейчас, так или иначе, выстроены с учетом этой компетенции.
Литература:
Вебинар
«Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать». Московского городского педагогического университета, 2021 г.
Савченко М.В. Формирование предпос
ылок функциональной грамотности
у детей дошкольного возраста
// Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.