Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к русской православной культуре.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к русской православной культуре.
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственныеВ настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к русской православной культуре.»
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к русской православной культуре.
«... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
К.Д.Ушинский
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в РФ, что нашло отражение в ряде значимых документов последнего времени (ФГОС ДО, концепция духовно- нравственного воспитания до 2010 г.) В ежегодном Послании Президента Путина В.В. Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовно-нравственные. Стратегическое направление образовательной политики в РФ предусматривает реализацию моделей духовно-нравственного воспитания молодежи, основанных на региональных приоритетах (православная культура, гражданское, патриотическое воспитание). В связи с этим важно реализовывать систему духовно-нравственного воспитания, основанную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие духовно здорового человека. Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духовным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности. В связи с этим, проблема духно - нравственого воспитания средствами русской православной культуры, а именно приобщение детей к православным обрядовым праздникам является актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Главной целью духовно-нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства. Православные фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский - по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу; Г.С. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов. Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. В народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Богата и многогранна наша национальная культура. И поэтому бывает обидно, что наши дети больше знают о «западных, языческих» праздниках, чем о своих национальных, православных. В школах проводят «Хэлоуин», «День святого Валентина», забывая при этом Рождество, Крещение. А Святки с их гаданием, ряжением, весельем и всеобщим гулянием! А Масленица — целую неделю народ веселился, все ходили друг к другу в гости, колядовали, угощались блинами. Вся праздничная неделя заканчивалась прощеным Воскресеньем, когда все просили друг у друга прощение, обнимали и целовали друг друга. А какой замечательный праздник Троица с девичьими хороводами, качелями. А многие ли из нас знают, что нашей области (а когда-то Оренбургской губернии) покровительствует сама Табынская Божья Матерь. Зато все знают, что этот год Красного огненного Петуха по китайскому календарю и мы ждем от него покровительства и успеха. Именно поэтому православная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Каждый православный праздник имеет свое событие. Православный праздник не есть веселье внешнее. С точки зрения нравственного воспитания и православной культуры это изменение себя к лучшему, вследствие чего происходит ликование души. Православные праздники обязательно имеют духовные традиции, то есть ценности поколений, жизненный опыт, в которых растет и развивается духовный человек, а в данном случае ребенок. Организация и проведение православных праздников для детей старшего дошкольного возраста в детском саду является яркой и эффективной формой приобщения ребенка к православной культуре, к традициям православного русского народа. Православные праздники являются формой воспитания ребенка в среде нравственного содержания, дают пример жизни нравственного и духовного человека, дают возможность использовать принципы православной педагогики. Работая по данному направлению, мы реализуем следующие задачи:
Приобщение детей к истокам народной культуры.
Расширение представления о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Знакомство детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями к народным праздникам.
Особенностями народного костюма и традиционных русских блюд.
Формируем желание использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки и т.д.).
Расширяем интерес к участию детей в народных праздниках.
Содействуем проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, попевок, частушек.
Продолжаем воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки и т.д.
В нашем детском саду изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходят со «звездой» - славят Христа; на Святках поздравляют детей из соседних групп колядкой, овсенем; встречают и провожают Масленицу; зазывают Весну, закликают птиц и т. д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народная игра, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. И мы должны сделать их достоянием наших детей. Ни один обрядовый праздник, который проводим в детском саду не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей мы начинаем еще в младшей группе: свистульки, колокольчики, деревянные ложки. Ребята старшего возраста знакомятся с другими народными инструментами, такими, как дудки, гусли, балалайка. В русских православных праздниках имеют место не только обряды, игры, хороводы, мы организуем с детьми сценки и кукольные театры. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. В целом, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходи наилучшее проникновение в его сознание. Таким образом, в результате углубленной, комплексной, систематизированной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; у детей формируются представления о морально- нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма; развита эмоционально-волевая сфера; воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Список используемых источников
Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2005. - N6. – С. 35-40.
Аполлонова К. А. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре / К.А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – М., 2012. – N5-6. – С. 12-18; С 14-20.
Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. - 2013. - вып. 3 (30). - с. 28-50