Задача современного дошкольного образования – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи являются источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание - одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм, можно оказать, большее влияние на поведение и чувства, если ребёнок осознаёт критерии морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте. Задача педагога - соединить соединить воспитание и обучение через изучение традиций культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своей республики, игры, песни, народные праздники, промыслы. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям. В работе нашего коллектива прослеживается несколько направлений работы с детьми: - Духовно-образовательное Педагоги строят образовательный процесс с учётом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. - Тематические занятия по темам: ("Моя семья", "Уроки нравственности", "Россия - родина моя", "Моя малая родина - Адыгея"). - Проектная деятельность ("Покормите птиц зимой", "Наш посёлок!", "Знакомство с народами Адыгеи"). - Беседы с детьми ("Будь всегда вежливым", "Ваши добрые поступки", "Добро и зло" и т.д.). - Чтение и анализ художественной литературы. - Рассматривание иллюстраций. - Прослушивание аудиозаписей. - Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые). В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых; учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Культурно-познавательное - Развлечения ("Времена года", "Масленица", "Проводы зимы", "День добра"). - Праздники ("Международный день птиц", "День земли", "День матери" и т.д.). - Художественно-продуктивная деятельность. - Экскурсии (к памятным местам, в библиотеку). - Целевые прогулки. Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника. Нравственно-трудовое - Все виды труда. - Продуктивная деятельность. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любви к ней. Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребёнок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Нами разработаны занятия, направленные на воспитание духовно-нравственной личности выпускника ДОУ.
Литература. 1. Абраменко, В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребёнка в различных общностях и социальных группах / В.В.Абраменко - М.: Проспект, 2009. 2. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). Н.А.Куприна, Н.Е.Богуславская. - М., 2001. 3. Васильева-Гангус, Л.П. Азбука вежливости /. Л.П. Васильева-Гангус М.: Просвещение, 1996.