kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Эмоционально - нравственное развитие детей в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрытие особенностей формирования эмоционально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста

Задачи:

 

Образовательные:

 формировать у детей умение анализировать межличностные конфликты и самостоятельно их регулировать;

 продолжать формировать знания детей об этических нормах взаимоотношений между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами;

закреплять знания о базовых эмоциях, способствовать осознанию ребёнком своих возможностей и способностей, формируя адекватную самооценку.

Развивающие:

развивать психические процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление) и мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ);

 развивать первоначальные представления об этическом поведении мальчиков и девочек;

 развивать способность оценивать эмоциональные состояния человека по жестам, мимике, движениям и способность контролировать свои эмоциональные состояния.

Воспитательные:

воспитывать у детей положительные черты характера (доброта, скромность, честность, дружелюбие);

воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;

 воспитывать положительные эмоционально - ценностные отношения ребёнка к окружающему миру, с развитием эмоциональных переживаний, чувств, социального опыта, с формированием духовно – нравственных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Эмоционально - нравственное развитие детей в детском саду"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –

ДЕТСКИЙ САД № 102 Г. ТОМСКА _____________________________________________________________________________

634062, г. Томск, ул. Бирюкова, 4 тел. 67-67-42, 67-67-69, 67-67-15

[email protected] http://ds-102.dou.tomsk.ru

ИНН 7017043340 КПП 70170100




ПРИНЯТА:

На Педагогическом совете №1

Протокол №_1_ от 01.09.2022г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ №102

_______________ А.Н. Микова

Приказ № 65-ОД от 01.09.2022г.







Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Эмоционально - нравственное развитие детей в детском саду»



Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года









Авторы программы:

Воспитатели I квалификационной категории

Гребенщикова И.С.

Пронькина С.А.





Томск 2022

СОДЕЖАНИЕ



1. Пояснительная записка………………………………………………………………...

3

1.1. Актуальность……………………………………………………………………………

4

1.2. Новизна………………………………………………………………………………….

5

1.3. Цель и задачи программы……………………………………………………………...

5

1.4. Сроки реализации программы…………………………………………………………

6

1.5. Ожидаемые результаты………………………………………………………………...

7

2. Содержание программы………………………………………………………………..

7

2.1. Реализация программы…………………………………………………………………

8

2.2. Интеграция образовательных программ………………………………………………

8

2.3. Методическое обеспечение…………………………………………………………….

9

2.4. Дидактический материал и техническое оснащение…………………………………

10

2.5. Содержание программы………………………………………………………………..

11

2.6. Учебно - тематический план…………………………………………………………...

26

3. Мониторинг усвоения программы.…………………………………………………...

28

3.1. Уровни освоения программы…………………………………………………………..

28

Список литературы…………………………………………………………………………………

30



























  1. Пояснительная записка

«Каждому ребёнку нужен мир, где можно смеяться,

танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым»

Малала Юсуфзай

Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эмоционально - нравственное развитие детей в детском саду» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 30.09.2020 г.

  5. Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  6. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  7. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  8. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  9. ООП ДО МАДОУ № 102 г. Томска.

К началу школьного обучения ребёнок проходит большой путь в своём развитии. В этом возрасте появляются элементы произвольности в поведении, происходят позитивные изменения в самосознании, дифференцируется самооценка, наполняясь содержанием. Нередко в детском саду можно встретить детей, которые враждебны, агрессивны, не умеют общаться, пассивны или наоборот импульсивны, тревожны.

Воспитатель в детском саду, обучая, воспитывая, развивая детей, формирует личность ребёнка. Для этого воспитатель определяет содержание деятельности детей в жизни детского сада, учит понимать, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, за что ругают или наказывают. В процессе этого сложного познания, сам ребёнок становится личностью со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Процесс эмоционально – нравственного развития детей будет более результативным, если осуществляется с опорой на собственный опыт, который приобретается в конкретных жизненных ситуациях. Однако, чтобы достигнуть поставленных целей, детям необходимо предоставить начальную информацию, которая бы активизировала их познавательные интересы.

Учитывая, что недостаточно сформированные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми; неумение владеть своими чувствами, эмоциями, неуверенностью в себе и своих возможностях, в последствии негативно отразится на обучении в школе - мы пришли к выводу - больше внимания в своей работе уделять развитию личности через обучение пониманию своих чувств, умению управлять эмоцией, своими желаниями, поведением, и выстраивать позитивное общение со сверстниками.


    1. Актуальность

У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы умения, навыки в общении со сверстниками и взрослыми, неумение владеть своими чувствами, эмоциями.

Причины:

  • Родители не уделяют достаточное внимание эмоциональному состоянию ребёнка;

  • Дети не всегда умеют следовать нормам и правилам поведения, недостаточно развита самостоятельность детей.

  • Дети дошкольного возраста недостаточно уверены в себе; у них нарушено социальное взаимодействие.

  • У дошкольников недостаточно развита эмпатия.

Актуальность программы определяется тем, что в современном российском обществе предъявляются совершенно другие требования к воспитанию подрастающего поколения. Папы и мамы уделяют основное внимание интеллектуальному развитию своих детей. Воспитание же эмоционально-нравственных основ личности нередко оказывается в «загоне»: ни семья, ни детские учреждения им сейчас почти не занимаются. А это серьезно сказывается на формировании личности ребенка.

Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь может стать ущербной. Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры.

Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец). Отсюда следует, что работа, направленная на формирование эмоционально- нравственных качеств личности дошкольника, очень актуальна и важна.



    1. Новизна

Новизна программы состоит в том, что важная роль отводится формированию эмоциональной стороны личности ребёнка через беседы, практические занятия, игры, упражнения, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, слушание художественных произведений, сопровождающие анализом.

Благодаря включению детей в освоение данной общеразвивающей программы, у дошкольников развивается личность через обучение пониманию своих эмоций, чувств, умений управлять своими желаниями, поведением и выстраивать позитивное общение со взрослыми и сверстниками.


    1. Цель и задачи программы

Цель: раскрытие особенностей формирования эмоционально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста


Задачи:


Образовательные:

  • формировать у детей умение анализировать межличностные конфликты и самостоятельно их регулировать;

  • продолжать формировать знания детей об этических нормах взаимоотношений между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами;

  • закреплять знания о базовых эмоциях, способствовать осознанию ребёнком своих возможностей и способностей, формируя адекватную самооценку.


Развивающие:

  • развивать психические процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление) и мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ);

  • развивать первоначальные представления об этическом поведении мальчиков и девочек;

  • развивать способность оценивать эмоциональные состояния человека по жестам, мимике, движениям и способность контролировать свои эмоциональные состояния.


Воспитательные:

  • воспитывать у детей положительные черты характера (доброта, скромность, честность, дружелюбие);

  • воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;

  • воспитывать положительные эмоционально - ценностные отношения ребёнка к окружающему миру, с развитием эмоциональных переживаний, чувств, социального опыта, с формированием духовно – нравственных ценностей.



    1. Сроки реализации программы

Дополнительная программа «Эмоционально - нравственное развитие детей в детском саду» рассчитана на два года обучения.

Первый год обучения (старшая группа) - 18 занятий (2 занятия в месяц).

Продолжительность занятия - 25 минут.


Второй год обучения (подготовительная группа) - 18 занятий (2 занятия в месяц)

Продолжительность занятия - 30 минут.


    1. Ожидаемые результаты образовательной деятельности


К концу старшей группы дети должны знать и уметь:

- различать мальчика и девочку по манере держаться и внешности;

- правильно выражать вои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

- оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

- различать эмоции по схемам - пиктограммам;

- употреблять в речи «волшебные слова»;

- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).


К концу подготовительной группы дети должны знать и уметь:

  • различать мальчика и девочку в основных чертах характера и поведения;

  • различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

  • контролировать свои эмоциональные реакции;

  • оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих;

  • уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

  • выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.



  1. Содержание программы

Содержание образовательной деятельности нацелено на развитие и воспитание эмоционально – нравственных качеств воспитанников через собственный опыт, наблюдение, игру.

Развитие эмоционально - нравственных качеств воспитанников проходит в утренние часы, на прогулках, перед обедом, частично на занятиях познавательного блока, а также проводятся специальные занятия, которые организуются после дневного сна, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Форма круга создаёт ощущение целостности взаимопонимание и взаимодействие детей. В ходе занятий позитивно подкрепляются все ответы детей, создаётся атмосфера взаимного доверия, исключается всякая критика, принимается и выслушивается всё, что говорится детьми

    1. Реализация программы

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это использование разнообразных игр при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, праздников.

Формы проведения: занятие в игровой форме.

Методы проведения:

Наглядный: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, пиктограмм

Словесный: художественное слово, дидактические игры, беседа, рассказы детей

Проблемный: обсуждение проблемной ситуации

Игровой: сюжетно - ролевые игры, игры по эмоционально - нравственному развитию, подвижные игры, этюды, игры - ассоциации; игры - упражнения

Продуктивный: рисование, оформление плакатов.

    1. Интеграция образовательных областей

Содержательная составляющая образовательной программы строится на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

  1. Речевое развитие

В процессе формирования эмоционально – нравственных качеств личности у детей развивается связная речь, обогащается словарный запас, формируется речевой этикет.


  1. Познавательное развитие

У детей формируется эмоциональное восприятие окружающего мира, понимание эмоциональных состояний и передачу своих эмоций доступными средствами; умение по- новому взглянуть на своего собеседника, проявление собственных чувств и желаний.


  1. Художественно - эстетическое развитие

Формируя эмоционально - нравственные качества развиваются творческие способности и воображение в процессе игровых упражнений, этюдов; совершенствуются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой). Через рисунок дети выражают свои эмоции, чувства, настроение, используя средства художественной выразительности. С помощью музыки дети учатся различать её характер, фантазировать, мысленно перевоплощаться; у детей развивается эмоциональная сфера и художественный вкус.


  1. Физическое развитие

Во время занятий применяются здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамические паузы, подвижные игры). У детей развивается мелкая моторика, физическая активность, пластика движений, осанка, жестикуляция.


    1. Методическое обеспечение

В группе для проведения занятий по реализации программы имеются все основные материалы:

- сюжетно - ролевые игры;

- магнитофон;

- диски с записями различной музыки;

- мяч;

- альбомы;

- цветные карандаши;

- театральные маски;

- игрушки для девочек и для мальчиков;

- колокольчик.





2.4. Дидактический материал и техническое оснащение

- картотека этюдов;

- сюжетно - ролевые картинки по темам занятий;

- карточки к игре «Покажи руками»;

- пиктограммы «Эмоции»;

- картотека игр на развитие эмоционально - нравственных качеств личности;

- картотека книг на формирование навыков общения.



    1. Содержание программы

Первый год обучения (старшая группа)

Сентябрь

Тема занятия

Задачи

Материал

Деятельность с детьми (формы работы)

1.









2.

«Моё имя»









«Автопортрет»

Закреплять в самосознании ребёнка положительное отношение к своему имени. Развивать умение обращаться друг к другу по имени. Развивать навыки общения.



Формировать у детей умение выделять отличительные признаки человека, различать свои индивидуальные способности (внешности, лицо, походка, пол). Воспитывать доброжелательность при общении друг с другом.






Две куклы, колокольчик; диск с записью «Звуки леса», детских песен; альбом и цветные карандаши на каждого ребёнка.







Картинки с изображением мальчиков и девочек, кукла, игрушечный мишка, альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.


Игра «Паровозик с именем»

Игра «Поём имя»

Игра «Колокольчик»

Игра «Потерялся мальчик»

Игра «Соседи»

Игра «Ветер шепчет имя»

Рисование



Чтение стихотворения Н.Найдёновой «Наши полотенца»

Упражнение «Выбери картинку»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Мишка и кукла»

Рисование «Живая рука»










Октябрь

Тема занятия

Задачи

Материал

Деятельность с детьми (формы работы)

3.

«Мы все такие разные»

Формировать умение различать индивидуальные особенности детей, определять свои вкусы в еде; предпочтения по отношению к животным, играм; сравнивать свой вкус со вкусом других.

Клубок ниток; бумажная тарелка и изображения различных продуктов.

1.Чтение стихотворения О.Князевой, Р. Стёркиной «Что тебе нравится?»

2. Игра «Клубочек»

3. Игра «Я люблю»

4. Игра «Дотронься до…»

5. Игра «Я умею»

6. Игра «Что не так»

7. Игра «Кто это?»

4.

«Сказочные герои из любимых сказок»

Развивать умение у детей при помощи мимики и жестов передавать характерные черты героев сказки, способствовать самовыражению ребёнка.

Мяч – «колобок»; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

1.Чтение стихотворения Ю.Мориц «Песенка про сказку»

2.Игра «Колобок»

3.Игра «Хоровод сказочных героев»


Ноябрь

5.


«Мимика и жесты»


Дать детям первоначальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы. Воспитывать у детей уверенность в себе.


Карточки «Покажи руками», театральные маски к сказке «Курочка Ряба»


1.Игра «Покажи руками»

2. Игра «Походки»

3.Игра «Расскажи стих руками»

4.Игра «Сказка без слов»

5.Этюд «Тише»




6.


«Что нужно сделать, чтобы тебя назвали другом?»


Познакомить с понятием «дружба», показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях; способствовать развитию конструктивного взаимоотношения, повышение уверенности в себе. Формировать у детей умение преодолевать трудности в общении.


Мяч, вырезанные из бумаги пары рукавичек (по количеству детей); карандаши трёх цветов; магнитофон и диск с записью песни М.Пляцевского, В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».


1.Этюд «Две подружки»

2.Упражнение «Назови друга ласково»

3.Игра «Передай мяч»

4.Игра «Рукавички»

5.Прослушивание песни М.Пляцевского и В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

6.Танцевальная композиция под мелодию (без слов) песни «Если с другом вышел в путь»

7. Игра «Рукавички»

8.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»




Декабрь

7.

«Мальчики и девочки»

Формировать у детей умения понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчиков с девочками.

Сюжетные картинки с изображением мальчиков и девочек; игрушки для мальчиков и игрушки для девочек.

1.Игра «Мальчики и девочки»

2.Игра «Знакомство»

3.Игра «Наши причёски»

4.Игра Надень и попляши»


8.

«Радость»

Познакомить детей с эмоцией радости; развивать у детей умение передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Пиктограмма «Радость»; картинка с изображением весёлой девочки или мальчика; запись с весёлой музыкой; воздушный шарик, альбомные листы и цветные карандаши.


1.Запись весёлой музыки

2.Танец под весёлую музыку

3. Игра «Клоун Тяп - Ляп»

4.Этюд «Золотые капельки»

5.Рисование «Оживи кружочки»


Январь

9.

«Удивление»

Познакомить детей с эмоцией удивления; развивать умение передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

Пиктограмма «Радость», «Удивление», картинка с изображением удивлённой девочки; альбомные листы, цветные карандаши.

1.Чтение стихотворения А. Барто «Купание»

2.Этюд «Удивление»

3.Упражнение «Эмоции»

4.Рисование «Оживи кружочки»


10.

«Горе»

Познакомить детей с эмоцией горя; развивать умение передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать умение эмоционально воспринимать грустное настроение; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Пиктограммы «Горе», «радость»; картинка с изображением грустной девочки; альбомные листы и цветные карандаши.

1.Рассказывание сказки «Теремок»

2. Этюд «Стрекоза замёрзла»

3. Упражнение «Тренируем эмоции»

4.Рисунок «Оживи кружочки»


Февраль

11.

«Страх»

Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Пиктограммы «страх», «радость», «удивление»; картинка с изображением испуганного мальчика; маска медведя, лисы, лисёнка; альбомные листы, цветные карандаши.

1.Рассматривание пиктограммы страха и изображения людей с испуганными лицами

2.Игра «Медвежонок»

3.Упражнение «Тренируем эмоции»

4.Этюд «Лисёнок боится»

5.Рисование «Оживи кружочки»


12.

«Наши эмоции»

Продолжать знакомить с эмоциями радости, удивления, страха, горе. Закрепить полученные на занятии знания. Расширять представления детей об эмоциях. Продолжать развивать эмпатию, воображение.

Изображения гномов (радостного и грустного); «кубик эмоций» (кубик средних размеров, на сторонах которого приклеены пиктограммы шести изученных детьми эмоций – по одной на каждой стороне кубика); диск с записью шума моря; две голубые ленты длиной 1- 1,5 м; карточки с изображениями облаков с разными настроениями; карточки СС упражнениями «Выбери такое же настроение»;альбомные листы, цветные карандаши.

1.Игра «Кубик»

2.Упражнение «Выбери такое же настроение»

3.Игра «Волны»

4.Игра «Зеркало»

5.Игра «Облако»

6.Рисунок «Нарисуй облако»


Март

13.

«Мамочка моя»

Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Дать представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и др.)

Сюжетная картинка «Семья»; кукла Маша; запись весёлой музыки; альбомные листы, цветные карандаши.

1.Беседа «С кем ты живёшь»

2.П/и «Карусели»

3.Этюд «Маме улыбаемся»

4.Рисование «Подарок для любимой мамы»


14.

«Правила домашнего этикета»

Развивать у детей умение ценить хорошие отношения и получать радость от общения со всеми близкими; создавать положительное эмоциональное настроение у детей.

Диск с записью звуков леса; альбомные листы и цветные карандаши.

1.Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок - невежа»

2.Игра «Найди свою маму»

3.Этюд «Любящие родители»

4.Рисование


Апрель

15.

«Я знаю, я умею, я могу»

Продолжать знакомить детей с позитивными способами общения со сверстниками.

Игрушка Лесовичок; маски зайца и лисы; диск с записью весёлой музыки; мяч; альбомные листы и цветные карандаши (по количеству детей).

1.Чтение стихотворения Г. Бехлера «Лесной дедушка»

2.Игра «Заяц и лиса»

3.Игра «Ласковое слово»

4.Игра «Скучно, скучно так сидеть»

5. Игра «Зайчик и одуванчик»


16.

«Путешествие в сказку»

Развивать навык общения ребёнка со сверстниками. Формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примере сказочных сюжетов и персонажей.

Диск или флешка с записью шумов леса; магнитная доска, фигурки для магнитной доски: муравей, гусеница, паук, кузнечик, водомерка, майский жук, берёза, муравейник; отрезки шнура длиной от 20 см до 1 м; несколько пуговиц, платок для завязывания глаз; мяч; альбомные листы и цветные карандаши.

1.Рассказ сказки с помощью фигурок

2.Игра «Волшебные превращения верёвочки»

3.Игра «Жмурки»

4. Игра «Доброе слово»

5.Рассказ «Картинка к сказке»


Май

17.

«Театр звуков»

Помочь детям осознать собственное эмоциональное состояние, вызванное тем или иным звуком; развивать воображение; воспитывать чувство ритма.

Записи различных звуков и шумов; музыкальные игрушки и инструменты; альбомные листы, карандаши (на каждого ребёнка)

1.Игра «Угадай - ка»

2.Игра «Оркестр»

3.Рассказывание сказки с помощью звуков


18.

«Мой внутренний мир»

Формировать умение описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание к себе, своим переживаниям; воспитывать положительный образ собственного я.

Запись спокойной музыки; объёмные домики с дверью (по количеству детей); альбомные листы и цветные карандаши (на каждого ребёнка).

1.Упражнение «Слушаем себя»

2.Игра «Домик настроений»

3.Игра «Ветер дует на …»

4.Игра «Знакомство - представление»






Второй год обучения (подготовительная группа)

Тема занятия

Задачи

Материал

Деятельность с детьми (формы работы)

Сентябрь

1.

«Цветик - семицветик»

Развивать у детей навыки позитивного социального поведения, чувство принадлежности группе. Способствовать раскрепощению детей.

Большой обруч, цветные верёвочки по количеству детей, бусинки, шнуры, цветок из цветного картона, запись со спокойной музыкой.

1.Игра «Ласковое слово»

2.Игра «Цветик - семицветик»


2.

«Мы с одной планеты»

Продолжать формировать чувство принадлежности к группе; расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими; воспитывать эмпатию.

Изображение инопланетянина, запись спокойной музыки; два листа ватмана; фломастеры, карандаши (на каждого ребёнка)

1.Игра «Чем мы похожи»

2.Игра «Ассоциации»

3.Игра «Мыльные пузыри»

4.Конкурс «Хвастунов»

5.Рисование планеты


Октябрь

3.

«Радость. Дружба»

Продолжать знакомить с чувством радости. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать своё. Воспитывать доброжелательность в общении.

Запись весёлой, лёгкой музыки «Звук моря», напольная мозаика.

1. Чтение стихотворения З.Александровой «Шарик»

2.Упражнение «Договорись взглядом»

3.Игра «Парный мост»

4.Игра «Волны»



4.

«Мальчики и девочки»

Формировать умение понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения между мальчиками и девочками; воспитывать доброжелательное отношение.

Игрушки (для мальчиков и девочек); карточки с изображением людей разного пола и возраста; запись музыки разного характера; контуры фигур девочки и мальчика; альбомы и цветные карандаши (для каждого ребёнка)

1.Беседа

2.Игра «Кинофильм»

3.Упражнение «Приглашение на танец»

4.Игра «Найди себе пару»


Ноябрь

5.

«С кем я живу»

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи. Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Сюжетная картинка «Семья», раздаточные картинки с изображением отдельных членов семьи, мяч, листы бумаги, цветные карандаши.

1.Беседа «Что такое семья»

2.Упражнение «Кто кому кто?»

3.Беседа «Чем порадуем родителей?»

4.Игра «Мы очень любим»


6.

«Мамочка, милая моя»

Продолжать воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному для ребёнка человеку - маме; формировать умение выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи; развивать умение получать радость от общения с близкими.

Запись весёлой музыки, альбомы и карандаши на каждого ребёнка.

1.Чтение стихотворения К.Тангрыкулиева «Матушка родная»

2.Упражнение «Расскажи о маме»

3.Игра «Если бы я был волшебником»

4.Рисование «Подарок для мамы»


Декабрь

7.

«Семейный этикет»

Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, развивать умение оценивать поступки свои и других людей; умение благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Мяч, альбомы, цветные карандаши (на каждого ребёнка)

1.Беседа

2.Ролевая игра «Уступать друг другу надо»

3.Чтение стихотворения «Мой день»

4.Сценка «Как я помогала»

4.Рисование ситуации, которая может быть дома


8.

«Подарки в Новый год»

Познакомить с историей возникновения празднования новогодних праздников.

Закрепить у детей мимические и пантомимические движения. Развивать навыки совместных действий при изображении общей истории. Развивать умение самостоятельно разрешать конфликты.


Диск с записью «Польки», «Вальса» П.Чайковского

1.Беседа «Праздник «Новый год»

2.Беседа «Хорошо получать подарки»

3.Игра «Изобрази героя»

4.Игра «Помоги кикиморе»

5.Игра «Замри»

6.Игра «кому дед Мороз подарил подарки»






Январь

9.

«Поговорим о доброте»

Закрепить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые способствуют этому понятию. Вырабатывать стремление совершать добрые поступки. Формировать у детей позитивный образ своего «я».

Три портрета девочки с разными выражениями лица (добрая, злая, равнодушная), листы бумаги, карандаши, кукла би-ба-бо «Злой волшебник», коврик дружбы.

1.Игра «Угадай настроение»

2.Упражнение «Помоги волшебнику

3.Упражнение «Выручи из беды»

4.Игра «Чунга - чанга»

5.Рисование «Рисуем музыку»


10.

«Можно ли обидеть словом»

Систематизировать и обобщить понятия и представления детей о ценности слова; раскрыть понятие «благотворительность»; развивать внимание к ближним, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него; воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение друг к другу.

Игрушка или картинка совы в очках; фонограмма песни «Если добрый ты» из мультфильма «Про кота Леопольда» (муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта); круг из картона и листок самоклеящейся бумаги (по количеству детей); индивидуальный лист с заданиями и фломастеры, листы бумаги для поделок в технике оригами, яркий мешочек.

1.Беседа

2.Игра - инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

3.Работа на индивидуальных листах

4.Игра «Волшебный мешочек»

5.Изготовление оригами









Февраль

11.

«Интерес»

Расширять представление об эмоции «интерес». Формировать у детей умение понимать свои чувства и чувства других. Развивать умение передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства.

Пиктограмма «Интерес», листы бумаги, цветные карандаши.


1.Чтение стихотворения «Скворушка» Е. Тараховская

2.Рассказы детей «Что меня интересует»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра - ассоциация «Интерес»

5.Этюд «Что там происходит»

6. Рисунок «Интересное занятие»

12.

«Моя родословная»

Обобщить знания детей о семье; воспитывать чувство долга и внимания к ближним; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

Фонограммма детской песенки - клипа про красный автобус; модель генеалогического дерева и модели деревьев (на каждого ребёнка), фотографии родственников детей.

1.Беседа

2.Чтение стихотворения Е. Губиной «Кто такие наши предки»

3.Игра «Семейная зарядка»

4.Составление истории своей семьи

5.Игра «Как живешь?»


Март

13.

«Грусть - печаль»

Расширять представления об эмоции «грусть»; формировать умение понимать чувства свои и других людей; развивать умение передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать преодолевать негативные настроении.

Пиктограмма «Грусть»; запись грустной мелодии, альбомы, цветные карандаши (на каждого ребёнка)

1.Беседа

2.Чтение стихотворения Р. Сефа «Бесконечные стихи»

3.Игра «море волнуется»

4.Игра - ассоциации «Грусть»

5.Этюд «Северный полюс»

6.Рисование


14.

«Ссора»

Развивать у детей умение анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

«Волшебная тарелочка», картинка с изображением двух поссорившихся девочек, листы бумаги, карандаши.

1.Чтение упражнения «Поссоримся»

2.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

3.Обсуждение проблемной ситуации из жизни группы

4.Рисование «Бабочка для друга»

Апрель

15.

«Добрые и злые поступки»

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Познакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Иллюстрации сказочных героев. Картинка с изображением драки, обручи, листы бумаги, карандаши, кукла мальчика.

1.Упражнение «Помоги Антошке»

2.Рассматривание иллюстраций большой мальчик обидел маленького

3.Упражнение «Добрый - злой»

4.Игра «По кочкам»



16.

«Волшебные добрые слова»

Систематизировать знания детей о «волшебных словах»; развивать умение анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.

Кукла Незнайка

1.Беседа

2.Чтение стихотворения О.Емельяновой «Вежливые слова»

3.Упражнение «Доброе утро»

4.Игра «Доскажи словечко»

5.Игра «Выполни движения»

6.Чтение мексиканской сказки «Вежливый кролик»

7.Обсуждение ситуаций


Май

17.

«Я знаю, я умею, я могу»

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления о себе и о своих отличиях от других. Формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общении со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Мяч, большой лист бумаги, цветные карандаши.

1.Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун»

2.Игра «Заяц - хваста»

3.Игра «Я и другие»

4.Игра «Колдун»

5.Игра «Я знаю»

6.Упражнение «Доброе животное»


18.

«Полёт на планету Нептун»

Обобщить знания детей по темам «Доброта», «Дружба», «Вежливость»; создать положительный опыт в стремлении совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми; способствовать развитию воображения, конструктивных навыков.

Два игрушечных медвежонка, набор геометрических фигур, изображение планеты, разделённых на четыре сектора, раскрашенных в разные цвета, сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков, фонограмма «песенка о доброте» из м/ф «Приключения поросёнка Фунтика» (сл. В. Шульжика, муз. В.Львовского); магнитофон.

1.Беседа

2.Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

3.Игра «это я, это я. это все мои друзья»

4.Игра «Добрые слова»

5.Игра «Ласковое слово»

6.Правила вежливости

7.Чтение сказки «Жадность»

8.Игра «Я - жадина»

9.Игра «Выбери хорошие поступки»

10.Правила дружбы.





























    1. Учебно - тематический план

Старшая группа

Месяц

занятия

Название темы

Общее количество занятий

Часы (минуты)

теория

практика

Сентябрь

1

«Моё имя»

1

10

15


2

«Автопортрет»

1

10

15

Октябрь

3

«Мы все такие разные»

1

5

20


4

«Сказочные герои из любимых сказок»

1

10

15

Ноябрь

5

«Мимика и жесты»

1

5

20

6

«Что нужно сделать, чтобы тебя назвали другом»

1

10

15

Декабрь

7

«Мальчики и девочки»

1

10

15

8

«Радость»

1

5

20

Январь

9

«Удивление»

1

10

15

10

«Горе»

1

10

15

Февраль

11

«Страх»

1

10

15

12

«Наши эмоции»

1

10

15

Март

13

«Мамочка моя»

1

10

15

14

«Правила домашнего этикета»

1

10

15

Апрель

15

«Я знаю, я умею, я могу»

1

10

15

16

«Путешествие в сказку»

1

10

15

Май

17

«Театр звуков»

1

10

15

18

«Мой внутренний мир»

1

10

15


18

155

300



Подготовительная группа

Месяц

занятия

Название темы

Общее количество занятий

Часы (минуты)

теория

практика

Сентябрь

1

«Цветик – семицветик»

1

10

20

2

«Мы с одной планеты»

1

10

20

Октябрь

1

«Радость. Дружба»

1

10

20

2

«Мальчики и девочки»

1

10

20

Ноябрь

1

«С кем я живу»

1

10

20

2

«Мамочка, миля моя»

1

10

20

Декабрь

1

«Семейный этикет»

1

10

20

2

«Подарки в Новый год»

1

10

20

Январь

1

«Поговорим о доброте»

1

10

20

2

«Можно ли обидеть словом»

1

10

20

Февраль

1

«Интерес»

1

10

20

2

«Моя родословная»

1

10

20

Март

1

«Грусть – печаль»

1

10

20

2

«Ссора»

1

10

20

Апрель

1

«Добрые и злые поступки»

1

10

20

2

«Волшебные добрые слова»

1

10

20

Май

1

«Я знаю, я умею, я могу»

1

10

20

2

«Полёт на планету Нептун»

1

10

20


18

180

360



  1. Мониторинг освоения программы

Мониторинг освоения программы социально - коммуникативной направленности «Полянка доброты и вежливости» проводится два раза в год: вводная (сентябрь - октябрь) и итоговая (март - апрель)

Что наблюдается?

1.Взаимодействие со сверстниками

2.Эмоциональное состояние

3.Использование в речи вежливых слов

4.Взаимодействие со взрослыми

5.Навыки социальных норм и правил поведения


    1. Уровни освоения программы

Метод: наблюдение, беседы.

Старшая группа


В - высокий уровень

Доброжелателен, открыт, проявляет эмпатию. Эмоционален. Внимателен и отзывчив к сверстникам. Легко, охотно устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие продуктивное, стабильное.

С - средний уровень

Избирательное отношение к окружающим людям. Не всегда доброжелателен. Соперничает. Не всегда эмоционален и адекватен. Словарь вежливости в спонтанной деятельности забывает применять.

Н - низкий уровень

Конфликтен, обижает детей. Отбирает игрушки. Нет чувства сопереживания. Контакт затруднён. Во взаимодействии характерно пассивное подчинение или обнаруживается неадекватность эмоциональных реакций повышенная тревожность, возбудимость, застенчивость).


Подготовительная группа


В - высокий уровень

Взаимодействие в группе сверстников идёт с учётом особенностей предпочитаемого вида деятельности. Проявляет заботу, дружелюбие. Умеет регулировать своё поведение (разрешить конфликт, сдерживать себя, признать правила, предложенные взрослыми и детьми). Свободное бесконфликтное, устойчивое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Ребёнок инициативен, способен к поддерживанию разговора, жизнерадостен.


С - средний уровень

Умеет определять характер сверстников, но не всегда дружелюбен во взаимодействии (не всегда заботлив, уступчив, не всегда может сдерживать себя или признавать правила игры, предложенные детьми)


Н - низкий уровень

Не способен принять правила сверстников в группе. Чаще в сверстниках видит отрицательное. Прерывает, мешает действиям других детей. Затрудняется разрешить конфликт. Не может сдерживать себя. Взаимодействие избирательное, безынициативное, контакт хрупкий.



















Список литературы:

  1. Алябьева А.Е. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: методическое пособие /Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера.2009

  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений - М.: АРТКИ, 2003

  3. Вместе дружная семья: цикл психологических бесед для детей старшего дошкольного возраста /Л.Н.Панова, Томск,1993

  4. Данилина Т.Д. В мире детских эмоций. Москва, 2007

  5. Клюева Н.В, Касаткина Ю.В.Учим детей общению, Ярославль,1997

  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1997

  7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Москва, 2003.

  8. Панина С.М. Духовно – нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности - Волгоград: Учитель - 2012

  9. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. - М.: ТЦ Сфера,2009

  10. Канал t.me/sasha_zhihareva «Сказки доброты»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пронькина Светлана Анатольевна, Гребенщикова Ирина Сергеевна

Дата: 29.01.2024

Номер свидетельства: 644895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства