kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа «Наураша в стране Наурандии»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа естественно-научной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Наураша в стране Наурандии»,»



































































СОДЕРЖАНИЕ


1. Целевой раздел программы………………………………………………………..3 стр.

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………….3 стр.


1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………………….....5 стр.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы………………………………….6 стр.

1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………….…6 стр.

2. Содержательный раздел программы…………………………………………..….7 стр.

2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………....7 стр.


2.1.1 Учебно-тематический план……………………………………………………......7 стр.

2.1.2. Содержание программы…………………………………………………………..8 стр.

2.1.3.Календарный учебный график……………………………………………………11стр

3. Организационный раздел программы…………………………………………...15 стр.


3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………….15 стр.


3.2. Обеспеченность методическими материалами…………………………………..16 стр.

3.3. Организация режима работы……………………………………………………...16 стр.

4. Список литературы………………………………………………………………...19 стр.













































1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Наураша в стране Наурандии», разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся

измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша в стране Наурандии», является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Цель – способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Наураша в стране Наурандии» - естественнонаучная.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы:

Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, наше дошкольное образовательное учреждение приобрело для использования в работе специальную новейшую разработку, детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую из 8 образовательно игровых модулей. Данные модули используются в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Занятия с дошкольниками в таких мини-лабораториях помогают решению задач, которые они ставят: - формирование целостной картины мира и расширение кругозора; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; - формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; - освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Актуальность программы заключается в следующем:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детям пяти-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы. Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс», «Кислотность», «Электричество», «Сила». В составе комплектов по всем темам имеются: датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен. Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Отличительные особенности программы:

Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники. Возможности настроек предусматривают: Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем; Переключение между темами; Ручную настройку выбора заданий; Свободный режим; Повторение заданий. Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей

Педагогические технологии:

  • технология группового обучения

  • технология развивающего обучения

  • технология коллективного взаимообучения

  • здоровьесберегающая технология

  • технология игровой деятельности

Возраст детей:

Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.


1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Развивающие:

  • способствовать развитию детской познавательной инициативы;

  • развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

  • развивать мыслительные операции, связную речь, память;

  • создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

  • создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

  • создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.


1.3. Принципы и подходы к реализации программы

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Основные принципы, заложенные с основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей); - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий); - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала), - информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).

1.4. Планируемые результаты освоения программы


- повышение уровня дошкольной готовности детей;

- проявление интереса к исследовательской деятельности;

- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

- развитие коммуникативных навыков


Формы подведения итогов реализации программы:

Формы текущей аттестации:

  • беседа, наблюдение, демонстрация опытов, участие в развлечениях для малышей с демонстрацией опытов.

Формы промежуточной аттестации:

  • беседа, наблюдение, проведение научных развлечений.

  • проведение КВН, демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп.

  • Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.

. Порядок и периодичность:

  • 1 раз в квартал





2. Содержательный раздел программы

2.1. Описание образовательной деятельности.


2.1.1 Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теория

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

1


1

Беседа, обсуждение.

2

Введение .Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

1


1


Беседа, обсуждение

3

Тепло или холодно


1

1

Эксперимент.

4

Лед и пламя


1

1

Эксперимент.

5

Температура комфорта


1

1

Эксперимент.

6

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


7

Что такое свет?


1

1

Эксперимент.

8

Свет и растения


1

1

Эксперимент.

9

Прохождение света через объекты


1

1

Эксперимент.

10

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


11

Что такое электричество


1

1

Эксперимент.

12

Почему горит лампочка


1

1

Эксперимент.

13

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


14

Что такое кислотность?


1

1

Эксперимент.

15

Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)


1



1



Эксперимент.



16

Магнитные чудеса


1

1

Эксперимент.

17

Земля – это магнит


1

1

Эксперимент.

18

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


19

Что такое пульс


1

1

Эксперимент.

20

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


21

Что такое сила


1

1

Эксперимент.

22

Сила удара


1

1

Эксперимент.

23

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


24

Что такое звук


1

1

Эксперимент.

25

Звук передается по воздуху


1

1

Эксперимент.

26

Такой разный шум


1

1

Эксперимент.

27

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)


1


1


Эксперимент.


28

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)


1



1



Эксперимент.



29

Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп



1




1




Научно-познавательное развлечение


30

КВН





1




1




Научно-познавательное развлечение


31

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)


1



1



Эксперимент.



32

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.



1





1





Научно-познавательное мероприятие




Всего

2

30

32




2.1.2. Содержание программы

Сентябрь Введение

  1. Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с Наурашей и страной Наурандией.

  2. Вводное занятие

Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Октябрь Температура

  1. «Тепло или холодно»

Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека. Закреплять представление детей о термометрах, их назначении, строении. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов».

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении.

  1. «Лёд и пламя»

Измерение температуры холодных и горячих предметов. Закрепить понятия «температура», «градус», «ноль градусов».

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру горячей и холодной воды, льда

  1. «Температура комфорта»

Знакомство с понятием комфортная температура.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру мороженного, эксперимент с лампочкой.

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: сделать похолодней, сделать жарко, создать комфортную температуру.

Ноябрь Свет

  1. Что такое свет?

Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием свет, скорость света, освещенность. Учить сравнивать освещённость различных объектов.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу (освещённость) света в комнате, фонарика, экрана компьютера.

  1. Свет и растения

Выяснить как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу света возле окна.


  1. Прохождение света через объекты

Выяснить через какие материалы свет проходит легко, а через какие – нет.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с двумя светофильтрами, эксперимент со шторами.

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с красителем, эксперимент с отражателями, эксперимент с фильтрами.

Декабрь Электричество

  1. Что такое электричество?

Дать детям общее представление об электричестве, познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды». Научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент «электрояблоко», «электролимон», картошка под напряжением, эксперимент с батарейками.

  1. Почему горит лампочка?

Обратить внимание детей на то, что не все лампочки одинаковые. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с лампочками.

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент «электричество внутри нас», «динамо-машина», «водное электричество».

Кислотность

  1. Что такое кислотность?

Познакомить с понятие «кислотность». Научить измерять кислотность разных продуктов. Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с содой, с водой, газировкой, лимонным соком, яблочным соком, апельсиновым соком.

Январь

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с растворителем, создать кислый вкус, создать очень кислый вкус, создать не кислый вкус.

Магнитное поле

  1. Магнитные чудеса.

Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». Изучение: полюсов магнита, видов магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Учить измерять поле различных магнитов. Различные бытовые магниты.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: исследовать кольцевой магнит, исследовать плоский магнит.

  1. Земля –это магнит.

Необходимо объяснить, что магнитные полюсы Земли расположены в обратном порядке: Северный магнитный – на у Южного географического полюса Земли, и наоборот.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: магнитные материалы.

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: остаточный магнетизм, эксперимент с экранированием, «магнитная левитация».

Февраль Пульс

  1. Что такое пульс?

Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого организма. Знакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: пульс взрослого, пульс ребёнка, когда сердце бъётся.

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: отключить пульс, создать медленный пульс, создать быстрый пульс.

Сила.

  1. Что такое сила?

Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием «вес предмета».

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерение веса.

  1. Сила удара

Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: Измерение силы, измерение силы удара, давление под колёсами.

Март

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: кто сильнее надавит, сила в единстве.

Звук.

  1. Что такое звук?

Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: почему одни звуки высокие , другие низкие, исследовать звук свистка.

  1. Звук передаётся по воздуху.

Познакомить с понятием «ультразвук». Закрепить понятия «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать голос взрослого, исследовать голос ребёнка, крикнуть всем вместе.

  1. Такой разный шум

Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать шум за окном.

Апрель

  1. Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: звук и расстояние.

  1. Работа в лаборатории по выбору детей.

Задания на закрепление изученных тем. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

  1. Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп

Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

  1. КВН

Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.

Май

  1. Работа в лаборатории по выбору детей.

Задания на закрепление изученных тем. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам

  1. Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.

Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам

2.1.3.Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

сентябрь

22

16.15

Беседа

1

Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

Помещение группы


2

сентябрь

29

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Введение Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

Помещение группы


3

октябрь

6

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Тепло или холодно

Помещение группы

Эксперимент

4

октябрь

13

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Лед и пламя

Помещение группы

Эксперимент

5

октябрь

20

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Температура комфорта

Помещение группы

Эксперимент

6

октябрь

27

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

7

ноябрь

3

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое свет?

Помещение группы

Эксперимент

8

ноябрь

10

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Свет и растения

Помещение группы

Эксперимент

9

ноябрь

17

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Прохождение света через объекты

Помещение группы

Эксперимент

10

ноябрь

24

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

11

декабрь

1

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое электричество


Помещение группы

Эксперимент

12

декабрь

8

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Почему горит лампочка


Помещение группы

Эксперимент

13

декабрь

15

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

14

декабрь

29

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое кислотность?


Помещение группы

Эксперимент

15

январь

5

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

16

январь

12

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Магнитные чудеса


Помещение группы

Эксперимент

17

январь

19

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Земля – это магнит


Помещение группы

Эксперимент

18

январь

26

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

19

февраль

2

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое пульс


Помещение группы

Эксперимент

20

февраль

9

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

21

февраль

16

16.15

Беседа

Игры -эксперименты


Что такое сила


Помещение группы

Эксперимент

22

февраль

23

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Сила удара



Помещение группы

Эксперимент

23

март

2

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

24

март

9

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое звук


Помещение группы

Эксперимент

25

март

16

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Звук передается по воздуху

Помещение группы

Эксперимент

26

март

23

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Такой разный шум


Помещение группы

Эксперимент

27

апрель

6

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

28

апрель

13

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

29

апрель

20

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп

Помещение группы

Научно-познавательное развлечение


30

апрель

27

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

КВН



Помещение группы

Научно-познавательное развлечение


31

май

4

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

32

май

11

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.

Помещение группы

Научно-познавательное мероприятие
















































3. Организационный раздел программы

3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ;

  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых

  • осуществляется образовательная деятельность;

  • учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступнойьи безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том

числе с песком и водой);

  • двигательную активность;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);

  • наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе

полифункциональных предметов, в том числе природных материалов,

пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных

пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

  • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды деятельности;

  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствии всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда.

Для проведения занятий данной программы необходимо помещение, оборудованное детской мебелью (столами) и рассчитанное минимум на 10 человек.

Место проведения: помещение группы.

Материально-техническая база

Техническое оснащение: видеоматериалы, Интернет, оборудование лаборатории.

Учебно-практическое оборудование:

Материал

Лаборатория «Температура»*

Лаборатория «Свет»*

Лаборатория «Звук»*

Лаборатория «Сила»*

Лаборатория «Электричество»*

Лаборатория «Кислотность»*

Лаборатория «Пульс»*

Лаборатория «Магнитное поле»*

Пластиковые контейнеры

Пластиковые стаканы

Стол экспериментальный

Стойка для цифровой лаборатории

Ноутбук Проектор

*Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий.

3.2 Обеспеченность методическими материалами

Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:

  • для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания,

кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;

  • для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с

солёной водой, б/у батарейки;

  • для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,

газированная вода;

  • для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные

магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,

скрепки;

  • для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;

  • для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные

звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха

человека;

  • для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы,

глобус, фонарики.

3.3. Организация режима работы

Программа «Наураша в стране Наурандии» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.





Режим занятий

Группа

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

Подготовительная группа

4

32

8 – 10


Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники.

Возможности настроек предусматривают:

  • Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;

  • Переключение между темами;

  • Ручную настройку выбора заданий;

  • Свободный режим;

  • Повторение заданий.

  • Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах.

  • Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.

Технологии, формы и методы

Используемые технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория

«Наураша в стране Наурандии»).

  • Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования,

определение темы исследования, формулирование цели исследования, выводы

по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в

познавательной деятельности).

  • Игровые технологии (компьютерная игра).

Формы и методы.

Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию познавательной деятельности у детей.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое ишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности: использование игр и упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально с каждым ребенком.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения;

  • обыгрывание той или иной ситуации;

  • использование сюрпризного момента;

Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения — это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.

Методы работы:

  • Индивидуальный.

  • Групповой.

  • Наглядный.

Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий: познавательная беседа; компьютерная игра; эксперимент; художественное творчество (описание результатов эксперимента).

Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

Способы работы с лабораторией:

  • Работа педагога с группой детей.

  • Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами.

  • Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе

проведения эксперимента.

  • Возможность повторить эксперимент.

























  1. Список литературы.


  1. Доронова Т.Н.Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001

  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008

  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015

  4. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;

  5. Моторин В. М. «Воспитательные возможности компьютерных игр». -Дошкольное воспитание, 2000г., №1;

  6. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015

  7. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);

  8. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов М.:Издательство «Ювента» ,2015

  9. Интернет - ресурсы


27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа «Наураша в стране Наурандии»,

Автор: Цирулик Светлана Михайловна

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства