3.3. Организация режима работы……………………………………………………...16 стр.
4. Список литературы………………………………………………………………...19 стр.
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Наураша в стране Наурандии», разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся
измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша в стране Наурандии», является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Цель – способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Направленностьдополнительной общеразвивающей программы «Наураша в стране Наурандии»-естественнонаучная.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, наше дошкольное образовательное учреждение приобрело для использования в работе специальную новейшую разработку, детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую из 8 образовательно игровых модулей. Данные модули используются в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Занятия с дошкольниками в таких мини-лабораториях помогают решению задач, которые они ставят: - формирование целостной картины мира и расширение кругозора; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; - формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; - освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Актуальность программы заключается в следующем:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детям пяти-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы. Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс», «Кислотность», «Электричество», «Сила». В составе комплектов по всем темам имеются: датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен. Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Отличительные особенности программы:
Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники. Возможности настроек предусматривают: Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем; Переключение между темами; Ручную настройку выбора заданий; Свободный режим; Повторение заданий. Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей
Педагогические технологии:
технология группового обучения
технология развивающего обучения
технология коллективного взаимообучения
здоровьесберегающая технология
технология игровой деятельности
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.
Сроки реализации программы: 1год.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
способствовать развитию детской познавательной инициативы;
развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Основные принципы, заложенные с основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей); - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий); - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала), - информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- повышение уровня дошкольной готовности детей;
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных навыков
Формы подведения итогов реализации программы:
Формы текущей аттестации:
беседа, наблюдение, демонстрация опытов, участие в развлечениях для малышей с демонстрацией опытов.
Формы промежуточной аттестации:
беседа, наблюдение, проведение научных развлечений.
проведение КВН, демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп.
Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.
.Порядок и периодичность:
1 раз в квартал
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Теория
Теория
Практика
Всего
1
Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией
1
1
Беседа, обсуждение.
2
Введение .Знако мство с Наурашей и страной Наурандией
1
1
Беседа, обсуждение
3
Тепло или холодно
1
1
Эксперимент.
4
Лед и пламя
1
1
Эксперимент.
5
Температура комфорта
1
1
Эксперимент.
6
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
7
Что такое свет?
1
1
Эксперимент.
8
Свет и растения
1
1
Эксперимент.
9
Прохождение света через объекты
1
1
Эксперимент.
10
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
11
Что такое электричество
1
1
Эксперимент.
12
Почему горит лампочка
1
1
Эксперимент.
13
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
14
Что такое кислотность?
1
1
Эксперимент.
15
Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
16
Магнитные чудеса
1
1
Эксперимент.
17
Земля – это магнит
1
1
Эксперимент.
18
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
19
Что такое пульс
1
1
Эксперимент.
20
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
21
Что такое сила
1
1
Эксперимент.
22
Сила удара
1
1
Эксперимент.
23
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
24
Что такое звук
1
1
Эксперимент.
25
Звук передается по воздуху
1
1
Эксперимент.
26
Такой разный шум
1
1
Эксперимент.
27
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
28
Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
29
Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп
1
1
Научно-познавательное развлечение
30
КВН
1
1
Научно-познавательное развлечение
31
Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)
1
1
Эксперимент.
32
Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.
1
1
Научно-познавательное мероприятие
Всего
2
30
32
2.1.2. Содержание программы
Сентябрь Введение
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с Наурашей и страной Наурандией.
Вводное занятие
Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».
Октябрь Температура
«Тепло или холодно»
Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека. Закреплять представление детей о термометрах, их назначении, строении. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении.
«Лёд и пламя»
Измерение температуры холодных и горячих предметов. Закрепить понятия «температура», «градус», «ноль градусов».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру горячей и холодной воды, льда
«Температура комфорта»
Знакомство с понятием комфортная температура.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру мороженного, эксперимент с лампочкой.
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: сделать похолодней, сделать жарко, создать комфортную температуру.
Ноябрь Свет
Что такое свет?
Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием свет, скорость света, освещенность. Учить сравнивать освещённость различных объектов.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу (освещённость) света в комнате, фонарика, экрана компьютера.
Свет и растения
Выяснить как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить силу света возле окна.
Прохождение света через объекты
Выяснить через какие материалы свет проходит легко, а через какие – нет.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с двумя светофильтрами, эксперимент со шторами.
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с красителем, эксперимент с отражателями, эксперимент с фильтрами.
Декабрь Электричество
Что такое электричество?
Дать детям общее представление об электричестве, познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды». Научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент «электрояблоко», «электролимон», картошка под напряжением, эксперимент с батарейками.
Почему горит лампочка?
Обратить внимание детей на то, что не все лампочки одинаковые. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с лампочками.
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент «электричество внутри нас», «динамо-машина», «водное электричество».
Кислотность
Что такое кислотность?
Познакомить с понятие «кислотность». Научить измерять кислотность разных продуктов. Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с содой, с водой, газировкой, лимонным соком, яблочным соком, апельсиновым соком.
Январь
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: эксперимент с растворителем, создать кислый вкус, создать очень кислый вкус, создать не кислый вкус.
Магнитное поле
Магнитные чудеса.
Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». Изучение: полюсов магнита, видов магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Учить измерять поле различных магнитов. Различные бытовые магниты.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: исследовать кольцевой магнит, исследовать плоский магнит.
Земля –это магнит.
Необходимо объяснить, что магнитные полюсы Земли расположены в обратном порядке: Северный магнитный – на у Южного географического полюса Земли, и наоборот.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша: магнитные материалы.
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: остаточный магнетизм, эксперимент с экранированием, «магнитная левитация».
Февраль Пульс
Что такое пульс?
Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого организма. Знакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: пульс взрослого, пульс ребёнка, когда сердце бъётся.
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: отключить пульс, создать медленный пульс, создать быстрый пульс.
Сила.
Что такое сила?
Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием «вес предмета».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерение веса.
Сила удара
Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: Измерение силы, измерение силы удара, давление под колёсами.
Март
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: кто сильнее надавит, сила в единстве.
Звук.
Что такое звук?
Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: почему одни звуки высокие , другие низкие, исследовать звук свистка.
Звук передаётся по воздуху.
Познакомить с понятием «ультразвук». Закрепить понятия «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать голос взрослого, исследовать голос ребёнка, крикнуть всем вместе.
Такой разный шум
Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: исследовать шум за окном.
Апрель
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Задания на закрепление изученной темы. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: звук и расстояние.
Работа в лаборатории по выбору детей.
Задания на закрепление изученных тем. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
КВН
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам.
Май
Работа в лаборатории по выбору детей.
Задания на закрепление изученных тем. Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам
Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.
Развивать у детей интерес к исследованиям и экспериментам
2.1.3.Календарный учебный график
№
п/п
Месяц
Число
Время проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1
сентябрь
22
16.15
Беседа
1
Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией
Помещение группы
2
сентябрь
29
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Введение Знако мство с Наурашей и страной Наурандией
Помещение группы
3
октябрь
6
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Тепло или холодно
Помещение группы
Эксперимент
4
октябрь
13
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Лед и пламя
Помещение группы
Эксперимент
5
октябрь
20
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Температура комфорта
Помещение группы
Эксперимент
6
октябрь
27
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
7
ноябрь
3
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Что такое свет?
Помещение группы
Эксперимент
8
ноябрь
10
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Свет и растения
Помещение группы
Эксперимент
9
ноябрь
17
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Прохождение света через объекты
Помещение группы
Эксперимент
10
ноябрь
24
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
11
декабрь
1
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Что такое электричество
Помещение группы
Эксперимент
12
декабрь
8
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Почему горит лампочка
Помещение группы
Эксперимент
13
декабрь
15
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
14
декабрь
29
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Что такое кислотность?
Помещение группы
Эксперимент
15
январь
5
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
16
январь
12
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Магнитные чудеса
Помещение группы
Эксперимент
17
январь
19
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Земля – это магнит
Помещение группы
Эксперимент
18
январь
26
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
19
февраль
2
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Что такое пульс
Помещение группы
Эксперимент
20
февраль
9
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
21
февраль
16
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
Что такое сила
Помещение группы
Эксперимент
22
февраль
23
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Сила удара
Помещение группы
Эксперимент
23
март
2
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
24
март
9
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Что такое звук
Помещение группы
Эксперимент
25
март
16
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Звук передается по воздуху
Помещение группы
Эксперимент
26
март
23
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Такой разный шум
Помещение группы
Эксперимент
27
апрель
6
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Игровые измерения (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
28
апрель
13
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
29
апрель
20
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп
Помещение группы
Научно-познавательное развлечение
30
апрель
27
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
КВН
Помещение группы
Научно-познавательное развлечение
31
май
4
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)
Помещение группы
Эксперимент
32
май
11
16.15
Беседа
Игры -эксперименты
1
Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.
Помещение группы
Научно-познавательное мероприятие
3. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступнойьи безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);
наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе
полифункциональных предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды деятельности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствии всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда.
Для проведения занятий данной программы необходимо помещение, оборудованное детской мебелью (столами) и рассчитанное минимум на 10 человек.
*Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий.
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:
для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания,
для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с
солёной водой, б/у батарейки;
для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,
газированная вода;
для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные
магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,
скрепки;
для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные
звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха
человека;
для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы,
глобус, фонарики.
3.3. Организация режима работы
Программа «Наураша в стране Наурандии» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Режим занятий
Группа
Количество занятий
Кол-во детей в группе
В месяц
в год
Подготовительная группа
4
32
8 – 10
Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники.
Возможности настроек предусматривают:
Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
Переключение между темами;
Ручную настройку выбора заданий;
Свободный режим;
Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах.
Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Технологии, формы и методы
Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория
«Наураша в стране Наурандии»).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования,
определение темы исследования, формулирование цели исследования, выводы
по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в
познавательной деятельности).
Игровые технологии (компьютерная игра).
Формы и методы.
Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию познавательной деятельности у детей.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое ишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности: использование игр и упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально с каждым ребенком.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
различные игровые упражнения;
обыгрывание той или иной ситуации;
использование сюрпризного момента;
Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения — это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий: познавательная беседа; компьютерная игра; эксперимент; художественное творчество (описание результатов эксперимента).
Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Способы работы с лабораторией:
Работа педагога с группой детей.
Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами.
Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе
проведения эксперимента.
Возможность повторить эксперимент.
Список литературы.
Доронова Т.Н.Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001
Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов М.:Издательство «Ювента» ,2015